Способы диагностики типа репрезентативной системы индивида

Разработчиками нейролингвистического программирования созданы методы диагностики репрезентативных систем человека. Данные методы включают в себя наблюдение за вербальными и невербальными ключами доступа. Поясним, что «ключами доступа» в НЛП являются внешние признаки внутреннего состояния индивида: движения глаз, словоупотребление, физиологические признаки…

Прежде чем перейти к описанию диагностических методик, следует сказать, что на первый взгляд для учителя и психолога, которые работают в классе с тридцатью учащимися, использование предлагаемых методик может показаться задачей просто не выполнимой. Это из-за того, что методики эти - индивидуальные. Эта задача была бы вполне реальна, если бы в классе было 14-16 учащихся. Поэтому тем специалистам, которые впервые сталкиваются с НЛП, хотелось бы порекомендовать, прежде всего, исследовать себя с целью определения своего типа репрезентативной системы. Мы предлагаем это для того, чтобы, во - первых, Вы могли убедиться в действенности этих методик, а во- вторых, для того, чтобы Вы приобрели опыт работы с данными методиками. Самый простой способ, и, пожалуй, вполне подходящий для начала, это провести тестирование. Использование предложенного ниже теста ограничено возрастными рамками. Поскольку в подростковом возрасте еще происходит формирование репрезентативных систем, то достоверные результаты будут получены при диагностике репрезентативных систем индивидов юношеского возраста (к примеру, студентов) и взрослых. Итак,

ТЕСТ

для определения типа репрезентативной системы индивида

Инструкция. Для проведения тестирования необходимо, чтобы испытуемый ответил на все 48 вопросов. Ответы могут быть «да» или «нет».

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Обожаю ходить в сауну, в баню.

5. В платье (костюме) для меня важен цвет.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

7. Меня развлекает подражание звукам.

8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

9. Люблю принимать массаж.

10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя платье (костюм) в витрине, знаю, что мне в нем будет хорошо.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Часто читаю во время еды.

15. Очень часто говорю по телефону.

16. Я склонен (а) к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, чем читать самому (ой).

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую, рисую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели и знакомые.

21. Легко отдаю деньги за цветы, потому, что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю сам (а) с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса много говорит мне о человеке.

27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

28. Люблю потягиваться, разминать конечности.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель - для меня это мука

30. Мне нелегко найти удобные туфли.

31. Очень люблю ходить в кино.

32. Узнаю когда-либо увиденные лица даже через годы.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Умею слушать то, что мне говорят.

35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стерео аппаратура.

38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освящения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Само пожатие руки много говорит мне о человеке.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия - это захватывающее дело.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Для обработки данных нужно подсчитать, в какой из групп вопросов больше положительных ответов. Это и будет основной модальностью в Вашей репрезентативной системе.

Визуально ориентированные вопросы: 1, 5, 8, 10, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 39, 40, 42, 45.

Кинестетически ориентированные вопросы: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Аудиально ориентированные вопросы: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

Одна из основ НЛП - использование при изучении внутренних процессов индивида как невербальных, так и вербальных сообщений. Мы предлагаем вниманию читателя описание двух методов определения репрезентативных систем индивида, один из которых базируется на анализе словесного описания индивидуального опыта, а другой заключается в получении неконтролируемой сознанием информации. Ключом к демонстрируемой индивидуумом неконтролируемой информации могут стать позы, мимические реакции, кинестетические ощущения, тембр голоса, а так же комплексное движение глаз. Изучение предикатов речи и глазодвигательной реакции индивида позволяет определить его репрезентативную систему.

Изучение типов репрезентативных систем подростков можно осуществлять как в индивидуальном порядке, так и наблюдая за поведением подростков на уроке. Конечно же, вначале необходимо освоить методики, изучая данное явление индивидуально.

Методика определения типа репрезентативной системы личности по предикатам

Определить тип RS личности можно, обращая внимание на предикаты (глаголы, наречия и прилагательные), которые человек использует для описания своего опыта.

Предикаты являются специфическими для той RS, в которой они функционируют.

Человек с визуальной основной модальностью в структуре RS часто употребляет слова: «вижу», «ясно», «картина», и т.д. Например, визуалы говорят «это проясняет задачу», «давайте рассмотрим эту проблему», «у нее солнечный характер», «вы только посмотрите, что она говорит!», «я не вижу вашего внимания». Аудиалы же обычно произносят такие слова, как «слышу», «звучит», «громко»: «в вашем ответе много разногласий», «я прибыл на кричащий привал» и т.д. Все, что связано со звуками, имеет для них особую важность. Кинестетически ориентированный индивид использует слова «чувствую», «легко», «тяжело», «давит»: «это вызывает скользкие чувства», «чувствуете, мы подходим к ответу?», «его слова пролились на меня как теплый дождь». Отметим, что следует обращать внимание, прежде всего на метафорические высказывания.

Наблюдая за поведением учащихся, анализируя их ответы на уроках и разговоры между собой, можно легко определить репрезентативный тип того или иного ученика.

Методика определения типа RS личности по глазодвигательным реакциям

В данной методике используются невербальные ключи доступа, которые представляют собой наблюдение за движениями глаз индивида. Дело в том, что свою речь человек постоянно сопровождает движениями глазных яблок. Такие движения, получившие название «паттерн» (от англ. pattern -сетка), с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях.

По данной методике исследователь визуально оценивает движения глаз при ответах испытуемых на специально подобранные вопросы. Вопросы должны быть аудиально, визуально или кинестетически ориентированы. Например: «Какого цвета глаза у Вашей мамы?» - визуально ориентированный вопрос; «Какую музыку Вы больше всего любите?» - аудиально ориентированный вопрос; «Какова на ощупь шерсть Вашего кота?» - кинестетически ориентированный вопрос. Вопросы, относящиеся к прошлому опыту, вызывают эйдетический набор образов - воспоминаний. Для ответа на вопрос о том, чего в прошлом не было, создаются сконструированные образы. Если перед тем, как ответить на ваш вопрос, тестируемый обратил свой взгляд вверх или вверх и налево, то это значит, что он увидел внутреннюю картину. Если вы заметили, что его глаза движутся по горизонтали или в левый нижний угол, то значит, он, прежде всего, услышал внутренне то, о чем идет речь. Если взгляд оказался скошенным вправо и вниз, значит, тестируемый сначала постарался вызвать в своей памяти ощущения. Методика определения типа репрезентативной системы индивида по глазодвигательным реакциям

В данной методике используются невербальные ключи доступа, которые представляют собой наблюдение за движениями глаз. Несомненно, каждый из нас замечал, что глаза собеседника находятся в постоянном движении. В процессе практически любой мыслительной деятельности человек постоянно производит движения глазными яблоками. Эти движения с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях. В зависимости от вектора направления эти паттерны можно упорядочить в определенную структуру, представленную на схеме (см. рис.1).

Способы диагностики типа репрезентативной системы индивида - student2.ru

Данная методика заключается в том, что исследователем визуально оцениваются движения глаз при ответах испытуемых на специально подобранные вопросы. Вопросы должны быть аудиально, визуально или кинестетически ориентированы. Например, кинестетически ориентированный вопрос: «Какова на ощупь шерсть вашего кота?». Необходимо заметить движение глаз до получения (!) вербального ответа. Если на заданный вопрос испытуемый отреагировал движением глаз вправо, вниз, то это означает, что задействована кинестетическая модальность. Если испытуемый, обдумывая ответ, направил свой взгляд, к примеру, влево, вверх, то это означает, что испытуемый предпочел визуальную модальность. Если испытуемый в ответ и на аудиальные вопросы направляет взгляд вверх, то это может означать, что основной модальностью в структуре репрезентативной системы является визуальная модальность.

Вопросы, относящиеся к прошлому опыту, вызывают образы-воспоминания (взгляд влево на уровне глаз или выше). Для ответа на вопрос о том, чего в прошлом не было, создаются сконструированные образы (взгляд направо, на уровне глаз или выше).

Данная схема глазодвигательных реакций верна для праворуких людей. При диагностике левшей и амбидекстеров необходимо составлять индивидуальную карту глазодвигательных реакций.

Слова «думать», «понимать», «помнить », «осознавать», «верить», «чувствовать», «знать» являются неспецифическими, поэтому использовать их не следует, так как ответ, который вы получите , будет случайным.

Исследователь должен уловить движения глаз до того, как испытуемый даст вербальный ответ. Расфокусирование взгляда и его неподвижность говорят о процессе визуального оценивания. Если на заданный вопрос вообще не получена реакция, необходимо задать более сложный вопрос.

Таковы два наиболее часто используемых способа диагностики типа RS.

Поскольку поведение людей с различными типами RS значительно отличаются друг от друга, то вполне логичным является определение типа RS личности по другим показателям, например, по жестикуляции.

Представим себе трех ораторов с различными репрезентациями мира. Оратор с основной аудиальной модальностью сопровождает свою речь движениями рук на уровне груди. Движения эти обычно очень скудные. Визуал жестикулирует не на уровне груди, а несколько выше. Визуалы обычно весьма активно жестикулируют, помогая себе тем самым поддерживать довольно высокий темп речи. Кинестетики обычно жестикулируют ниже уровня груди. Они часто помогают себе жестами усиливать высказывания и, напомним, что они стремятся сообщаемую информацию передать поведенчески.

Темп речивизуалов самый высокий, они говорят быстро, иногда теряя окончания слов, и легко отдаляясь от канвы разговора. Аудиалы говорят четко, ровно, последовательно излагая мысль. Кинестетики говорят медленнее всех, как бы с неохотой, понимая что словами зачастую трудно передать все богатство переживаемого.

Вы можете самостоятельно пополнять копилку характерных особенностей поведения личностей с различными RS.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Составьте списки слов и выражений, характерных для аудиалов, визуалов и кинестетиков.

2. Помимо специфических слов, указывающих на тип репрезентативной системы, есть так называемые «нейтральные » слова. Объясните, почему слова решать, думать, помнить, знать, медитировать, осознавать, оценивать, решать, учить и т.д. являются нейтральными?

3. Проведите диагностическое исследование с использованием тестового метода для определения типа репрезентативной системы индивида.

4. Составьте список визуально, аудиально и кинестетически ориентированных вопросов. Проведите диагностику типа репрезентативной системы индивида с помощью методики исследования глазодвигательных реакций.

5. Попрактикуйтесь в определении способа приема и переработки информации с использованием всех известных вам методов диагностики.

Рекомендуемая литература: 5,9,22,38,69.

Наши рекомендации