Определение своей репрезентативной системы

Методика Хэрри Алдера(источник - Алдер Х., 2000).

Методиканаправлена на определение ведущей модальности. Может использоваться при обследовании испытуемых в возрасте от 10 лет.

Инструкция: определите по 9 – бальной шкале насколько легко вы можете представить себе ситуации перечисленные ниже. Если образ очень чёткий как сама реальность – 9 баллов, если вообще не представить, то – 1 балл и т.д.

Визуальные представления.

1. У кого из ваших друзей или родственников самые длинные волосы.

2. Вспомните лицо своего школьного учителя.

3. Представьте себе полосы на шкуре тигра.

4. Вспомните цвет входной двери того места, где вы живёте или работаете.

5. Представьте себе любого телевизионного ведущего в какой-нибудь высокой шляпе.

6. Представьте себе самую большую книгу из своей домашней библиотеки.

Аудиальные представления.

1. Вспомните свою любимую мелодию.

2. Попробуйте услышать в своём воображении отдалённый звон церковных колоколов.

3. У кого из ваших друзей самый тихий голос.

4. Вспомните голос своего детского друга.

5. Представьте себе, как бы звучал ваш голос под водой.

6. Постарайтесь в своём воображении услышать шум морского прибоя.

Кинестетические представления.

1. Попробуйте представить, что вы окунаете свою левую ногу в холодную воду.

2. Представьте себе, что вы держите в руке гладкий бумажный стаканчик.

3. Представьте себе, что вы пихаете ногой кошку или собаку.

4. Представьте себе, что вы надели на ноги мокрые носки.

5. Представьте себе, что вы прыгаете с высокой стены.

6. Представьте себе, что вы катите по дороге колесо от машины.

Ключ.Суммируйте баллы по каждому виду представлений, максимальное количество баллов по каждой системе может равняться – 54. Чем ближе ваш результат к максимальному, тем ярче выражена у вас данная модальность.

* * *

Определение потребности в общении, методика Ю.М. Орлова.

( источник – Ильин Е.П., 2000).

Инструкция: внимательно прочитайте следующие положения. Если согласны, то поставьте «+», если не согласны, то «-».

1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.

2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.

3. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение.

4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, дружбы.

5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.

6. Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему-то ухудшается на строение.

7. Что быть удовлётворённымсобой, я должен кому-то в чём-то помочь.

8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.

9. Мои друзья мне основательно надоели.

10. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.

11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, повредит моим друзьям и знакомым.

12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.

13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.

14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные хлопоты.

15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.

16. Мне больше нравится приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.

17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращения.

18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.

19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.

20. Мне жалко брошенных собак и кошек.

21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.

22. Я люблю бывать среди друзей.

23. Я долго переживаю ссоры с близкими.

24. У меня опреределённо больше близких людей, чем у многих других.

25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.

26. Я больше доверяю собственным интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждению о них других людей.

27. Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.

28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

29. по отношению ко мне люди часто неблагодарны.

30. Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.

31. ради друга я могу пожертвовать всем.

32. в детстве я входил в одну «тесную» компанию.

33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.

Обработка результатов. Ответ по каждому пункту оценивается в 1 балл. Баллы проставляются только при ответе «да» по следующим пунктам: 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, , 28, 30, 31, 32, 33.; только при ответе «нет» - по пунктам: 3, 4, 5, 6, 10, 15, 16, 25, 27, 29.

Чем больше сумма баллов, тем больше потребность в общении.

* * *

Социометрия

(источник - Битянова М.Р., 2001)

Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в практической психологии человека Дж. Морено. Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии—антипатии людей, он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе.

Социометрия создана своим творцом для изучения структуры эмоциональных межличностных предпочтений, и какое изощренное применение ни нашел бы для нее конкретный психолог, она будет измерять только это. Но! Если провести ее грамотно и творчески, она сделает свое дело блестяще.

Это то, что касается изначальной теоретической ориентации теста и его реальных возможностей. Другое замечание — в отношении его практического применения. Для многих сегодняшних школьных психологов утверждение о том, что социометрия — удобный дня практического использования метод, звучит как издевательство. Увы, действительно, после того как вся тягостная обработка закончена: социоматрица, социограммы положительных и отрицательных связей, личные социограммы, социометрические индексы, — очень часто появляется ощущение, что полученная информация не стоит вложенного в нее труда. А между тем метод был создан крупным практиком, ценившим личное и рабочее время и понимавшим реальное место психодиагностики в системе профессиональной деятельности. Метод изначально был прост, информативен и имел непосредственный коррекционный смысл. Однако в дальнейшем он стал обрастать различными исследовательскими изысками. Особенно много их было придумано именно в отечественной социальной психологии и педагогике, где теория и исследование всегда ценились чрезвычайно высоко. А практики... что ж, пусть приспосабливают свою деятельность к тому, что для них создано.

Тест позволяет анализировать особенности социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы. Каждый человек в группе имеет эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус — позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчет числа положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данного человека всеми членами его группы. Если теперь мы представим все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы. Она достаточно устойчива, очень важна для развития группы в целом, многое определяет в индивидуальных судьбах. Ее изучение, формирование и коррекция — важное дело психолога. Особенно важно психологу знать о четырех параметрах социометрической структуры группы.

Социометрический тест

Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред. Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь вписывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску, там указаны все фамилии

Прежде чем начать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Удачи!».

Фамилия и имя __________________________

Класс________________

Дата тестирования________________________

Наши рекомендации