Кроповницкий О.В. Тренинг личностного роста для подростков

ISBN 5-7841-0734-2

@ Кроповницкий О.В., 2001

Введение

Ода вторнику

Как мало вторников в неделе

Один лишь вторник на семь дней

И в эти дни я еле-еле

Живу. Скорее же, скорей.

День, два пройдут. Наступит третий,

Четвертый, пятый и шестой.

И вот плыву я в центра сети –

Ведь наступает и седьмой.

Здесь все не так. Здесь солнце светит –

Ведь знает, где ему светить.

Родными стали стены эти…

А может все здесь освятить?

Зачем? Тут все уже святое.

Душа находит здесь приют

Для сердца милое, родное –

Тепло, надежда и уют.

И злобе не пройти сквозь стены,

Построенные из добра.

Здесь нет предательства, измены

Жизнь так прекрасна и бодра.

Ты сердце в центре оставляешь –

Оно зовет тебя опять

И незаметно начинаешь

Вдруг дни до вторника считать.

Введение

Одной из форм групповой работы с подростками является тренинг личностного роста. Это тренинг для подростков без каких-либо психических отклонений. Он направлен на решение психологических задач этого возраста. Возрастные границы участников тренинга приблизительно 14-20 лет. Возраст в данном случае определяется этапом в формировании Я-концепции человека, на котором перед ним встают специфические задачи, относимые психологами к переходному периоду от детства к юности и зрелости. Основной задачей этого периода является формирование основных компонент Я-концепции; в первую очередь самосознания и на его основе - мировоззрения, убеждений, идеалов, самоопределения и т.д. В соответствии с этим, тренинг строится таким образом, чтобы, во-первых, создать условия для личностного роста, которые помогут подросткам и юношам в решении возникших у них психологических задач, «вопросов» поиск ответов, на которые является жизненно важным для формирования зрелой личности.

Специфика данного возраста такова, что у подростков возникает потребность в понимании самих себя, во взгляде на себя глазами других людей, особенно ровесников. Только проявив себя вовне, человек может судить о том, что он из себя представляет и на что способен. Выполняя разные задания и психологические упражнения (испытания) подросток получает в тренинге такую возможность. Только проявив себя каким-то образом на глазах у других людей, можно надеяться получить от них обратную связь о том, что они видели и какое у них об этом представление. Тренинг дает подростку шанс увидеть себя глазами своих ровесников.

Во-вторых, тренинг личностного роста с подростками выполняет еще одну очень важную функцию в работе практического психолога, социального работника, социального педагога. В сознании подростка все люди, которые могут оказать ему психологическую или социальную помощь, ассоциируются с представителями воспитательной, контролирующей и наказывающей системами (родители, учителя, воспитатели, инспектора ОППН и т.д.). Поэтому, когда психолог или социальный работник предлагает свою помощь, подростки относятся к ним недоверчиво, с подозрением, не идут на контакт, тем самым, отвергая саму возможность оказания им помощи. В этой ситуации психолог, социальный работник бессильны что-либо сделать. Одним из основных и необходимых условий, позволяющих оказывать такого рода помощь, является установление доверительных отношений между подростком и взрослым осуществляемое следующими принципами и методами тренинга.

Для того чтобы подросток приходил на занятия, его необходимо заинтересовать. Поэтому ему предлагаются упражнения, релевантные его возрасту, находящиеся в области его интересов и в зоне ближайшего развития.

Руководитель (сколько бы ему ни было лет) и подросток во время тренинга (а со временем и вне его) обращаются друг к другу на "ты". Общение в тренинге осуществляется по именам, которые выберут сами подростки. Это правило обеспечивает принцип равенства, к которому подростки так стремятся и без которого невозможно построение доверительных отношений. Не обязательно называться своим именем, тем более называть свою фамилию. Данное дополнение, а также принцип конфиденциальности (все, говорится на занятии тренинга, не может быть вынесено за его пределы; запрещены обсуждения с кем бы-то ни было вне тренинга того, что происходило и кто присутствовал на тренинге) создают благоприятную почву для установления доверительных отношений между подростком и руководителем тренинга. В дополнение к этому есть еще один и, как мне кажется, самый эффективный фактор - руководитель на равных, вместе с подростком выполняет все задания и упражнения. При этом руководитель является открытым, аутентичным, самодостаточным, личностно зрелым, что значительно облегчает установление доверительного контакта. Кроме того, руководитель выступает образцом, к которому подростку необходимо стремиться в решении своих психологических задач.

Тренинг можно проводить 1-2 раза в неделю, за исключением летнего трудового лагеря либо любой другой ситуации, в которой впервые познакомившиеся подростки общаются друг с другом все 24 часа в сутки. Каждое занятие длится приблизительно 2,5-3 часа. Продолжительность самого тренинга определяется количеством занятий, требуемых для решения подростком своих задач.

Необходимость в появлении этого направления в групповой работе вообще и в практической работе с подростками в частности, определяется следующими факторами. Сам характер возникающих в подростковом периоде проблем свидетельствует об ограниченности индивидуальных методов коррекции эти методы необходимы, эффективны, но они не достаточны. Что касается конкретной формы "Тренинга личностного роста с подростками", то в его формировании лежат три независимых основания. Основание, лежащее в потребностях консультационной работы с подростками. Групповая работа родилась в нуждах индивидуальной консультационной работы. У родителей возникли трудности с приводом подростков к психологу. Но в возрастно-психологическом консультировании точки зрения одних только родителей недостаточно. Нужно посмотреть на проблему глазами ребенка. Тогда возникла идея устроить для детей клиентов другую форму работы. Это форма группового психологического тренинга. При этом возникает большой шанс установления доверительного контакта, после которого можно начинать работать непосредственно с подростком.

Второе. Около 1977г. в Москве проходили арены психотерапевта А.Б. Добровича. Он показывал психотерапевтическую работу с большими аудиториями. У него была команда помощников, соответствующее освещение, специально подобранная музыка. Добрович работал со всем залом (зал выполнял упражнения один на один или с соседями). На сцене он работал с группой в 20-120 человек на виду у сопереживающего зала. С помощью зала работал даже с индивидуальными проблемами. Тогда появилась мысль, что можно работать с подростками не только тет-а-тет, но объединив их в группу.

Третье.Опыт работы психологов в школе по преподаванию психологии. Уроки могут и должны проводиться в форме активных психологических занятий, в виде тренингов. Такая форма является более наглядной, яркой и значительно стимулирует познавательные интересы подростков в области психологии.

Тренинг личностного роста - это тренинг, создающий условия для личностного роста подростков. Это не обучающий тренинг, не тренинг-коррекция и не тренинг-терапия. Это развивающий и возрастно-специфический тренинг. В результате работы группы есть и научение, и коррекция, и терапевтический эффект. Но это все побочные эффекты. Нет такой задачи, чтобы всех развить, а есть задача - создать условия для личностного роста. В сердцевине тренинга – психологические задачи подросткового возраста. Это тренинг для решения возрастных задач. Ключевая из них - формирование Я-концепции личности. У руководителя тренинга есть цель - помочь подростку в формировании его Я-концепции. Нет целей: научить, воспитать, скорректировать. Поэтому каждый подросток должен сам сконструировать свои цели исходя из тех личностных проблем, которые привели его на тренинг. Еще одна цель - продвинуть в своем развитии подростка для прихода к психологу на личную консультацию, установив перед этим, доверительные отношения.

Наши рекомендации