Назвать основные направления психологического консультирования семьи ребенка с нарушениями развития.
- Названы все (три) направления консультирования
- Названо только одно направление
- Направления названы неправильно
Определить с помощью анкетирования родителей ребенка с ОВЗ возможные проблемы, осложняющие внутрисемейные контакты.
- Перечислено несколько возможных проблем
- Названа только одна проблема
- Названные проблемы определены неправильно
Определить задачи психолога для установления контакта с родителями ребенка с ОВЗ
- Перечислены все задачи
- Названа одна задача
- Указанные задачи определены неверно
Перечислить задачи, на которые должно быть направлено консультирование отцов детей с ОВЗ
- Задачи полностью учитывают потребности взаимных контактов детей с отцами
- Задачи представлены фрагментарно
- Задачи представлены бессистемно
Перечислить задачи, на которые должно быть направлено консультирование матерей детей с ОВЗ
- Задачи полностью учитывают потребности взаимных контактов детей с матерями
- Задачи представлены фрагментарно
- Задачи представлены бессистемно
Подобрать диагностический комплекс для изучения проблем в семьях детей с ОВЗ
- Диагностический комплекс подобран с учетом психологических особенностей родителей, их возраста, социокультурных потребностей, особенностей психического развития ребенка
- При подборе методик обследования не учтены значимые параметры
- Отмечаются ошибки и бессистемный характер в выборе методик
Составить диагностический комплекс для изучения профессиональных предпочтений подростка, молодого человека с ОВЗ
- Диагностический комплекс подобран с учетом профессиональных и социокультурных предпочтений подростка, молодого человека с ОВЗ, его психофизических возможностей и пожеланий родителей
- Диагностический комплекс учитывает лишь отдельные особенности подростка, молодого человека с ОВЗ
- Диагностический комплекс составлен неверно
Определить направления реабилитации лица с ОВЗ с учетом потребностей его семьи
- Названные направления реабилитации учитывают все возможные потребности лица с ОВЗ, а также и потребности членов его семьи
- Указано лишь одно (два) направление реабилитации
- Направление реабилитации указано неправильно
Определить задачи педагогов по реализации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ
- Задачи определены полностью и верно
- Перечислены лишь отдельные задачи
- Задачи указаны неверно
Перечень вопросов к зачету
(подготовиться к 31.08.2017)
Вопросы к зачету
1.Цели и задачи психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
2. Принципы оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
3.Современное представление о семье и ее функциях.
4.Причины, вызывающие нарушения взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
5.Особенности нарушений внутрисемейных взаимоотношений на психологическом, социальном и соматическом уровнях.
6.Оценка различий в глубине психоэмоциональной травматизации матери и отца ребенка с отклонениями в развитии.
7.Влияние нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей.
8. Характеристика детско-родительских отношений.
9.Личностные особенности родителей детей с отклонениями в развитии. Положительные и отрицательные стороны личности.
10.Типология психологических портретов родителей. Психологические типы родителей: невротичный, авторитарный, психосоматичный.
11.Особенности мотивационно-потребностной сферы и ценностных ориентаций родителей. Ценностные ориентации матери и отца к ребенку с отклонениями в развитии.
12.Модели семейного воспитания.
13. Основные направления и методы психодиагностической работы.
14.Психологическое изучение познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка.
15.Психологическое изучение личностных особенностей родителей ребенка (лиц их замещающих).
16.Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с проблемами в развитии и макросоциальных факторов, влияющих на его социальную адаптацию.
16.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальном коррекционном образовательном учреждении.
17.Образовательно-просветительская работа с семьями. 18.Психолого-педагогическое сопровождение семей. Структура, организация, формы.
19. Содержание и формы деятельности психолога по оказанию комплексной помощи семьям воспитанников.
20.Методика психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
21.Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих расстройств у детей с психофизическими нарушениями. Приемы работы с детьми с отклонениями в развитии разных категорий.
22.Психолого-педагогическая коррекция. Организация коррекционных обучающих занятий для ребенка и его матери (лица ее заменяющего).
23.Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах детей и их родителей. Психокоррекция.
24.Индивидуальная психокоррекционная работа с детьми. Этапы и содержание группового психокоррекционного занятия с детьми.
25.Индивидуальная и групповая формы психокоррекционной работы с родителями. Этапы и содержание группового психокоррекционного занятия.
Литература по дисциплине
Основная литература:
1. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов/ Т.В.Алышева, Г.В.Васенков, В.В.Воронкова и др.// под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Дрофа, 2009.- 397 с.
2.Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учрежд. высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Архипова, Г.А.Бутко и др.]; под ред. В.В.Ткачевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с. – (Сер. Бакалавриат)
3.Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / под ред. В.И.Селиверстова, О.А.Денисовой, Л.И.Кобриной. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2009.-358 с.
4.Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. - М.:- Парадигма.-2012.
5.Стребелева Е.А., Г.А. Мишина. Педагогическое сопровождение семьи воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. -Учебное пособие.- М.: Парадигма. - 2010.
6. Ткачева В.В.. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование .- М.: ООО «Национальный книжный центр, 2014.- 152с. +СД диск (Специальная психология)
8.2. Дополнительная литература:
1. Андреева Т.В. Психология семьи: учеб. Пособие.- СПб: Речь, 2010.- 384 с.
2.Денискина В.З. Учимся улыбаться. – М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2010. (Заочная школа для родителей)
3.Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Родителям будущих первоклассников о готовности к школьному обучению.- М.: Memories. И.Б. Белый. – 2012.
4.Левченко И.Ю., Ткачева В.В.. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. М.: Просвещение, 2008, 239 с.
5. Мастюкова Е.В., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. / Под ред. В.И. Селиверстова. М. Владос, 2003.
6. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия // Авторы-составители И.В. Добряков, О.В.Защиринская. – СПб: Речь, 2007.- 400
7.Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи /Под ред. Ю.А. Разенковой.М.: Школьная Пресса.- 2012.
8. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие для студ. Педвузов, М.:АСТ; "Астрель", 2007, 318 с.- (Высшая школа)
10.Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Академия, 2004.
11. Цикото Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности.М.: Полиграф сервис.-2011.-193 с.