Опишите процесс обучения индивидуальным тактическим действиям без мяча в нападении: выход для получения мяча и выход для овладения отскоком мяча.
Обучение выходу для получения мяча.
1. Объяснение и показ разновидностей технико-тактического действия в конкретной игровой ситуации.
2. Рывки по звуковым и зрительным сигналам из различных и.п.: стоя лицом, спиной или боком к направлению движения; сидя на полу (ноги вместе, ноги врозь, согнув ноги); лежа на спине или на груди; стоя на коленях и т.п.
3. То же, но в ситуации выбора: при меняющихся подаваемых сигналах занимающиеся стартуют только по одному из них (например, педагог дает длинный или короткий свисток — стартовать можно только по короткому, или стартовым сигналом является только поднятая вверх правая рука преподавателя и т.п.).
4. Освобождение от опеки пассивного защитника с места после финта вышагиванием, скрестным шагом или поворотом.
5. То же, но с получением мяча от партнера после освобождения от защитника.
6. То же, что в упр. 4 и 5, но при активном противодействии защитника.
7. Выполнение выхода на свободное место с получением мяча от партнера в сочетании с другими игровыми приемами: выход— остановка с ловлей мяча—бросок с места или в прыжке; выход — бросок в движении; выход—проход-бросок; выход—проход — остановка после ведения — бросок с места или в прыжке; выход-проход—передача-«откидка» партнеру и т.п.
8. Освобождение от пассивной опеки защитника в движении: соперник передвигается бегом спиной вперед или отступает приставными шагами в стойке с выставленной вперед ногой, нападающий осуществляет выход за счет смены темпа движения или за счет сочетания финтов;
9. То же, но с получением мяча от партнера после успешного выхода.
10. То же, но в сочетании с другими игровыми действиями после получения мяча от партнера: передачей, ведением или броском.
11. То же, что в упр. 8—10, но при активном противодействии соперника на указанных участках площадки.
12. Выполнение изучаемого действия игрока без мяча в подвижных и подготовительных к баскетболу играх: «Борьба за мяч», «10 передач», «Мяч ловцу» и др.
13. Выполнение разновидностей выхода в упражнениях игрового противоборства и в учебных двусторонних играх без ограничений в действиях нападающих и защитников.
Обучение выходу для овладения отскоком мяча.
1. Объяснение и показ разновидностей изучаемого технико-тактического действия без мяча.
2. Повторное выполнение выхода для овладения отскоком мяча с заданной позиции при серийных бросках с различных точек по отношению к корзине.
3. То же, но после обыгрыша финтом условного защитника.
4. То же, но преодолевая пассивное сопротивление защитника.
5. То же, что в упр. 2 —4, но чередуя и. п. нападающего относительно щита соперника.
6. То же, но при ограниченной активности защитника.
7. Выполнение разновидностей выхода для овладения отскоком в условиях игрового противоборства «нападающий —защитник» без каких-либо ограничений в их действиях (броски выполняет третий игрок).
8. То же, но в соревновании на результативность действий по овладению мячом при борьбе за отскок.
9. То же, что в упр. 2 — 8, но в сочетании с другими игровыми действиями после овладения отскоком: добивание мяча в корзину, откидка мяча партнеру на бросок, выведение мяча на «периметр» атаки.
10. Ситуативное выполнение разновидностей изучаемого технико-тактического действия в вариативных условиях игрового противоборства: 2x1, 2x2, 3x2, 3x3 и т.д.
5. Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактических действий игрока без мяча.
1. Невыгодная исходная позиция: затруднен обзор, нападающий располагается на пути проходящего с мячом игрока, или на линии возможной передачи другому партнеру, или за пределами досягаемости отскока мяча.
2. Несвоевременность действий: преждевременный или запоздалый выход на свободное место — партнер еще или уже не готов к передаче мяча освобождающемуся игроку или броску по корзине, либо защитник надежно заблокировал нападающего и занял наиболее выгодную для подбора мяча позицию.
3. Неверный выбор направления перемещения: освобождающийся нападающий выходит в место скопления игроков рядом с мячом либо находит позицию, неудобную для получения мяча или овладения отскоком.
4. Неэффективное освобождение от опеки защитника: отсутствие кратковременного сближения или разрыва дистанции с соперником либо финта перед выходом на свободное место; вялое, недостаточно быстрое перемещение на новую позицию.
5. Нерациональное для овладения мячом расположение звеньев тела игрока: он не предлагает в качестве ориентира для передачи дальнюю от защитника руку или идет на подбор мяча с опущенными вниз руками; находится на прямых или чрезмерно согнутых ногах.
6. Отсутствие инициативности, уверенности и агрессивности в действиях, недостаточное давление на защитника: ощущается робость, нерешительность и боязнь столкновения с соперником.