Этапы развития социальной психологии. психология народов. психология масс.
1 Донаучный. На заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. В различных системах древних воззрений учитывались массовидные настроения, подверженность психическому заражению. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу как регуляторы общественных отношений. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях.
б) Философский. В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских взглядов. В античности эти вопросы рассматривал Аристотель, Платон; в новое время Руссо, Гегель, Гоббс, Локк, происходит постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и практическое (прикладное).
в) Феноменологический. Это период, который предшествует становлению социальной психологии как науки (середина XIX века). Он связан:
- с развитием языкознания,
- с накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии,
- с успехами и потребностями криминологии,
- становлением массового производства и развитием городов.
В это время собирается материал для науки. Ученые не проводили экспериментов, не обрабатывали материал количественно. Они собирали, сравнивали и анализировали этнографические, исторические, языковые материалы. На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психологических явлений (поведение толпы, подражание, коллективный народный дух и т.д.). Для их изучения разрабатываются специфические способы и приемы исследования.
1859г. – зарождение эмпирической описательной социальной психологии. Х. Штейнталь и М. Лацаурус начали издавать журнал (на немецком языке) «Психология народов и языкознание» по этнической психологии и языкознанию. В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции.
1) Психология народов – сер. XIX в., Германия. Коллективистическое решение вопроса о соотношении личности и общества, т.е. признано существование сверхиндивидуальной души, подчиненной сверхиндивидуальной целостности - народу, нации. Теоретический источник - учение Гегеля о народном духе, идеализм Гербарта.
Создатели этой теории Лацаурус, Штейнталь. В статье «Вводное рассуждение о психологии народов» они писали, что «главная сила истории – это народ, или дух целого», который выражает себя в искусстве, языке, религии, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание является продуктом коллективного сознания, звеном психической связи. Задача социальной психологии – познать психически сущность духа народа и открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».
2) Психология масс – II половина XIX в. Франция. Вопросы о взаимоотношении личности и общества решаются с индивидуальных позиций - примат личности. Источник – теория подражания Тарда (человек подражает обществу). Создатели С. Сигеле, Г.Лебон. Противопоставлялась масса и элита общества, где масса – любое скопление людей. Человек в массе обезличивается, господствуют импульсные реакции, чувства преобладают над интеллектом, он подвержен разным влияниям, утрачивает личную ответственность и не контролирует свои страсти, отсюда – масса всегда по своей природе хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита. Рассматривается единичное поведение массы в ситуации паники и распространяется на все массовидные явления.
3) Теория инстинктов социального поведения – середина XIX в. Шотландия. Создатель Макдугалл. Причиной социального поведения являются врожденные инстинкты, они обуславливают стремление к цели, свойственное животному и человеку. Примат личности. Репертуар инстинктов возникает как наследственно закрепленные каналы для разрядки нервной энергии. Всё, что происходит в сознании находится в прямой зависимости от бессознательного. Внутреннее выражение инстинктов – эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями систематична и определенна. Выделяется 6 пар связанных между собой инстинктов и эмоций:
1. инстинкт борьбы – гнев, страх
2. бегство – самосохранение
3. воспроизведение рода – ревность, женская робость
4. приобретение – собственности
5. строительства – созидания
6. стадный – принадлежности
Из инстинктов выводятся все социальные учреждения, семья, торговля, общественные процессы, война.
6 - Научный. Начинается в 20-е гг. XX в. Характеризуется применением экспериментального метода для изучения личности и группы, а также техникой получения и количественной обработки данных. Начало этого этапа связано с работами В. Мёде, Р. Олпорта, В.М. Бехтерева, которые перешли к системе экспериментального изучения социально-психологических явлений в группе (в основном 7-10 человек).