Коррекция ценностно-смысловой сфера подростков, склонных к девиантному поведению средствами тренинговой работы.
Т. Котова
(студентки 4 курса факультета психологии)
(научный руководитель - ст. преподаватель Курденко А.Н.)
Аннотация. В данной статье выявляется понятие «Ценностно-смысловая сфера» в зарубежной и отечественной психологии. Также проведен сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы подростков до проведения тренинговой работы и после.
Ключевые слова: Коррекция, подростковый возраст, ценностно-смысловая сфера, девиантное поведение, склонность девиантного поведения.
Проблема девиантного поведения широко изучается в зарубежных исследованиях в рамках традиционных теоретических ориентаций такими авторами как: Н.Миллер, А.Бандура, Т.Адроно, В.Шутц, Р.Харре, С. Линга, а в отечественных исследованиях изучение девиантного поведения связано с исследованиями социально-психологических характеристик групп подростков с девиантной ориентацией: их групповых потребностей, норм, ценностей, такими авторами как: Г.С. Прыгин, И.В. Севастьянова, С.В. Тачина. Но изучение склонностей подростков к девиантному поведению остаются малоизученными и в настоящее время [Ощепков А.А., 2012].
Как известно, подростковый возраст является переходным, поэтому считается самым трудным и сложным из всех возрастных этапов. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости [Петровского А.В., 1987, 240 с.].
Все ведущие исследователи психологии подростков утверждают, что данный возраст является сензитивным в формировании ценностно-смысловых образований: собственная мировоззренческая позиция, чувство взрослости, ориентация на взрослые ценности, самосознание и самоопределение [Авдулова Т.П., 2014, 3 с.].
Рассмотрим системы ценностей подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению. Также для таких подростков большое значение имеют множество друзей, что говорит о боязни одиночества, ненужности своим сверстникам.
Обычно трудные подростки подвергаются постоянным «ущемлениям» как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, и как следствие со стороны сверстников в классе. Чаще всего, такое отношение у педагогов вызвано социальным положением его семьи, т.е. если семья изначально не благополучная, то и отношение к ребенку предвзятое.
Подростки ведут активную жизнь, хоть и проявляется она в отрицательном поведении.
Ценность «любовь» для них имеет очень низкое значение. Потребность в любви у них остается неудовлетворенной. Непонимание в семье, в школе загоняет подростка в угол, что не дает подростку надежду на это чувство.
Подростки, склонные к отклоняющемуся поведению нередко самоуверенны в своих действиях, это связанно с тем отношением, которое образовалось вокруг этих подростков, ведь кроме себя им положится не на кого.
Но это далеко не все ценности, которые имеют значение для подростков, склонных девиантному поведению.
Так как в ходе проведенного исследования была выявлена склонность подростков к девиантному поведению, можно сделать вывод о том, что с такими подростками необходимо проводить коррекционную работу, направленную на формирование адекватной ценностно-смысловой сферы. В нашей работе целесообразно использовать вторичную профилактику, так как она включает в себя работу с «группой риска».
Наиболее эффективной формой коррекции и профилактики является активное обучение социально важным навыкам, которое преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. Одним из наиболее перспективных средств такой профилактики склонности девиантного поведения является социально-психологический тренинг.Это связано с тем, что в ходе тренинговой работы изменяются установки на девиантное поведение, повышается самооценка, формируются навыки принятия решения, стимулируются процессы самоопределения и развитие ценностей. Также в ходе тренинга формируется способность ставить цели, отстаивать свои интересы и изменения себя и окружающей ситуации. [Осипова А.А., 2008].
Нами была разработана тренинговая программа «Мой жизненный путь», целью которого является психолого-педагогическая поддержка ценностно-смысловой сферы подростков, склонных девиантному поведению. Курс состоит из 10 тренинговых занятий. По окончанию курса занятий проводился заключительный этап исследования, после чего все результаты сравниваются.
В качестве методов математической обработки результатов, которые были получены в ходе экспериментального исследования, нами использовался t-критерий Стьюдента, позволяющий выявить различия между двумя группами подростков по двум признакам [Ермолаева О.Ю., 2003].
Таблица №1
Сводная таблица значений t-критерия Стьюдента для выявления различий в группах лиц подросткового возраста, с высоким уровнем показателей СОП до и после тренинговой работы по показателям методики «Тест Смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева
Шкалы | Х | У | Tэмп |
Цели | 3,25 | 7,87824 | 1,650115 |
Процесс | 3,375 | 6,469158 | 2,086825 (тенденция) |
Результат | 0,5625 | 4,939214 | 0,455538 |
Локус контроля – Я | 2,25 | 5,825232 | 1,545003 |
Локус контроля – Жизнь | 3,75 | 4,86484 | 3,083349 (p=0,01) |
ОЖ | 9,6875 | 13,48935 | 2,872637 (p=0,05) |
Х – лица, с высоким уровнем показателя СОП до тренинговой работы
У – лица, с высоким уровнем показателя СОП после тренинговой работы
tкритическое = , при n=16
Как следует из таблицы, видны существенные статистически достоверные различия между выборками испытуемых по шкале «Локус контроля – Жизнь» (t=3,08) и шкале «Общий показатель жизненных ориентаций» (t=2,87), а также выявляется тенденция по шкале «Процесс» (t=2,09).
Среднее значение по параметру «Локус контроля – Жизнь» (уровень значимости 1%) выше в группе лиц, с высоким уровнем показателя СОП после тренинговой работе, чем до тренинговой работы. Это обусловлено тем, что после проведения тренинговой работы у подростков возрос показатель убеждений в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю и ему дано свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Среднее значение по параметру «Общий показатель жизненных ориентаций» (уровень значимости 5%) повысилась после проведения тренинговой работы. Это говорит о том, что подростки стали воспринимать сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Выявлена тенденция по параметру «Процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни», которая имеет положительный результат после тренинговой работы. Этот показатель нам говорит о том, насколько подростку сам процесс жизни интересен, насколько эмоционально насыщен и наполнен смыслом. Исходя из полученных результатов, можно говорить о продуктивности проведенной тренинговой программы.
Таблица №2.
Сводная таблица значений t-критерия Стьюдента для выявления различий в группах лиц подросткового возраста, с высоким и низким уровнем показателей СОП по показателям методики «Ценностные ориентации» М.Рокича
Шкала | Х | У | Tэмп |
Конкретные | -5,0625 | 12,05802 | 1,67938 |
Абстрактные | 4,3125 | 11,18164 | 1,542707 |
Профессиональные | 0,375 | 17,37767 | 0,086318 |
Личные | 0,6875 | 20,506 | 0,134107 |
Этические | 4,875 | 10,06562 | 1,937288 тенденция |
Ценности общения | -3,8125 | 15,92574 | 0,957569 |
Ценности дела | -0,9375 | 11,11437 | 0,337401 |
Индивидуалистические | 7,6875 | 10,94056 | 2,810642 (p=0,05) |
Конформистские | -1,75 | 10,30534 | 0,67926 |
Альтруистические | 0,5 | 10,71448 | 0,186663 |
Самоутверждение | 3,3125 | 13,53868 | 0,978677 |
Принятие других | -4,75 | 20,7091 | 0,917471 |
Исходя из данных таблицы, видны существенные статистически достоверные различия между выборками испытуемых по шкале «Индивидуалистические ценности» (t=2,6), а также тенденция по шкале «Этические ценности» (t=2,2)
Среднее значение по параметру «Индивидуалистические ценности» (уровень значимости 5%) выше у подростков после проведения тренинговой работы. Это можно объяснить тем, что для подростков характерен твердый характер, соответственно, для них характерна смелость в отстаивании своего мнения, независимость, то есть способность действовать самостоятельно, умение стоять на своем, не отступать перед трудностями, принимать обдуманные решения, а также им присуще непримиримость к недостаткам в себе и других. Соответственно, проведенная тренинговая работа благоприятно влияет на положительные результаты по данной шкале.
Выявленная тенденция по параметру «Этические ценности» выше в группе лиц, с высоким уровнем показателя СОП после тренинговой работы, чем до проведения тренинговой работы. Это объясняется тем, что тренинговая работа благоприятно влияет на повышение ответственности, самоконтроля, способность действовать самостоятельно, а также умение понять чужую точку зрения.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что гипотеза полностью подтвердилась.
С точки зрения смысложизненных ориентаций есть существенные различия, между выборками подростков до и после проведения тренинговой работы, по шкале «Локус контроля – Жизнь» и «Общий показатель жизненных ориентаций», а также есть тенденция по шкале «Процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни». Это говорит нам о том, что у подростков в ходе тренингов начинают формироваться убеждения, в которых жизнь человека становится на первый план: способность свободно принимать решения и их реализация.
С точки зрения ценностных ориентаций есть различия в индивидуалистических группа ценностей, а также прослеживается тенденция в этических группах ценностей. В сравнительной характеристике которых, мы выявили, что для подростков после проведения тренинговой работы характерны: независимость, твердая воля, широта взглядов, самоконтроль, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения.
Литература
Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. Пособие для студ.учреждений высш.образования – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. 3 с.
Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов : учебник / О. Ю. Ермолаев. – 2-е изд., испр. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 2003. – 169 с.
Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2008 Г. 512 с.
Ощепков А.А. Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к девиантному поведению [Электронный ресурс] / А.А. Ощепков. - 2012, - [Режим доступа] : http://www.dissercat.com/content/
Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М, 1987. - 240 с