Анализ и интерпретация данных исследования (контрольный этап)
В качестве методов математической обработки результатов, которые были получены в ходе экспериментального исследования, нами использовался t-критерий Стьюдента, позволяющий выявить различия между двумя группами подростков по двум признакам.
Результаты применения метода математической статистики t-критерия Стьюдента применительно к результатам исследования по методикам свидетельствуют о том, что корреляция между параметрами смысложизненных и ценностных ориентаций имеет достоверные связи.
Рассчитывается по формуле:
tэмпирическое ,
Пример расчетов приведен в таблице 3 и 4.
Таблица 3 - Сводная таблица значений t-критерия Стьюдента для выявления различий в группе подростков со склонностью к девиантному поведению до и после тренинговой работы по показателям методики «Тест Смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева
Шкалы | Х | У | Tэмп |
Цели | 3,25 | 7,87824 | 1,650115 |
Процесс | 3,375 | 6,469158 | 2,086825 (тенденция) |
Результат | 0,5625 | 4,939214 | 0,455538 |
Локус контроля – Я | 2,25 | 5,825232 | 1,545003 |
Локус контроля – Жизнь | 3,75 | 4,86484 | 3,083349 (p=0,01) |
ОЖ | 9,6875 | 13,48935 | 2,872637 (p=0,05) |
Примечание: Х – выборка испытуемых до тренинговой работы; У – выборка испытуемых после тренинговой работы
tкритическое = , при n=16
Как следует из таблицы, видны существенные статистически достоверные различия между выборками испытуемых по шкале «Локус контроля – Жизнь» (t=3,08) и шкале «Общий показатель жизненных ориентаций» (t=2,87), а также выявляется тенденция по шкале «Процесс» (t=2,09).
Среднее значение по параметру «Локус контроля – Жизнь» (уровень значимости 1%) выше в выборке испытуемых после тренинговой работы, чем до тренинговой работы. Это обусловлено тем, что после проведения тренинговой работы у подростков возрос показатель убеждений в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю и ему дано свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Эти изменения произошли за счет таких упражнений как «Закончи предложения», «Мой герб» и др.
Среднее значение по параметру «Общий показатель жизненных ориентаций» (уровень значимости 5%) повысилась после проведения тренинговой работы. Это говорит о том, что подростки стали воспринимать сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Это изменилось за счет таких упражнений как «Рисунок себя», «Цели и дела» и др.
Выявлена тенденция по параметру «Процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни», которая имеет положительный результат после тренинговой работы. Этот показатель нам говорит о том, насколько подростку сам процесс жизни интересен, насколько эмоционально насыщен и наполнен смыслом. Исходя из полученных результатов, можно говорить о продуктивности проведенной тренинговой программы. Этому способствовали следующие упражнения: «Обведи свою руку», «Золотая рыбка» и др. Результаты исследования по данной методике изображены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Гистограмма результатов исследования (контрольный этап)
Также, исходя из результатов смысложизненных ориентаций, мы можем говорить о том, что среднее значение по всем шкалам имеют положительное значение, хоть и незначительное. Этому способствует разработанная тренинговая программа. На положительный результат повлияли такие упражнения как: «Путь к цели», «Четыре стихии», «Цели и дела», «Закончи предложения», «Золотая рыбка», «Четыре сферы» и др., в особенности благоприятно повлиял тренинг «Целеполагание и планирование», где решались такие задачи как определение целей своей жизни; создание плана действий для достижения жизненных целей и др. В ходе проведения тренинговой работы от подростков было сказаны такие высказывания как: «Все зависит от нас», «...После таких тренингов начинаешь задумываться о том, что нужно сделать для хорошего будущего», «Все в наших руках» и др.
Таблица 4 - Сводная таблица значений t-критерия Стьюдента для выявления различий в группе подростков со склонностью к девиантному поведению до и после трениговой работы по показателям методики «Ценностные ориентации» М. Рокича
Шкала | Х | У | Tэмп |
Конкретные | -5,0625 | 12,05802 | 1,67938 |
Абстрактные | 4,3125 | 11,18164 | 1,542707 |
Профессиональные | 0,375 | 17,37767 | 0,086318 |
Личные | 0,6875 | 20,506 | 0,134107 |
Этические | 4,875 | 10,06562 | 1,937288 тенденция |
Ценности общения | -3,8125 | 15,92574 | 0,957569 |
Ценности дела | -0,9375 | 11,11437 | 0,337401 |
Индивидуалистические | 7,6875 | 10,94056 | 2,810642 (p=0,05) |
Конформистские | -1,75 | 10,30534 | 0,67926 |
Альтруистические | 0,5 | 10,71448 | 0,186663 |
Самоутверждение | 3,3125 | 13,53868 | 0,978677 |
Принятие других | -4,75 | 20,7091 | 0,917471 |
Примечание: Х – выборка испытуемых до тренинговой работы; У – выборка испытуемых после тренинговой работы
tкритическое = , при n=16
Исходя из данных таблицы, видны существенные статистически достоверные различия между выборками испытуемых по шкале «Индивидуалистические ценности» (t=2,6), а также тенденция по шкале «Этические ценности» (t=2,2).
Среднее значение по параметру «Индивидуалистические ценности» (уровень значимости 5%) выше у подростков после проведения тренинговой работы. Это можно объяснить тем, что для подростков характерен твердый характер, соответственно, для них характерна смелость в отстаивании своего мнения, независимость, то есть способность действовать самостоятельно, умение стоять на своем, не отступать перед трудностями, принимать обдуманные решения, а также им присуще непримиримость к недостаткам в себе и других. Соответственно, проведенная тренинговая работа благоприятно влияет на положительные результаты по данной шкале. Достижению такого результата послужили такие упражнения как «Черное и белое кресло», «Я реальный; идеальный; глазами других» и др.
Выявленная тенденция по параметру «Этические ценности» выше у подростков после тренинговой работы, чем до проведения тренинговой работы. Это объясняется тем, что тренинговая работа благоприятно влияет на повышение ответственности, самоконтроля, способность действовать самостоятельно, а также умение понять чужую точку зрения. Этому способствовали следующие упражнения: «Ты и Я», «Путь к цели» и др.
Наглядно различия у подростков, склонных к девиантному поведению до и после проведения тренинговой работы можно увидеть на рисунке 4.
Рисунок 4 - Гистограмма результатов исследования (контрольный этап)
Следует отметить, что выявленные ценности относятся к инструментальным ценностям, что говорит нам о том, что подростки отдают свое предпочтение ценностям, которые определяют определенные способы достижения жизненных целей. Достижению таких результатов, по нашему мнению, способствуют упражнения «Черное и белое кресло», «Перекресток», «Прошлое, настоящее и будущее», «Я реальный; идеальный; глазами других» и др. В особенности, благоприятно повлиял тренинг «Мои ценностные ориентации идеалы, личностный смысл», где решаются такие задачи как определение путей достижения жизненных целей, осознание своих сильных и слабых сторон, положительных и негативных качеств и др. В ходе проведения тренингов, связанных с формированием ценностных ориентаций, ребята начали задумываться о своих жизненных ценностях. Были такие фразы как: «А я и не задумывалась о своем поведении…», «Теперь у меня в голове все спуталось», «Я не думал, что это (поведение) так выглядит» и др.
Выводы по третьей главе.
В ходе исследования наша гипотеза полностью подтвердилась.
С точки зрения смысложизненных ориентаций есть существенные различия по параметру «Локус контроля – Жизнь», «Общий показатель жизненных ориентаций», а также выявляется тенденция по шкале «Процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни».
С точки зрения ценностных ориентаций есть существенные различия по индивидуалистической группе ценностей, а также выявлена тенденция по этической группе ценностей.
Таким образом, делая сравнительный анализ ценностей подростков до и после тренинговой работы, можно сделать вывод о том, что для подростков после тренингов, в первую очередь, характерны следующие ценности: независимость, твердая воля, широта взглядов, самоконтроль, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения. Также следует отметить, что в ходе проведения тренингов, у подростков возрос показатель убеждений в том, что человек подвластен сознательному контролю и самостоятельному принятию решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения особенностей ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению и дальнейшей ее коррекции. Это связано с тем, что подростковый возраст является сензитивным для формирования ценностно-смысловой сферы, так как для подростков важно общение, а в настоящее время растет криминализация общества, то с ними необходимо проводить коррекционные и профилактические программы для формирования адекватной ценностно-смысловой сферы.
Целью нашей работы является изучение возможностей тренинговой работы в коррекции ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению.
Анализ литературы по выбранной теме дает нам сделать следующие выводы:
Для того чтобы определиться с понятием «ценностно-смысловая сфера» нужно разобраться с ее структурой, в которую входят ценности и смысл.
«Ценность – объект или явление, выступающее как значимое в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов (О.В. Закревская).
Василюк Ф.Е. пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Согласно В. Франку, смысл жизни можно обнаружить тремя путями: совершая подвиг, переживая ценности, путем страдания.
Олпорт Г. не делает различия между ценностями и смыслом, он считает, что ценность это и есть некий смысл.
Исходя из анализа работ таких авторов, как Франк В., Шемшурана А.И., Леонтьев Д.А., Рокич М., Здравомыслов А.Г. можно сделать вывод о том, что ценносто-смысловая сфера - это многообразная структура потребностей, идеалов, мотивов, целей, убеждений, ценностей, которые участвуют в создании направленности личности.
Эрик Эриксон говорил о том, что кризис идентичности, то есть поиск смысла и приобретение ценностей, приходится на подростковый возраст. Исходя из этого, факторами, которые влияют на формирование ценностно-смысловой сферы являются: группа сверстников, где у подростка закладываются нормы, ценности и правила той референтной группы, в которой он находится; средства массовой информации, где подросток старается подражать «значимым другим» и начинает вести себя так, как это делает какая-либо знаменитости; семья, где ребенок усваивает нормы поведения, принятые в семье.
Также, по мнению многих исследователей, подростковый возраст является благоприятной почвой для отклоняющегося поведения. Это связано с тем, что в этом возрасте у подростка только начинаю закладываться ценности и смысл жизни.
Для полного понимания данной темы, нужно разъяснить понятия «девиантное поведение» и «склонность, к девиантному поведению».
Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией (Е.В. Змановская).
Склонность – это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определенной деятельности. Соответственно, склонность к девиантному поведению – это предрасположенность к какому-либо виду проявления девиантного поведения.
Наиболее целесообразнее использовать вторичную профилактику, направленную на снижение склонности девиантного поведения. В нашем дипломном исследовании мы используем тренинговую работу, для наиболее благоприятного результата.
На основе изученных трудов Пахальян В.Э., Емельянова Ю.Н., Вачкова И.В. и других под тренингом мы понимаем «совокупность активных методов, направленных на обучение знаниям и овладение или развитие навыков самопознания и саморазвития, а также открытие в себе каких-либо психологических возможностей».
На основе выводов по теории ВКР нами была выдвинута гипотеза, основанная на предположение о том, что тренинговая работа способствует развитию ценностно-смысловой сферы подростков, склонных девиантному поведению, а именно формированию представлений об общечеловеческих ценностях, определению своих ценностей и их влиянию на построение жизненных планов и перспектив.
Проведение эмпирического исследования позволяет нам сделать следующие выводы:
Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась.
С точки зрения смысложизненных ориентаций есть существенные различия, между выборками подростков до и после проведения тренинговой работы, по шкале «Локус контроля – Жизнь» и «Общий показатель жизненных ориентаций», а также есть тенденция по шкале «Процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни». Это говорит нам о том, что у подростков в ходе тренингов начинают формироваться убеждения, в которых жизнь человека становится на первый план: способность свободно принимать решения и их реализация.
С точки зрения ценностных ориентаций есть различия в индивидуалистических группа ценностей, а также прослеживается тенденция в этических группах ценностей. В сравнительной характеристике которых, мы выявили, что для подростков после проведения тренинговой работы характерны: независимость, твердая воля, широта взглядов, самоконтроль, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста : учебное пособие для студ. учреждений высш. обр. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2012. – 240 с.
2. Артюхова Ю. В. Ценности и воспитание / Ю. В. Артюхова // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 117-121.
3. Бакли Р. Теория и практика тренинга / Р. Бакли, Дж. Кэйпл. – 4-е международное изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 352 с.
4. Битянова М. Р. Система развивающей работы школьного психолога : курс лекций. Лекция 7 : Психологический тренинг как форма развивающей работы / М. Р. Битянова // Школьный психолог. – 2004. – № 34. – С. 13-19.
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания : анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк ; Моск. гос. ун-т. – Москва : МГУ, 1984. – 200 с.
6. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : учебное пособие / И. В. Вачков. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Ось-89, 2009. – 256 с
7. Вачков И. В. Семь критериев классификации тренингов / И. В. Вачков // Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. – 2002. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/sem_kriteriev_klassifikacii_treningov (дата обращения: 20.03.2016).
8. Выготский Л. С. Мышление и речь: психологические исследования / Л. С. Выготский. – 7-е изд. – Москва : Астрель, 2011. – 637 с.
9. Егоров А. Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 436 с.
10. Зайцева Т. В. Процесс тренинга и личностная динамика участников // Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. – Санкт-Петербург : Москва, 2012. – 80 с.
11. Закревская О. В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков / О. В. Закревская // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 12-19.
12. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравосмыслов. – Москва : Политиздат, 1986. – 223 с.
13. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – 5-е изд. стер. – Москва : Академия, 2008. – 288 с.
14. Клейберг Ю. А.Психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов. – Москва : Сфера, 2012. – 160 с.
15. Клепиков В. Н. Ценностно-смысловое освоение математических понятий в учебно-познавательной деятельности учащихся / В. Н. Клепиков // Научно-теоретический журнал. – 2012. – № 3. – С. 31-37.
16. Клименко И. Ф. Генезис ценностных ориентации. Исследование отношения к норме социального поведения на различных этапах социального развития человека / И. Ф. Клименко // К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. – Москва, 1992. – С. 3-12.
17. Крайг Г. Психология развития : пер. с англ. / Г. Крайг, Д. Бокум ; науч. ред. перевода Т. В. Прохоренко [и др.]. – 9-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 622 с.
18. Кричевец А.Н. Математическая статистика для психологов : учебник для вузов по направлению «Психология» : допущено УМО вузов РФ / А. Н. Кричевец, А. А. Корнеев, Е. И. Рассказова. – Москва : Академия, 2012. - 400 с.
19. Лебедева З. М. Тренинг этнической толерантности для школьников / З. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко. – Москва, 2012. – 116 с.
20. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1997. – № 1. – С. 20-27.
21. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – 3-е изд., доп. – Москва : Смысл, 2007. – 160 с.
22. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. — Москва : Смысл, 1992. — 17 с.
23. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2006. – 22 с.
24. Нехорошева И. В. Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению / И. В. Нехорошева, В. Н. Зубов // Вопросы психологии. – 2009. –- № 5. – С. 28-39.
25. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология : учебное пособие для вузов : рек. М-вом общего и проф. образования РФ / Л. Ф. Обухова. – 3-е изд. – Москва : Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
26. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / К. Обуховский ; пер. с пол. С. Карпенок. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 296 с.
27. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды / Г. Олпорт. – Москва : Смысл, 2002. – 462 с.
28. Орел А. Н. Определение склонности к отклоняющемуся поведению [Электронный ресурс] / А. Н. Орел. – Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/215/ (дата обращения: 16.04.2016).
29. Орлова Е. А. Клиническая психология : учебник для бакалавров / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 363 с.
30. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – Москва : ТЦ Сфера, 2008. – 512 с.
31. Островская К. В. В поисках ценностей / К. В. Островская. – Москва, 2000. – 151 с.
32. Ощепков А. А. Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к девиантному поведению : автореф. дис. …канд. психол. наук : 19.00.05 – социальная психология / Ощепков Алексей Александрович ; Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО. – Казань, 2012. – 25 с.
33. Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг : учебное пособие / В. Э. Пахальян. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 224 с.
34. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – Москва, 2012. – 188 с.
35. Попова И. М. Ценности и ценностный аспект сознания. Ценностные представления и потребности / И. М. Попова // Сознание и правовая деятельность. – Киев ; Одесса, 1986. – C. 23-41
36. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков. – 2-е изд., дополн. и перераб. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 640 с.
37. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. – Москва, 1987. – 240 с.
38. Савина О. О. Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте // Психологический журнал. – 1997. – № 2. – С. 6-9.
39. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности : избранные труды / Д. И. Фельдштейн. – 2-е изд. – Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2004. – 672 с.
40. Фи К. Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать : [пер. с англ. А. Стативка] / Кеннет Фи. – Москва : Добрая книга, 2006. – 295 с.
41. Франкл В. Человек в поисках смысла : Сборник : Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. / В. Франкл. – Москва : Прогресс, 1990. – 368 с.
42. Хьелл Л. Теории личности : пер. с англ. / Д. Зиглер, Л. Хьелл. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 607 с.
43. Чигаева В. Ю. Исследование склонностей к девиантному поведению у подростков, оставшихся без попечения родителей и проживающих в детском доме (гендерный аспект) / В. Ю. Чигаева, К. М. Грабчук, Л. М. Булдыгина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – С. 522.
44. Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни / В. Э. Чудновский // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 74-80.
45. Юдеева Т. В. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению [Электронный ресурс] / Т. В. Юдеева. SCI-ARTICLE.RU – 2014. – Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1405112055 (дата обращения: 14.10.2015).
46. Яницкий М. С. Ценностная регуляция поведения личности и ее нарушение при различных формах социальных девиаций / М. С. Яницкий // Вестник КРАУНЦ. – 2012. – № 2 (18). – С. 119-131.
Приложение А. Сводные таблицы эмпирических данных испытуемых
Таблица 1 - Данные диагностики по СОП
Испытуемые | Шкала на установки социально-желаемые ответы | Шкала склонности к нарушению норм и правил | Шкала склонности к аддиктивному поведению | Шкала склонности к самоповреждающемуся и саморазрушающему поведению | Шкала склонности к агрессии и насилию | Шкала волевого контроля эмоциональных реакций | Шкала склонности к делинкветному поведению |
1. Бендер | |||||||
2. Хусточка | |||||||
3. Вяткина | |||||||
4. Полухов | |||||||
5. Мясников | |||||||
6. Безгин | |||||||
7.Лазицкий | |||||||
8.Колесников | |||||||
9.Петрова | |||||||
10.Шкредова | |||||||
11.Утюлина | |||||||
12.Боянова | |||||||
13.Шиитов | |||||||
14.Шабанов | |||||||
15.Вишнякова | |||||||
16.Хатулева |
Таблица 2 - ЦО лиц с высоким уровнем по СОП до тренинговой работы
Терминальные ценности
1. Активная деятельная жизнь
2. Жизненная мудрость
3. Здоровье
4. Интересная работа
5. Красота природы и искусства
6. Любовь
7. Материально обеспеченная жизнь
8. Наличие хороших и верных друзей
9. Общественное признание
10. Познание
11. Продуктивная жизнь
12. Развитие
13. Свобода
14. Счастливая семейная жизнь
15. Счастье других
16. Творчество
17. Уверенность в себе
18. Удовольствие
Испытуемые | Конкретные | Абстрактные | Профессиональные | Личная жизнь | ||||||||||||||||||||||||
1.Бендер | ||||||||||||||||||||||||||||
2.Хусточка | ||||||||||||||||||||||||||||
3.Вяткина | ||||||||||||||||||||||||||||
4.Полухов | ||||||||||||||||||||||||||||
5.Мясников | ||||||||||||||||||||||||||||
6.Безгин | ||||||||||||||||||||||||||||
7.Лазицкий | ||||||||||||||||||||||||||||
8.Колесников | ||||||||||||||||||||||||||||
9.Петрова | ||||||||||||||||||||||||||||
10.Шкредова | ||||||||||||||||||||||||||||
11.Утюлина | ||||||||||||||||||||||||||||
12.Боянова | ||||||||||||||||||||||||||||
13.Шитов | ||||||||||||||||||||||||||||
14.Шабанов | ||||||||||||||||||||||||||||
15.Вишнякова | ||||||||||||||||||||||||||||
16.Хатулева |
Таблица 3 - ЦО лиц с высоким уровнем по СОП до тренинговой работы
Инструментальные ценности
1. Аккуратность
2. Воспитанность
3. Высокие запросы
4. Жизнерадостность
5. Исполнительность
6. Независимость
7. Непримиримость к недостаткам в себе и других
8. Образованность
9. Ответственность
10. Рационализм
11. Самоконтроль
12. Смелость в отстаивании своего мнения
13. Чуткость
14. Терпимость
15. Широта взглядов
16. Твердая воля
17. Честность
18. Эффективность в делах
Испытуемые | Этические | Ценности общения | Ценности дела | Индивидуалистические | Конформистские | Альтруистические | Самоутверждение | Принятие других | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Бендер | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Хусточка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Вяткина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Полухов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Мяников | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Безгин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Лазицкий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Колесников | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.Петрова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.Шкредова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.Утюлина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.Боянова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.Шитов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.Шабанов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.Вишнякова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.Хатулева | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4 - Сводная таблица ЦО с высоким уровнем СОП до тренинговой работы
Испытуемые | Терминальные ценности | Инструментальные ценности | ||||||||||
Конкретные | Абстрактные | Професс. | Личные | Этические | Общение | Дела | Индивидуалистические | Конформистские | Альтруистич. | Самоутверждение | Принятие др. | |
Бендер | ||||||||||||
Хусточка | ||||||||||||
Вяткина | ||||||||||||
Полухов |