Возможности использования тренинга в работе с ценностно-смысловой сферой подростков, склонных к отклоняющемуся поведению
Нехорошева И.В., Зубов В.Н. в своей статье «Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению» отмечают, что в настоящее время практически вся профилактическая и коррекционная работа начинается тогда, когда девиантное поведение стойко сформировано. Однако очевидно, что предотвратить, нежели исправлять уже сформированное девиантное поведение легче. Стоит отметить, что профилактическая работа в школах, до сих пор сводиться к информационно-просветительской (одноразовые встречи, беседы), хотя многие исследователи говорят о малоэффективности подобных массовых профилактик. Тем не менее, по-прежнему, коррекционно-профилактическая деятельность работы с подростками, склонными к девиантному поведению малоизученна, в отличие от работы с девиантными подростками [24] .
Профилактической следует признать деятельность, направленную на формирование в образовательных и воспитательных учреждениях толерантной среды по отношению к детям и подросткам, имеющих те или иные особенности личности, психологического статуса или развития [29].
Психопрофилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную [29, с.31].
Первичная психопрофилактика заключается в информированности руководителей и сотрудников учреждений, педагогов, родителей и самих детей и подростков о причинах возникновения психических расстройств, дезадаптивных состояний, нарушений поведения [29].
Вторичная психопрофилактичека направлена на работу с детьми, уже имеющими психические расстройства и нарушения поведения, в целях предотвращения или компенсации негативных последствий и отягощения имеющихся расстройств [29].
Третичная психопрофилактика включает реабилитацию и интеграцию проблемных детей, имеющих психические расстройства или нарушения поведения, в широкий социальный контекст, предотвращает их изоляцию, агрессию и сопротивление, основанные на ощущении своего отличия от сверстников и окружающих [29].
В нашем исследовании целесообразна вторичная профилактика, так как она включается в себя работу с детьми «группы риска».
Существует несколько форм профилактической работы, которые описывает Змановская Е.[13]:
Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций.
В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.
Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.
В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.
Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.
Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.
Третья форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.
Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т. д.
2. Тренинг ассертивности или аффективно - ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных моделей [13].
Некоторые психологи отмечают, что возникают трудности в работе с подростками, склонными к отклоняющемуся поведению и, соответственно, подростками с выраженной девиацией. Это и не желание работать в тренинговой группе, и защитные реакции, также немало важным являются личностные особенности подростков (озлобленность, тревожность, агрессивность, духовная опустошенность и др.).
Для того чтобы данных проблем не возникало или возникало как можно меньше необходимо предварительно объяснить подросткам: для чего нужна эта работа, почему эта тема актуальна, именно для них, чему они научатся в ходе работы и др., тем самым ребенок будет мотивирован на взаимодействие с тренером.
Как уже упоминалось выше, наиболее эффективной формой психопрофилактики является активное обучение социально-важным навыкам. Одним из наиболее перспективных средств такой профилактики склонности девиантного поведения является социально-психологический тренинг.Это связано с тем, что в ходе тренинговой работы изменяются установки на девиантное поведение, повышается самооценка, формируются навыки принятия решения, стимулируются процессы самоопределения и развитие ценностей. Также в ходе тренинга формируется способность ставить цели, отстаивать свои интересы и изменения себя и окружающей ситуации.
Клейберг Ю.А. выделяет этапы осуществления коррекционной работы в подростковых девиантных группах:
1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы;
2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения;
3. Диагностический этап;
4. Выбор методов и технологий коррекционной работы;
5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы;
6. Разработка программы социо-психо-коррекционной работы с детьми и молодежью;
7. Осуществление этой программы;
8. Контроль над ходом и эффективностью программы [14].
Таким образом, подводя итоги второго пункта, можно сделать следующий вывод о том, что:
1. С помощью методик, выявив склонность к девиантному поведению подростков, проведя комплекс психопрофилактических мероприятий, можно избежать или предотвратить формирование отклоняющегося поведения.
2. В исследовании мы будем использовать вторичную профилактику, так как она наиболее целесообразна для нашей темы. Это подтверждается тем, что вторичная профилактика применяется для выявления и лечения заболеваний на ранних стадиях при наличии факторов риска.
3. Наиболее эффективным средством воздействия на подростков, склонных девиантному поведения является социально-психологический тренинг.
Выводы по второй главе:
Подводя итоги теоретического обоснования тренинговой работы ценностно-смысловой сферы подростков, склонных девиантному поведению можно сделать следующие выводы:
1. На основе изученных трудов Пахальян В.Э., Емельянова Ю.Н., Вачкова И.В. и других под тренингом мы понимаем «совокупность активных методов, направленных на обучение знаниям и овладение или развитие навыков самопознания и саморазвития, а также открытие в себе каких-либо психологических возможностей».
2. В работе придерживаемся тренинговой парадигме Вачкова И. – тренинг как активная форма обучения. Также он выделяет семь критерием, которые определяют определенные группы классификации тренингов.
3. Лучшая профилактика склонности девиантнового поведения это социально-психологический тренинг, в котором каждый подросток сможет себя проявить, и можно отследить динамику психокоррекции склонности.
Теоретический материал позволяет нам выдвинуть следующую гипотезу: тренинговая работа способствует развитию ценностно-смысловой сферы подростков, склонных девиантному поведению, а именно формированию представлений об общечеловеческих ценностях, определению своих ценностей и их влиянию на построение жизненных планов и перспектив.