Тест рубежного контроля к модулю 2. (ПР-1)

Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка с ограниченными возможностями в период новорожденности ‑ это:

а) ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым;

б) ситуация связи со взрослым (ситуация «мы»);

в) ситуация совместной деятельности со взрослым;

г) ситуация общения со взрослым.

Правильный ответ: А.

Вопрос 2. Какая из теории не относится к теориям социального научения?

а) Миллера и Долларда;

б) А. Гезелла;

в) А. Бандуры;

г) Р. Сирса.

Правильный ответ: Б.

Вопрос 3. Невербальное общение возникает на основе:

а) подражания;

б) научения;

в) воспитания;

г) врожденных задатков.

Правильный ответ: А.

1. Вопрос 4. Восприятие сверстников у детей с ограниченными возможностями в младшем школьном возрасте в большей степени зависит от:

а) мнения сверстников;

б) установок учителя;

в) мнения старших школьников;

г) суждения родителей.

Правильный ответ: А.

Вопрос 5. У подростков с ограниченными возможностями самооценка зависит:

а) от критики со стороны значимых взрослых;

б) постоянно завышенная самооценка;

в) самооценка зависит от оценки референтной группы;

г) все ответы верны.

Правильный ответ: Г.

Вопрос 6. Социальная ситуация развития в период ранней зрелости людей с ограниченными возможностями:

а) активно формируется профессиональный статус, создание семьи и определение своего пути в жизни;

б) происходит жизненное самоопределение;

в) происходит кризис семейных отношений;

г) человек подводит итоги того, чего уже добился.

Правильный ответ: А.

Вопрос 7. К какому периоду относят появление конформности:

а) к подростковому возрасту;

б) к 4-5 годам;

в) к семи годам;

г) к одному году.

Правильный ответ: В.

Вопрос 8. Чем характеризуется самооценка дошкольника с ограниченными возможностями:

а) все ответы верны;

б) ситуативна;

в) конкретна;

г) тенденция к переоценке собственных способностей.

Правильный ответ: А.

Вопрос 9. Кто или что в основном определяет мнение подростка с ограниченными возможностями:

а) родители;

б) референтная группа;

в) телевидение;

г) нравственные ценности.

Правильный ответ: Б.

Вопрос 10. Люди, приобретающие особый личностный смысл в раннем детстве имеют:

а) тот же пол;

б) противоположный пол;

в) такое же имя;

г) те же интересы.

Правильный ответ: В.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Психологическая помощь семье ребенка с ОВЗ» (УО-4)

  1. Предмет и задачи психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями.

2. Семья и ее современные модели. Функции семьи.

3. Социально-экологическая модель семьи. Современные подходы к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями.

4. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи.

  1. Жизненный цикл семьи, имеющий ребенка с ограниченными возможностями.

6. Структура семьи ребенка с отклонениями в развитии и ее нарушения.

7. Динамические характеристики системы семейных взаимоотношений: сплоченность, гибкость, коммуникация.

8. Сплоченность семьи как одна из динамических характе­ристик семейных отношений.

9. Влияние семейных коммуникаций на раннее развитие ребенка с проблемами в развитии.

10. Семейные функции. Смена приоритетов на различных стадиях жизненного цикла.

11. Теории семейного цикла.

12. Концепция нормализации семейной жизни.

13. Концепции семейного воспитания детей с отклонения­ми в развитии.

14. Понятие семьи как системы.

15. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи.

16. Семья в трудной жизненной ситуации.

17. Понятие семейного стресса и копинга.

18. Исторический аспект изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

19. Общие проблемы семей, воспитывающих детей с откло­нениями в развитии.

20. Семьи группы риска.

21. Психотерапевтическая работа с детьми с отклонениями в развитии дошкольного возраста.

22. Психотерапевтические программы работы с родителями.

23. Формы организации лечебно-коррекционной работы спе­циалистов с семьей.

24. Формы интеграции «особых» детей дошкольного возраста.

25. Основные положения коррекционной работы с проблем­ным ребенком и его семьей.

26. Взаимодействие родителей и специалистов в семей­ном воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

27. Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением интеллекта.

28. Позиции родителей и специалистов по отношению к ре­бенку с нарушением интеллекта.

29. Позиция окружающих по отношению к семье, воспиты­вающей ребенка с нарушением интеллекта.

30. Система помощи семье, воспитывающей ребенка с откло­нением в развитии.

31. Основные направления коррекционной работы с ребен­ком с нарушениями интеллекта и его семьей.

32. Особенности воспитания ребенка с нарушением слуха в семье.

33. Как мать (близкие родственники) должны общаться с ребенком с нарушенным слухом?

34. Особенности воспитания незрячего ребенка раннего воз­раста в семье.

35. Взаимодействие специалистов и родителей при воспита­нии детей с сенсорными нарушениями в семье.

36. Признак сенсорной недостаточности у ребенка раннего возраста.

37. Особенности проявления аутизма в раннем детском возрасте.

38. При каких отклонениях в развитии могут формировать­ся черты аутичного поведения?

39. Взаимодействие специалистов и родителей в процессе воспитания аутичного ребенка.

40. Психотерапевтическая работа с аутичным ребенком и его семьей.

41. Возможные причины негативизма и его коррекция.

42. Основные причины речевых расстройств.

43. Какие функции по развитию речи могут выполнять родители?

44. Развитие навыков самообслуживания у детей с ДЦП в семье.

45. Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП и их коррекция в семье.

46. Психологические критерии для сбора необходимой информации.

47. Первичное интервью. Интервью с детьми. Раздельное консультирование членов семьи. Совместное консультирование детей и родителей.

48. Особенности проведения первичное интервью с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.

49. Основные принципы семейного консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями.

50. Цель, направления и технология семейного консультирования.

51. Основные этапы психологического консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями.

52. Консультирование по отдельным проблемам семьи (драки детей в семье, проблемы с туалетом, едой, детские страхи и т.д.).

53. Консультирование родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

54. Практические аспекты семейной расстановки Б. Хеллингера в системном консультировании.

  1. Переживание кризиса родителей, имеющего ребенка с отклонениями в развитии с точки зрения семейного консультирования.
  2. Проблемы родителей, имеющих детей с нарушением в развитии.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) Основная литература (имеющаяся в библиотеке факультета):

Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: 1995.

Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М.: Инфра-М, 2001.

Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций. СПб.: Академический проект, 1997.

Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Баенская Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: метод. пособие/ Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг.– М.: Экзамен, 2004.– 128с.

Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Академия, 2002.

Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. – 319 с.

Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь,

2007.-400 с.

Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития / В. В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Академия, 2003. – С. 280–290.

б) Дополнительные источники по курсу:

Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3.

Волкова Г. А. Личностные качества родителей детей с заиканием и с неврозами // Современная логопедия: теория, практика, перспективы / М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. с. 46–48.

Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: кн. для родителей / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1993. – 64 с.: ил.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. M. Марковская. – СПб.: Речь, 2002. – 150 с

Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М.: Владос, 2003. – 408 с

Психология семьи и больной ребенок: Хрестоматия / Добрякова И.В., Защиринская О.В. СПб.: Речь, 2007.

Савина Е.А., Забабурина О.С., Максименко О.В., Чарова О.Б. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. М., Владос, 2008.

Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье АРКТИ май 2007.

Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1981. – 115 с.

Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 3–9.

Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений / В. В. Ткачева. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 64 с.

Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. – 1999. – № 3. – С. 30–36.

Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. – М.: Гном и Д, 2000. – 160 с.

Ткачева В. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / В. В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Академия, 2003. – С. 202– 220.

Тэллехен Т. Медико-социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка их семей Социальное здоровье, 2005.

Филиппова Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 240 с.

Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием / О. Б. Чарова, Е. А. Савина // Дефектология. – 1999. – № 5. – С. 29–33.

Шарипов А. Р. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании / А. Г. Шарипов, З. Ф. Гафурова // Дефектология. – 1998. – № 3. – С. 23–27.

Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.

Юртайкин В.В. Семья и ребенок «с особыми нуждами» / В. В. Юртайкин, О. Г. Комарова // Школа здоровья. – 1996. – № 1. – С. 17– 25.

В). Презентационные материалы по курсу:

Презентация к теме «Анализ особенностей семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии»

Презентация к теме «Ребенок с различными видами дизонтогенеза в семье»

Презентация к теме «Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями».

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

· http://www.prosv.ru/ebooks/Levchenko_Psiholog_pomosh/2.html

· http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psih_i_shkola/spireva_liders.htm

· http://www.mozyrroo.by/index.php?option=com_content&task=view&id=123&Itemid=157

· http://www.sch21.stavedu.ru/exwork/?page=k4-6

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

· оборудованные мультимедийным оборудованием аудитории;

· компьютерный класс;

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 540600 «Психолого-педагогическое образование».

Автор: к.псх.н., доц. Дроздова И.И.

Рецензенты: д.пед.н., проф. Баранова М.Л., к.псх.н., доц. Зинченко Е.В.

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

Наши рекомендации