Тест рубежного контроля к модулю 2. (ПР-1)
Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка с ограниченными возможностями в период новорожденности ‑ это:
а) ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым;
б) ситуация связи со взрослым (ситуация «мы»);
в) ситуация совместной деятельности со взрослым;
г) ситуация общения со взрослым.
Правильный ответ: А.
Вопрос 2. Какая из теории не относится к теориям социального научения?
а) Миллера и Долларда;
б) А. Гезелла;
в) А. Бандуры;
г) Р. Сирса.
Правильный ответ: Б.
Вопрос 3. Невербальное общение возникает на основе:
а) подражания;
б) научения;
в) воспитания;
г) врожденных задатков.
Правильный ответ: А.
1. Вопрос 4. Восприятие сверстников у детей с ограниченными возможностями в младшем школьном возрасте в большей степени зависит от:
а) мнения сверстников;
б) установок учителя;
в) мнения старших школьников;
г) суждения родителей.
Правильный ответ: А.
Вопрос 5. У подростков с ограниченными возможностями самооценка зависит:
а) от критики со стороны значимых взрослых;
б) постоянно завышенная самооценка;
в) самооценка зависит от оценки референтной группы;
г) все ответы верны.
Правильный ответ: Г.
Вопрос 6. Социальная ситуация развития в период ранней зрелости людей с ограниченными возможностями:
а) активно формируется профессиональный статус, создание семьи и определение своего пути в жизни;
б) происходит жизненное самоопределение;
в) происходит кризис семейных отношений;
г) человек подводит итоги того, чего уже добился.
Правильный ответ: А.
Вопрос 7. К какому периоду относят появление конформности:
а) к подростковому возрасту;
б) к 4-5 годам;
в) к семи годам;
г) к одному году.
Правильный ответ: В.
Вопрос 8. Чем характеризуется самооценка дошкольника с ограниченными возможностями:
а) все ответы верны;
б) ситуативна;
в) конкретна;
г) тенденция к переоценке собственных способностей.
Правильный ответ: А.
Вопрос 9. Кто или что в основном определяет мнение подростка с ограниченными возможностями:
а) родители;
б) референтная группа;
в) телевидение;
г) нравственные ценности.
Правильный ответ: Б.
Вопрос 10. Люди, приобретающие особый личностный смысл в раннем детстве имеют:
а) тот же пол;
б) противоположный пол;
в) такое же имя;
г) те же интересы.
Правильный ответ: В.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Психологическая помощь семье ребенка с ОВЗ» (УО-4)
- Предмет и задачи психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями.
2. Семья и ее современные модели. Функции семьи.
3. Социально-экологическая модель семьи. Современные подходы к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями.
4. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи.
- Жизненный цикл семьи, имеющий ребенка с ограниченными возможностями.
6. Структура семьи ребенка с отклонениями в развитии и ее нарушения.
7. Динамические характеристики системы семейных взаимоотношений: сплоченность, гибкость, коммуникация.
8. Сплоченность семьи как одна из динамических характеристик семейных отношений.
9. Влияние семейных коммуникаций на раннее развитие ребенка с проблемами в развитии.
10. Семейные функции. Смена приоритетов на различных стадиях жизненного цикла.
11. Теории семейного цикла.
12. Концепция нормализации семейной жизни.
13. Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.
14. Понятие семьи как системы.
15. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи.
16. Семья в трудной жизненной ситуации.
17. Понятие семейного стресса и копинга.
18. Исторический аспект изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
19. Общие проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
20. Семьи группы риска.
21. Психотерапевтическая работа с детьми с отклонениями в развитии дошкольного возраста.
22. Психотерапевтические программы работы с родителями.
23. Формы организации лечебно-коррекционной работы специалистов с семьей.
24. Формы интеграции «особых» детей дошкольного возраста.
25. Основные положения коррекционной работы с проблемным ребенком и его семьей.
26. Взаимодействие родителей и специалистов в семейном воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.
27. Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением интеллекта.
28. Позиции родителей и специалистов по отношению к ребенку с нарушением интеллекта.
29. Позиция окружающих по отношению к семье, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.
30. Система помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонением в развитии.
31. Основные направления коррекционной работы с ребенком с нарушениями интеллекта и его семьей.
32. Особенности воспитания ребенка с нарушением слуха в семье.
33. Как мать (близкие родственники) должны общаться с ребенком с нарушенным слухом?
34. Особенности воспитания незрячего ребенка раннего возраста в семье.
35. Взаимодействие специалистов и родителей при воспитании детей с сенсорными нарушениями в семье.
36. Признак сенсорной недостаточности у ребенка раннего возраста.
37. Особенности проявления аутизма в раннем детском возрасте.
38. При каких отклонениях в развитии могут формироваться черты аутичного поведения?
39. Взаимодействие специалистов и родителей в процессе воспитания аутичного ребенка.
40. Психотерапевтическая работа с аутичным ребенком и его семьей.
41. Возможные причины негативизма и его коррекция.
42. Основные причины речевых расстройств.
43. Какие функции по развитию речи могут выполнять родители?
44. Развитие навыков самообслуживания у детей с ДЦП в семье.
45. Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП и их коррекция в семье.
46. Психологические критерии для сбора необходимой информации.
47. Первичное интервью. Интервью с детьми. Раздельное консультирование членов семьи. Совместное консультирование детей и родителей.
48. Особенности проведения первичное интервью с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.
49. Основные принципы семейного консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями.
50. Цель, направления и технология семейного консультирования.
51. Основные этапы психологического консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями.
52. Консультирование по отдельным проблемам семьи (драки детей в семье, проблемы с туалетом, едой, детские страхи и т.д.).
53. Консультирование родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
54. Практические аспекты семейной расстановки Б. Хеллингера в системном консультировании.
- Переживание кризиса родителей, имеющего ребенка с отклонениями в развитии с точки зрения семейного консультирования.
- Проблемы родителей, имеющих детей с нарушением в развитии.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) Основная литература (имеющаяся в библиотеке факультета):
Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: 1995.
Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М.: Инфра-М, 2001.
Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций. СПб.: Академический проект, 1997.
Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды. М.: Изд-во МГУ, 1980.
Баенская Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: метод. пособие/ Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг.– М.: Экзамен, 2004.– 128с.
Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Академия, 2002.
Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. – 319 с.
Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь,
2007.-400 с.
Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития / В. В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Академия, 2003. – С. 280–290.
б) Дополнительные источники по курсу:
Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3.
Волкова Г. А. Личностные качества родителей детей с заиканием и с неврозами // Современная логопедия: теория, практика, перспективы / М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. с. 46–48.
Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: кн. для родителей / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1993. – 64 с.: ил.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. M. Марковская. – СПб.: Речь, 2002. – 150 с
Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М.: Владос, 2003. – 408 с
Психология семьи и больной ребенок: Хрестоматия / Добрякова И.В., Защиринская О.В. СПб.: Речь, 2007.
Савина Е.А., Забабурина О.С., Максименко О.В., Чарова О.Б. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. М., Владос, 2008.
Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье АРКТИ май 2007.
Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1981. – 115 с.
Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 3–9.
Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений / В. В. Ткачева. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 64 с.
Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. – 1999. – № 3. – С. 30–36.
Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. – М.: Гном и Д, 2000. – 160 с.
Ткачева В. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / В. В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Академия, 2003. – С. 202– 220.
Тэллехен Т. Медико-социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка их семей Социальное здоровье, 2005.
Филиппова Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 240 с.
Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием / О. Б. Чарова, Е. А. Савина // Дефектология. – 1999. – № 5. – С. 29–33.
Шарипов А. Р. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании / А. Г. Шарипов, З. Ф. Гафурова // Дефектология. – 1998. – № 3. – С. 23–27.
Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
Юртайкин В.В. Семья и ребенок «с особыми нуждами» / В. В. Юртайкин, О. Г. Комарова // Школа здоровья. – 1996. – № 1. – С. 17– 25.
В). Презентационные материалы по курсу:
Презентация к теме «Анализ особенностей семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии»
Презентация к теме «Ребенок с различными видами дизонтогенеза в семье»
Презентация к теме «Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями».
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
· http://www.prosv.ru/ebooks/Levchenko_Psiholog_pomosh/2.html
· http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psih_i_shkola/spireva_liders.htm
· http://www.mozyrroo.by/index.php?option=com_content&task=view&id=123&Itemid=157
· http://www.sch21.stavedu.ru/exwork/?page=k4-6
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
· оборудованные мультимедийным оборудованием аудитории;
· компьютерный класс;
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 540600 «Психолого-педагогическое образование».
Автор: к.псх.н., доц. Дроздова И.И.
Рецензенты: д.пед.н., проф. Баранова М.Л., к.псх.н., доц. Зинченко Е.В.
Программа одобрена на заседании ____________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.