Психологическая помощь семье ребенка с ОВЗ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики и практической психологии
Кафедра специальной и практической психологии
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
"_____"__________________200__ г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Психологическая помощь семье ребенка с ОВЗ
Направление подготовки
050400 «Психолого-педагогическое образование»
Профиль подготовки
«Психологическое сопровождение образования лиц
С проблемами развития»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная
Ростов-на-Дону
1. Цельюосвоения дисциплины «Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями» является формирование компетенций по психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.Дисциплина «Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями» входит в число дисциплин профессионального цикла (вариативная часть) –Модуль 2. М2.Р.6.
Учебный материал дисциплины «Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями» обобщает и развивает прикладные аспекты базовых знаний, полученных в ходе изучения дисциплин ООП бакалавриата ««Психология развития», «Психология семьи и семейного воспитания», «Основы психологической помощи».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
· способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК -5);
· способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);
· способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
· умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК -3);
· готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК -9);
· способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП -3);
· способен выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей ОВЗ детей и подростков (ПКСПП-1).
В результате изучения дисциплины студент должен:
· Знать основные теоретические основы психологической помощи семье, сложившиеся в мировой психологической практике относительно анализа семьи как целостной системы.
· Знать особенности семейного воспитания, методы воспитания детей в семье, требования к проведению диагностики семейных отношений, особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
· Уметь подбирать методики для диагностики особенностей семейных взаимоотношений, определять возможные пути решения типичных проблем в сфере межличностных отношений, выявлять психологические проблемы личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
· Владеть навыками организации и проведения диагностического обследования, выявления и анализа сущности типичных проблем в семье, идентификации и преодоления психологических барьеров в общении.
· Владеть навыками анализа типичных консультативных ситуаций, технологиями работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | семинары | СРС | ||||||
экзамен | ||||||||
Модуль 1. Семья как фактор развития личности ребенка с ограниченными возможностями | ||||||||
Тема 1..I. Анализ особенностей семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии | УО-1 | |||||||
Тема 1.2. Теоретические основы семьи как единицы анализа у детей с ограниченными возможностями | УО-1, ПР-4 | |||||||
Тема I.3. Концепция семейного воспитания детей в норме и с отклонениями в развитии. | ПР-1 | |||||||
Тема I.4. Ребенок с различными видами дизонтогенеза в семье | З-2, ПР-4 | |||||||
Модуль 2. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями | ||||||||
Тема 2..I. Теоретические аспекты психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями. | УО-1, ПР-4 | |||||||
Тема 2.2. Содержание психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями | ПР-4, С-3 | |||||||
Тема 2.3. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. | УО-1, ПР-1 | |||||||
Тема 2.4. Психологическое консультирование семей с детьми с ограниченными возможностями. | С-4 | |||||||
Итого | УО-4 |
Тема 2.2. Содержание психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями
Содержание психологической помощи может быть представлено следующим образом (Г.С. Абрамова):
• Оказание клиенту помощи через сообщение ему объективной психологической информации - психодиагностика. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информации и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации и сам принимает решение о ее использовании.
• организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствий с возрастной нормой психического развития - психологическая коррекция. Психолог работает с такими понятиями, как возрастная норма освоения какого-либо вида деятельности и индивидуальный темп ее освоения.
• помощь в достижении целей личностного развития психически нормальным людям для достижения ими различных целей - психологическое консультирование.
активное воздействие психотерапевта на личность клиента с целью ее восстановления или реконструкции – психотерапия.
Методы семейной диагностики: сбор наиболее важной информации.
Прогностические рисуночные методики. Семейная генограмма. Несколько кратких советов психологу для сбора необходимой информации. Первичное интервью. Интервью с детьми. Раздельное консультирование членов семьи. Совместное консультирование детей и родителей.
Основы семейного психологического консультирования.
Общие сведения о психологическом консультировании. Развитие практики семейного консультирования. Теоретические основы семейного консультирования. Основные принципы семейного консультирования. Цель, направления и технология семейного консультирования. Организация консультативной беседы и техники ее проведения. Основные этапы психологического консультирования семьи. Консультирование по отдельным проблемам семьи (драки детей в семье, проблемы с туалетом, едой, детские страхи и т.д.). Консультирование родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
Тема 2.3. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии
Теоретико-методологическим обоснованием организации системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, являются известные положения отечественной дефектологической науки: культурно-историческая теория Л. С. Выготского; теории деятельности А. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна; теория отношений Б. Г. Ананьева, М. М. Кабанова, В. Н. Мясищева; теория личности и концепции неврозов В. Н. Мясищева; учение об акцентуациях характера К. Леонгарда и A. E. Личко.
Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.
Важнейшим теоретическим положением, определяющим роль социальных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка со взрослыми (родителями, лицами, их замещающими) возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности (A. H. Леонтьев), зарождаются и формируются личностные качества.
Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, имеютбазовые положения ряда теорий и исследований:
· психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин);
· развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специальной коррекционно-развивающей среды (К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова).
Задание 3. (С-3)
Составление программы психологического изучения семей с ребенком с ограниченными возможностями.
Литература:
1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.
2. Винникот Д.В. Разговор с родителями. М., 1995.
3. Журнал практического психолога.
4. Семья в психологической консультации. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. –М., 1985
5. Современные формы и методы организации психологической и профилактической работы. М., 1984.
Задание 4. (С-4)
Составить развернутый план консультации для родителей на тему «Как эффективно взаимодействовать с ребенком с ограниченными возможностями ребенка».
Литература:
1. Журнал практического психолога. № 5, 1996, М.
2. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.: Информационный центр психологической культуры, 2000.
3. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. Томск: Курсив, 1995.
4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
4. Рефераты (ПР-4)
Темы рефератов:
Мировоззрение супругов и удовлетворенность браком в семье ребенка с ограниченными возможностями.
Оптимизация общения в семье ребенка с ограниченными возможностями.
Супружеские взаимоотношения и личностный рост в семье ребенка с ограниченными возможностями.
Неблагоприятные эмоциональные состояния в семье ребенка с ограниченными возможностями.
Проективные защитные механизмы и работа с семьей.
Личностная агрессивность супругов как проблема супружеского взаимодействия.
Фиксация на психотравме как фактор, дестабилизирующий общение в семье, и работа с ней.
Самоактуализация в семье ребенка с ограниченными возможностями.
Потворствующая гиперпротекция как предмет заботы практического психолога.
Доминирующая гиперпротекция как предмет заботы практического психолога.
Эмоциональное отвержение ребенка родителями как предмет заботы практического психолога.
Повышенная моральная ответственность ребенка в семье как предмет заботы практического психолога.
Родительская гипопротекция как предмет заботы практического психолога.
Расширение сферы родительских чувств как предмет заботы практического психолога.
Воспитательная неуверенность родителя как предмет заботы практического психолога.
Фобия утраты ребенка у родителей как предмет заботы психолога.
Неразвитость родительских чувств как предмет заботы практического психолога.
Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств у родителей как предмет заботы практического психолога.
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания как предмет заботы практического психолога.
Проблемы воспитания дочерей в ситуации предпочтения мужских качеств со стороны родителей.
Проблемы воспитания сыновей в ситуации предпочтения женских качеств со стороны родителей.
Недостаточность требований-обязанностей со стороны родителей как предмет заботы практического психолога.
Отвержение родителями ребенка как предмет заботы
психолога.
Сотрудничество родителей с ребенком как предмет заботы практического психолога.
Симбиотические взаимоотношения между родителем и ребенком как предмет заботы практического психолога.
Авторитаризм родителей в отношениях с ребенком как предмет заботы практического психолога.
Отношение родителя к неудачам ребенка как предмет заботы практического психолога.
Психологическое консультирование по проблемам повторного брака в семье ребенка с ограниченными возможностями.
Последствия сексуального насилия над детьми.
Формирование поло-ролевой идентичности в семье ребенка с ограниченными возможностями.
Психологическое консультирование родителей дошкольников в семье ребенка с ограниченными возможностями.
Психологическое консультирование родителей младших школьников.
Психологическое консультирование подростков в семье ребенка с ограниченными возможностями.
Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с подростками в семье ребенка с ограниченными возможностями.
Психологическое консультирование по проблемам юношеского возраста.
Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с их детьми юношеского возраста.
Психологическое консультирование инвалидов.
Психологическое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов.
Психологическое консультирование по проблемам гиперактивного поведения детей в семье ребенка с ограниченными возможностями.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики и практической психологии
Кафедра специальной и практической психологии
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
"_____"__________________200__ г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Психологическая помощь семье ребенка с ОВЗ
Направление подготовки
050400 «Психолого-педагогическое образование»
Профиль подготовки
«Психологическое сопровождение образования лиц
С проблемами развития»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная
Ростов-на-Дону
1. Цельюосвоения дисциплины «Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями» является формирование компетенций по психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.Дисциплина «Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями» входит в число дисциплин профессионального цикла (вариативная часть) –Модуль 2. М2.Р.6.
Учебный материал дисциплины «Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями» обобщает и развивает прикладные аспекты базовых знаний, полученных в ходе изучения дисциплин ООП бакалавриата ««Психология развития», «Психология семьи и семейного воспитания», «Основы психологической помощи».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
· способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК -5);
· способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);
· способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
· умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК -3);
· готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК -9);
· способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП -3);
· способен выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей ОВЗ детей и подростков (ПКСПП-1).
В результате изучения дисциплины студент должен:
· Знать основные теоретические основы психологической помощи семье, сложившиеся в мировой психологической практике относительно анализа семьи как целостной системы.
· Знать особенности семейного воспитания, методы воспитания детей в семье, требования к проведению диагностики семейных отношений, особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
· Уметь подбирать методики для диагностики особенностей семейных взаимоотношений, определять возможные пути решения типичных проблем в сфере межличностных отношений, выявлять психологические проблемы личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
· Владеть навыками организации и проведения диагностического обследования, выявления и анализа сущности типичных проблем в семье, идентификации и преодоления психологических барьеров в общении.
· Владеть навыками анализа типичных консультативных ситуаций, технологиями работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | семинары | СРС | ||||||
экзамен | ||||||||
Модуль 1. Семья как фактор развития личности ребенка с ограниченными возможностями | ||||||||
Тема 1..I. Анализ особенностей семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии | УО-1 | |||||||
Тема 1.2. Теоретические основы семьи как единицы анализа у детей с ограниченными возможностями | УО-1, ПР-4 | |||||||
Тема I.3. Концепция семейного воспитания детей в норме и с отклонениями в развитии. | ПР-1 | |||||||
Тема I.4. Ребенок с различными видами дизонтогенеза в семье | З-2, ПР-4 | |||||||
Модуль 2. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями | ||||||||
Тема 2..I. Теоретические аспекты психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями. | УО-1, ПР-4 | |||||||
Тема 2.2. Содержание психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями | ПР-4, С-3 | |||||||
Тема 2.3. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. | УО-1, ПР-1 | |||||||
Тема 2.4. Психологическое консультирование семей с детьми с ограниченными возможностями. | С-4 | |||||||
Итого | УО-4 |