Психолого-педагогический анализ занятия в ДОУ

В теории и практике педагогической психологии разработаны много­численные схемы психологического анализа: схема Добрынина Н.Ф., Сласте-шгаа В.А., Кузьминой Н.В., Охотяной Л.Г., Иванова СВ., Зимней И.А. и друг гих. Л.Г. Охотина предлагает исходные принципы и положения развивающе­го обучения к подходу психологического анализа занятия, в соответствии с которым она определяет разветвленную структуру объектов психологическо­го анализа занятия. В анализ входят два больших блока:

1. Организация занятия.

I. Организация детей.

В 1-й блок входят вопросы, которые раскрывают понятия:

1) Самоорганизация педагога - а) творческое рабочее самочувствие

б) психологический контакт с детьми

1) Организация познавательной деятельности детей:

восприятия,

внимания,

памяти.

формирование понятий,

1 развитие мышления,

воспитание воображения.

формирование умений и навыков.

Второй блок включает: организованность самих детей,

уровень их умственного развития,

отношение детей к процессу научения,

самоорганизация умственного труда,

уровень обучаемости.

В данной модели подчеркивается принцип развивающего обучения, где ребенок в процессе обучения действует по собственному побужде-нию.Всесторонний охват всех основных объектов психологического анализа затруднителен в каждой конкретной ситуации, но при учете специфики учебного предмета и возраста детей возможно провести психологический анализ всей системы педагогической деятельности учебного заведения с це­лью оказания конкретной методической помощи.Предлагаемая схема анализа была апробирована группой психологов и методистов дошкольных образова­тельных учреждений города Ставрополя и Ставропольского края, в нее были внесены некоторые поправки, наиболее полно раскрывающие специфику ра-

боты дошкольных образовательных учреждений. Анализ методической рабо­ты по данной схеме позволяет создать: 1) более точный перечень сущест­вующих трудностей психологического и методического характера, 2) инди­видуально - направленную коррекционную работу с целью роста педагогиче­ского мастерства воспитателей и преподавателей системы данного конкрет­ного случая ДОУ.

Поскольку главной целью деятельности педагога-психолога являегся создание благоприятных условий для психологического развития каждого ребенка в системе ДОУ. его совместная работа с методической службой по оптимизации процесса научения является одной из сторон его конкретной практической деятельности.

Предлагается в данной схеме выставление балла по каждому разделу (по схеме - высокий, средний, низкий уровень) и подведение количественного анализа в целом по всему педагогическому коллективу в начале и в конце учебного года. Анализ позволит спланировать систему методической и пси­хологической работы как фронтальной, так и индивидуально-направленной.

Анализ занятия

Ф.И.О. воспитателя-__________-Дата проведения занятия_________

1. Цель занятия — соответствие общеобразовательными воспитатель- Баллы ным целям современного образования.

А) Поставленная______________________________________

Б) Выполненная_________________________________ _____

2. Стиль деятельности педагога

1) Соответствие тфинципам развивающего обучения________

A) Соотношение нагрузки на память и мышление_____________ _____

Б) Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности_____ _____

B) Соотношение усвоения знаний в готовом виде и в процессе мышле­ния

Г ) Соответствие принципам проблемно-эвристического обучения __

Постановка проблемы___________________________ _____

Формулировка проблемы__________________________ _____

Решение проблемы____________________________________

Д) Контроль, анализ, оценка_______________________________

Е) Оптимальное побуждение детей к деятельности____ _____

в- похвала , пол, установка, стимуляция интереса н~ принуждение, замечание,

2) Особенности саморегуляции педагога__________' ____

A) Подготовленность к занятию - овладение содержанием, осознание

цели, внутренняя готовность к ее осуществлению___________ . .....

Б) Рабочее самочувствие педагога - собранность, сонастроенность с те­мой и целью, энергичность, настойчивость, оптимизм, педагогическая находчивость__________________________;______________

B) Педагогический такт_____________________■ ■: - •'■'." ■______

Г) Речь - научность, интеллектуальность, образность, яр-

кость____________________________________ ._____

Д) Психологический климат в аудиюрии - поддержка радостного, ис­креннего общения делового контакта__________ Е). Стиль деятельности педагога______________t______________

в — сотрудничество_______________________________ "

н авторитарность, попустительство_______________ _____

3. Организация познавательной деятельности детей — создание усло­вий для продуктивной работы познавательных процессов детей

A) Восприятие - избирательность, осмысленность, целостность__________

Б) Мотивация - используемые установки, убеждение, внушение, жела­ние ребенка познавать новое________________________ _____

B) Внимание - устойчивость, сосредоточенность_____________ _____

Г) Память интеграция знаний, актуализация усвоенных знаний_____

Д) Мышление активное, самостоятельное, творческое__________

Е) Поисковая, исследовательская деятельность___ Ж) Уровень понимания__________________________________

н — оптимальный сравнительный______________________ ,_____

ср - объяснительный_______I____________________________

в- обобщающий, оценочный, проблемный._______________________

3) Виды творческих работ_________________________________

4. Организованность детей___________________

5. Учет возрастных особенностей детей - программные требования и

выполнение требований физиологии.____________________

Наши рекомендации