Психолого-педагогический анализ занятия в ДОУ
В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа: схема Добрынина Н.Ф., Сласте-шгаа В.А., Кузьминой Н.В., Охотяной Л.Г., Иванова СВ., Зимней И.А. и друг гих. Л.Г. Охотина предлагает исходные принципы и положения развивающего обучения к подходу психологического анализа занятия, в соответствии с которым она определяет разветвленную структуру объектов психологического анализа занятия. В анализ входят два больших блока:
1. Организация занятия.
I. Организация детей.
В 1-й блок входят вопросы, которые раскрывают понятия:
1) Самоорганизация педагога - а) творческое рабочее самочувствие
б) психологический контакт с детьми
1) Организация познавательной деятельности детей:
восприятия,
внимания,
памяти.
формирование понятий,
1 развитие мышления,
воспитание воображения.
формирование умений и навыков.
Второй блок включает: организованность самих детей,
уровень их умственного развития,
отношение детей к процессу научения,
самоорганизация умственного труда,
уровень обучаемости.
В данной модели подчеркивается принцип развивающего обучения, где ребенок в процессе обучения действует по собственному побужде-нию.Всесторонний охват всех основных объектов психологического анализа затруднителен в каждой конкретной ситуации, но при учете специфики учебного предмета и возраста детей возможно провести психологический анализ всей системы педагогической деятельности учебного заведения с целью оказания конкретной методической помощи.Предлагаемая схема анализа была апробирована группой психологов и методистов дошкольных образовательных учреждений города Ставрополя и Ставропольского края, в нее были внесены некоторые поправки, наиболее полно раскрывающие специфику ра-
боты дошкольных образовательных учреждений. Анализ методической работы по данной схеме позволяет создать: 1) более точный перечень существующих трудностей психологического и методического характера, 2) индивидуально - направленную коррекционную работу с целью роста педагогического мастерства воспитателей и преподавателей системы данного конкретного случая ДОУ.
Поскольку главной целью деятельности педагога-психолога являегся создание благоприятных условий для психологического развития каждого ребенка в системе ДОУ. его совместная работа с методической службой по оптимизации процесса научения является одной из сторон его конкретной практической деятельности.
Предлагается в данной схеме выставление балла по каждому разделу (по схеме - высокий, средний, низкий уровень) и подведение количественного анализа в целом по всему педагогическому коллективу в начале и в конце учебного года. Анализ позволит спланировать систему методической и психологической работы как фронтальной, так и индивидуально-направленной.
Анализ занятия
Ф.И.О. воспитателя-__________-Дата проведения занятия_________
1. Цель занятия — соответствие общеобразовательными воспитатель- Баллы ным целям современного образования.
А) Поставленная______________________________________
Б) Выполненная_________________________________ _____
2. Стиль деятельности педагога
1) Соответствие тфинципам развивающего обучения________
A) Соотношение нагрузки на память и мышление_____________ _____
Б) Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности_____ _____
B) Соотношение усвоения знаний в готовом виде и в процессе мышления
Г ) Соответствие принципам проблемно-эвристического обучения __
Постановка проблемы___________________________ _____
Формулировка проблемы__________________________ _____
Решение проблемы____________________________________
Д) Контроль, анализ, оценка_______________________________
Е) Оптимальное побуждение детей к деятельности____ _____
в- похвала , пол, установка, стимуляция интереса н~ принуждение, замечание,
2) Особенности саморегуляции педагога__________' ____
A) Подготовленность к занятию - овладение содержанием, осознание
цели, внутренняя готовность к ее осуществлению___________ . .....
Б) Рабочее самочувствие педагога - собранность, сонастроенность с темой и целью, энергичность, настойчивость, оптимизм, педагогическая находчивость__________________________;______________
B) Педагогический такт_____________________■ ■: - •'■'." ■______
Г) Речь - научность, интеллектуальность, образность, яр-
кость____________________________________ ._____
Д) Психологический климат в аудиюрии - поддержка радостного, искреннего общения делового контакта__________ Е). Стиль деятельности педагога______________t______________
в — сотрудничество_______________________________ "
н авторитарность, попустительство_______________ _____
3. Организация познавательной деятельности детей — создание условий для продуктивной работы познавательных процессов детей
A) Восприятие - избирательность, осмысленность, целостность__________
Б) Мотивация - используемые установки, убеждение, внушение, желание ребенка познавать новое________________________ _____
B) Внимание - устойчивость, сосредоточенность_____________ _____
Г) Память интеграция знаний, актуализация усвоенных знаний_____
Д) Мышление активное, самостоятельное, творческое__________
Е) Поисковая, исследовательская деятельность___ Ж) Уровень понимания__________________________________
н — оптимальный сравнительный______________________ ,_____
ср - объяснительный_______I____________________________
в- обобщающий, оценочный, проблемный._______________________
3) Виды творческих работ_________________________________
4. Организованность детей___________________
5. Учет возрастных особенностей детей - программные требования и
выполнение требований физиологии.____________________