Диагностика общения, межличностных отношений

д п/н Общение. Межличностные отношения Название методики Код источ­ника. Стр. Возраст детей
1. Изучение особенностей общения воспитателя с детьми. 18.183  
2. Изучение оценочных отношений воспитателя к детям. 18.185  
3. Изучение представлений дошкольников об от­ношении к ним педагога. 18.186 4-7
4. Изучение характера и степени осознанности ре­бенком отношения к нему близких людей. 18.188 6-7
5. Изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам (анализ рисунков). 18.189 4-7
6. Изучение личностных ожиданий ребенка в об­щении со взрослыми. 18.191 4-7
7. Избирательное отношение детей к "социальным" и "несоциальным" воздействиям. 18.192 3-7
8. Изучение типа общения ребенка со взрослым. 18.193 3-7
9. Изучение навыков культуры общения. 18.194 2-7
10. Изучение коммуникативных умений. 18.196 4-7
11. Организаторские умения детей в совместной деятельности. 18.197 4-7
12. Влияние взаимоотношений на эффективность труда. 18.198 6-7
13. Изучение свободного общения детей. 18.199-201 3-7
14. Критерии выбора партнера для общения. 18.203 3-7
15. Изучение причин изоляции дошкольников. 18 204 5-7
16. Изучение лидера группы. 18.205 5-7
17. Метод экспертных оценок "Эстетика поведе­ния", "Коммуникабельность, способность к взаимодействию". 9/1 100,102 4-7
18. "Маски" (модификация социометрии). 3.46 5-7
19. "Два домика". 3.47;2.73 4-7
20. Рисунок семьи. 3.50;19.117;2 94;4.95 5-7
21. Тест Розенцвейга. 6.101 5-7
22. Рисунок человека. 2.87 4-7
23. "Лестница". 2.100 4-7
24. Специфические особенности высказывания (общ. со сверст.). 4.75 3-7
25. Особенности реального общения дошкольни­ков. 4.77 5-7  
26. Социометрия: "У кого больше", "Почтальон", "Краски в подарок". 16.187 4-7  
27. Мой круг общения "Кто виноват?", "Радости и огорчения в жизни". 8.59-62 6-7  
28. Методика одномоментных срезов Т. А. Репиной. 16.198 3-7  
29. "Метод ракеты" (Ф. Мерен). 16.201 3-7  
1. Наблюдения за играми: "Колпачок", "Каравай", "Колечко-колечко", "Садовник", "Ручеек". 16.195 4-7  
2. Экспериментальные игры "За рулем", "Железная дорога". 16.195 4-7  
3. Специальный опросник для детей. 16.196 5-7  
4. Экспериментальная совместная деятельность. 16.197 4-7  
5. Экспериментальная ситуация "Подарок другу". 16.197 4-7  
6. М.Э.О. Речевая компетентность. 9/1 103 4-7  
  Семья      
1. Рисовальные пробы "Моя семья", "Кинетический рисунок семьи", "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом", "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представ­ляешь", "Н.С.С., где каждый член семьи изо­бражен в виде фантастического животного". 8.33,16.210 4-7  
2. Проективные вопросы и ситуации. 8.34 5-7  
3. Изучение идентификации детей с родителями. 16.212 3-7  
4. Методика Рене Жиля. 19.94Д6.213 5-7  
5. Проективное интервью с ребенком о семье. 8.322 4-7  
6. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга). 8.328    
7. Методика измерения родительских установок и реакций. 8.334    
8. Тест. "Дом. Дерево. Человек". 8.346    
9. Определение психологической атмосферы в се­мье. 8.364    
10. Шкала привязанности ребенка к членам семьи. 20.330    
11. Шкала соперничества между детьми в семье. 20.331    
12. Опросник Фидлера. 21.99    
           


КОРРЕКЦИОННЫИ БЛОК

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для -оптимизации психологического развития личности ребенка, оказания ему спе­циальной психологической помощи.

Формы коррекции

I. Симптоматическая - направлена непосредственно на устранение симпто­мов отклонения.

П. Каузальная - направлена на ликвидацию причин и источников этих откло­нений.

В работе используются обе формы коррекции, но приоритет каузальной формы очевиден, потом}' что внешне одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно различные природу, причины, структуру.

Предмет коррекции:

· умственное развитие;

· эмоционально-личностная сфера;

· невротические состояния и неврозы ребёнка;

· межличностные взаимоотношения.

Принципы успешности в коррекционной деятельности

I. Принцип единства диагностики и коррекции;

II. Принцип "нормативности" развития ;

III. Принцип коррекции "сверху вниз" (если целью коррекции " снизу вверх" являются упражнения и закрепление уже достигнутого, коррекция "сверку вниз" носит опережающий характер, опирается на создание "зоны ближайшего развития"' и нацелена на формирование психологических но­вообразований ;)

IV. Принцип системности развития:

У.Деятельностный принцип коррекции ( использование ведущей деятель­ности детей - игры, художественная деятельность, физическая деятель­ность и др.)

VI. Принцип активного вовлечения в коррекционную работу родителей и др. значимых для ребёнка лиц.

Наши рекомендации