Диагностика общения, межличностных отношений
д п/н | Общение. Межличностные отношения Название методики | Код источника. Стр. | Возраст детей | ||
1. | Изучение особенностей общения воспитателя с детьми. | 18.183 | |||
2. | Изучение оценочных отношений воспитателя к детям. | 18.185 | |||
3. | Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога. | 18.186 | 4-7 | ||
4. | Изучение характера и степени осознанности ребенком отношения к нему близких людей. | 18.188 | 6-7 | ||
5. | Изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам (анализ рисунков). | 18.189 | 4-7 | ||
6. | Изучение личностных ожиданий ребенка в общении со взрослыми. | 18.191 | 4-7 | ||
7. | Избирательное отношение детей к "социальным" и "несоциальным" воздействиям. | 18.192 | 3-7 | ||
8. | Изучение типа общения ребенка со взрослым. | 18.193 | 3-7 | ||
9. | Изучение навыков культуры общения. | 18.194 | 2-7 | ||
10. | Изучение коммуникативных умений. | 18.196 | 4-7 | ||
11. | Организаторские умения детей в совместной деятельности. | 18.197 | 4-7 | ||
12. | Влияние взаимоотношений на эффективность труда. | 18.198 | 6-7 | ||
13. | Изучение свободного общения детей. | 18.199-201 | 3-7 | ||
14. | Критерии выбора партнера для общения. | 18.203 | 3-7 | ||
15. | Изучение причин изоляции дошкольников. | 18 204 | 5-7 | ||
16. | Изучение лидера группы. | 18.205 | 5-7 | ||
17. | Метод экспертных оценок "Эстетика поведения", "Коммуникабельность, способность к взаимодействию". | 9/1 100,102 | 4-7 | ||
18. | "Маски" (модификация социометрии). | 3.46 | 5-7 | ||
19. | "Два домика". | 3.47;2.73 | 4-7 | ||
20. | Рисунок семьи. | 3.50;19.117;2 94;4.95 | 5-7 | ||
21. | Тест Розенцвейга. | 6.101 | 5-7 | ||
22. | Рисунок человека. | 2.87 | 4-7 | ||
23. | "Лестница". | 2.100 | 4-7 | ||
24. | Специфические особенности высказывания (общ. со сверст.). | 4.75 | 3-7 | ||
25. | Особенности реального общения дошкольников. | 4.77 | 5-7 | ||
26. | Социометрия: "У кого больше", "Почтальон", "Краски в подарок". | 16.187 | 4-7 | ||
27. | Мой круг общения "Кто виноват?", "Радости и огорчения в жизни". | 8.59-62 | 6-7 | ||
28. | Методика одномоментных срезов Т. А. Репиной. | 16.198 | 3-7 | ||
29. | "Метод ракеты" (Ф. Мерен). | 16.201 | 3-7 | ||
1. | Наблюдения за играми: "Колпачок", "Каравай", "Колечко-колечко", "Садовник", "Ручеек". | 16.195 | 4-7 | ||
2. | Экспериментальные игры "За рулем", "Железная дорога". | 16.195 | 4-7 | ||
3. | Специальный опросник для детей. | 16.196 | 5-7 | ||
4. | Экспериментальная совместная деятельность. | 16.197 | 4-7 | ||
5. | Экспериментальная ситуация "Подарок другу". | 16.197 | 4-7 | ||
6. | М.Э.О. Речевая компетентность. | 9/1 103 | 4-7 | ||
Семья | |||||
1. | Рисовальные пробы "Моя семья", "Кинетический рисунок семьи", "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом", "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь", "Н.С.С., где каждый член семьи изображен в виде фантастического животного". | 8.33,16.210 | 4-7 | ||
2. | Проективные вопросы и ситуации. | 8.34 | 5-7 | ||
3. | Изучение идентификации детей с родителями. | 16.212 | 3-7 | ||
4. | Методика Рене Жиля. | 19.94Д6.213 | 5-7 | ||
5. | Проективное интервью с ребенком о семье. | 8.322 | 4-7 | ||
6. | Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга). | 8.328 | |||
7. | Методика измерения родительских установок и реакций. | 8.334 | |||
8. | Тест. "Дом. Дерево. Человек". | 8.346 | |||
9. | Определение психологической атмосферы в семье. | 8.364 | |||
10. | Шкала привязанности ребенка к членам семьи. | 20.330 | |||
11. | Шкала соперничества между детьми в семье. | 20.331 | |||
12. | Опросник Фидлера. | 21.99 | |||
КОРРЕКЦИОННЫИ БЛОК
Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для -оптимизации психологического развития личности ребенка, оказания ему специальной психологической помощи.
Формы коррекции
I. Симптоматическая - направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения.
П. Каузальная - направлена на ликвидацию причин и источников этих отклонений.
В работе используются обе формы коррекции, но приоритет каузальной формы очевиден, потом}' что внешне одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно различные природу, причины, структуру.
Предмет коррекции:
· умственное развитие;
· эмоционально-личностная сфера;
· невротические состояния и неврозы ребёнка;
· межличностные взаимоотношения.
Принципы успешности в коррекционной деятельности
I. Принцип единства диагностики и коррекции;
II. Принцип "нормативности" развития ;
III. Принцип коррекции "сверху вниз" (если целью коррекции " снизу вверх" являются упражнения и закрепление уже достигнутого, коррекция "сверку вниз" носит опережающий характер, опирается на создание "зоны ближайшего развития"' и нацелена на формирование психологических новообразований ;)
IV. Принцип системности развития:
У.Деятельностный принцип коррекции ( использование ведущей деятельности детей - игры, художественная деятельность, физическая деятельность и др.)
VI. Принцип активного вовлечения в коррекционную работу родителей и др. значимых для ребёнка лиц.