Инструментарий педагога-психолога доу
Сферы психического развития ребенка
1. Познавательная | 2. Личностная | 3. Морально-волевая (потребностная) | 4. Аффективно-эмоциональная | 5. Общение. Межличностные отношения |
1. Ощущение | 1. Темперамент | 1. Уровень волевой регуляции | 1. Тревожность | 1. Социометрический статус |
2. Восприятие | 2. Самооценка. Самосознание | 2. Волевые качества (самостоятельность, ответственность, произвольность) | 2. Агрессивность. Враждебность | 2. Инициативность. Стремление к лидерству |
3. Внимание | 3, Уровень притязаний | 3. Выраженные притязания на признание | 3. Трудности общения. Вербализм | 3. Коммуникативность |
4. Память | 4. Способности | 4. Прилежание. Работоспособность-утомляемость | 4. Переживание страхов. Фобии | 4.Языковая компетентность |
5. Мышление | 5. Устойчивость интересов | 5. Проявление негативных реакций | 5. Фрустрация | 5. Уровень развития когнитивного компонента |
6. Воображение | 6. Соподчинение мотивов | 6. Депрессивность | ||
7. Интеллект | 7. Эмоциональная расположенность |
Готовность к школьному обучению
1 Мотивационная | 2. Интеллектуальная | 3. Волевая (произвольная) | 4.Зрительно-моторная | 5.Личностно-эмоциональная |
1. Внутренняя позиция | 1. Познавательные процессы | 1. Уровень волевой регуляции | 1.Зрительно-моторная координация | !. Самооценка. Самоприятие |
2. Математические представления | 2. Умение действовать по правилу, образцу | 2. Выносливость и быстрота мышц кисти руки | 2. Социометрический статус | |
3. Сформирозанность общих представлений в умений | 3. Работоспособность | 3. Тонкая моторика пальцев рук | 3.Эмоциональный статус личности | |
4. Речевая компетентность | 4.Межличностные отношения и особенности общения |
СОДЕРЖАНИЕ СФЕР ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
I. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Ощущение - непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания - в информацию.
Восприятие - планомерное и целенаправленное воздействие на поведение человека с целью формирования ценностных ориентации, необходимых для развития личности, подготовки ее к общественной жизни и производственному труду.
I Ощущение. Фонематический слух.
II. Целостное восприятие. Сенсорные эталоны.
III. Восприятие по величине.
IV. Восприятие пространственного отношения.
3 г. 1) Ребенок может осуществить выбор карточки определенного цвета или определенной формы по образцу.
2) Ребенок знает название 3-4 цветов, 2-3 формы.
3) Ребенок учитывает цвет и форму в простейших конструкциях.
4) Может выбрать из 3-% предметов разной величины "самый" (б,м.)
5) Понимает значение пространственных предлогов.
4 г. 1) Может выбрать из нескольких одну карточку по названию цвета и формы.
2) Может подобрать предметы или строительные детали по определенной форме.
3) Может сопоставить по величине 5-7 предметов одинаковой формы.
4) Использует в речи слова-предлоги.
5 л. 1) Различает 2-3 оттенка какого-либо цвета.
2) Может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы.
3) Может назвать различия 2-х фигур разной формы.
4) Может разделить сложную фигуру на несколько белее простых.
6-7 л. 1) Знает основные цвета и 2-3 оттенка каждого
2) Различает разновидности геометрических форм.
3) Может сопоставить до зеличине 10 и более предметов.
Диагностика ощущения и восприятия
Д | Ощущения, Восприятия Название методики | Код источника, стр. | Возраст детей |
1.1 | Знание цвета | 5.9 | 5-7 |
Дифференциация цвета и фермы | 5.14 | 5-7 | |
II. 3 | Соотнесение частей геометрических фигур и предметных изображений | 1.5 | 3-4 |
4. | Эталоны | 3.17 2.33 | 4-5,5 3-4 |
5. | Разрезанные картинки | 3.15 | 4-5 |
6. | Особенности воспоиятия форм предметов | 4.62 | |
7. | Размещение фигур | 5.13 | 5-7 |
8. | Сравнивание картинок | 5.14 | 5-7 |
III. 9. | Мисочки | 2.32 | 3-5 |
Пирамидка | 2.33 | 3-5 | |
IV 11. | Конструирование по образцу | 2.34 | 3-5 |
12. | Коробка форм | 2.34 3 16 | 3-5 |
13. | Мисочки "Включение б рхд" | 2,35 | 4-6 |
V 14. | Вое понятие количества | 5.12 | 5-7 |
В 15. | Что не дорисовано? | 12.41 | 6-7 |
56. | Узнай, что это | 12.41 | 6-7 |
17. | Закрась фрукты | 12.48 | 6-7 |
18. | Пиши кружочками | 12.48 | 6-7 |
19. | Чтение схем-слов | 12.51 | 6-7 |
20. | Какие предметы спрятаны | 11.28 | 4-7 |
21. | Фонематический слух по Н.Е. Нечаевой | 13.38 | 6-7 |
IV 22. | Чем залататъ коврик? | 12.44 | 6-7 |
23. | Найди квадрат | 12.46 | 6-7 1 |
IT 24. | Изучение восприятия цвета | 18.244,245 | 2-7,2-4 |
25. | Изучение восприятие формы | 18.246 | 4-7 |
26. | Изучение представлений о времени | 18.248,249, 250 | 3-7,5-7,5-7 |
Ill 27. | Изучение ориентировки в величине предметов | 18.248,25? | 2-4 |
IV 28. | Изучение пространственных представлении | 18.252 | 5-7 |
29. | Методика изучения зрительных восприятий (Басов) | 16.131 | 4-7 |
Коррекция сенсорной сферы
Предмет коррекции сенсорной сферы обусловлен индивидуальным психическим и возрастным развитием ребенка. Цель коррекции - оказание помощи в выработке у ребенка перцептивных действий, состоящих в обследовании предметов и явлений, выделение их характеристик и свойств на основе усвоенных сенсорных эталонов, к познанию свойств новых объектов через применение сенсорных эталонов.
Осуществление коррекционных воздействий предполагает создание и реализацию моделей сенсорного развития.
I .Общая модель - это система условий оптимального возрастного развития личности ребёнка в целом:
• расширение, углубление, уточнение представлений ребёнка об окружающем мире;
• использование различных форм ручной деятельности;
• интеллектуальное освоение сенсорных эталонов: уточнение представлений о геометрической форме, пространстве, времени, движений о цвете, музыке, цифре и т.д. ;
• щадящий режим, оптимальное распределение нагрузки, доброжелательное общение, контроль за состоянием органов чувств.
II. Типовая модель коррекции сенсорного развития;
1. Организация практических перцептивных действий:
а) показ образца и способа действия с ним;
б) показ образца, а ребенок самостоятельно ищет способы действия с ним;
в) ребёнка обучают обобщённому способу перцептивного действия (сравнение, анализ, измерение, воспроизведение и др.)
2. Овладение структурным компонентом перцептивного действия, соответствующего определённому сенсорному эталону (направленного на восприятие музыки, цвета, формы и т. д.)
3. Поэтапное формирование перцептивного действия (внешнее, практическое, сопровождаемое речью, внутреннее действие в уме).
II!. Индивидуальная модель:
а) определение индивидуальной характеристики психического развития ребёнка, его обучаемости, интересов;
б) выявление ведущей сенсорной системы ребёнка (зрение, слух, двигательная активность);
в) выявление особенностн сенсорной сферы ребёнка в целом;
г) составление программы сенсорного развития.