Инструментарий педагога-психолога доу

Сферы психического развития ребенка

1. Познавательная 2. Личностная 3. Морально-волевая (потребностная) 4. Аффективно-эмоциональная 5. Общение. Межличностные отно­шения
1. Ощущение 1. Темперамент 1. Уровень волевой регуляции 1. Тревожность 1. Социометрический статус
2. Восприятие 2. Самооценка. Самосознание 2. Волевые качества (самостоятельность, ответствен­ность, произвольность) 2. Агрессивность. Враждебность 2. Инициативность. Стремление к ли­дерству
3. Внимание 3, Уровень притязаний 3. Выраженные притязания на признание 3. Трудности общения. Вербализм 3. Коммуникативность
4. Память 4. Способности 4. Прилежание. Работоспособ­ность-утомляемость 4. Переживание страхов. Фобии 4.Языковая компетентность
5. Мышление 5. Устойчивость интересов 5. Проявление негативных реакций 5. Фрустрация 5. Уровень развития когнитивного ком­понента
6. Воображение 6. Соподчинение мотивов   6. Депрессивность  
7. Интеллект     7. Эмоциональная расположенность  

инструментарий педагога-психолога доу - student2.ru

Готовность к школьному обучению

1 Мотивационная 2. Интеллектуальная 3. Волевая (произвольная) 4.Зрительно-моторная 5.Личностно-эмоциональная
1. Внутренняя позиция 1. Познавательные про­цессы 1. Уровень волевой регу­ляции 1.Зрительно-моторная координация !. Самооценка. Самоприятие
  2. Математические пред­ставления 2. Умение действовать по правилу, образцу 2. Выносливость и быстрота мышц кис­ти руки 2. Социометрический статус
  3. Сформирозанность общих представлений в умений 3. Работоспособность 3. Тонкая моторика пальцев рук 3.Эмоциональный статус личности
  4. Речевая компетент­ность     4.Межличностные отношения и осо­бенности общения

СОДЕРЖАНИЕ СФЕР ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

I. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Ощущение - непосредственная связь сознания с внешним миром, пре­вращение энергии внешних раздражений в факты сознания - в информацию.

Восприятие - планомерное и целенаправленное воздействие на поведе­ние человека с целью формирования ценностных ориентации, необходимых для развития личности, подготовки ее к общественной жизни и производст­венному труду.

I Ощущение. Фонематический слух.

II. Целостное восприятие. Сенсорные эталоны.

III. Восприятие по величине.

IV. Восприятие пространственного отношения.

3 г. 1) Ребенок может осуществить выбор карточки определенного цвета или определенной формы по образцу.

2) Ребенок знает название 3-4 цветов, 2-3 формы.

3) Ребенок учитывает цвет и форму в простейших конструкциях.

4) Может выбрать из 3-% предметов разной величины "самый" (б,м.)

5) Понимает значение пространственных предлогов.

4 г. 1) Может выбрать из нескольких одну карточку по названию цвета и формы.

2) Может подобрать предметы или строительные детали по определенной форме.

3) Может сопоставить по величине 5-7 предметов одинаковой формы.

4) Использует в речи слова-предлоги.

5 л. 1) Различает 2-3 оттенка какого-либо цвета.

2) Может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы.

3) Может назвать различия 2-х фигур разной формы.

4) Может разделить сложную фигуру на несколько белее простых.

6-7 л. 1) Знает основные цвета и 2-3 оттенка каждого

2) Различает разновидности геометрических форм.

3) Может сопоставить до зеличине 10 и более предметов.

Диагностика ощущения и восприятия

Д Ощущения, Восприятия Название методики Код источника, стр. Возраст детей
1.1 Знание цвета 5.9 5-7
Дифференциация цвета и фермы 5.14 5-7
II. 3 Соотнесение частей геометрических фигур и предметных изображений 1.5 3-4
4. Эталоны 3.17 2.33 4-5,5 3-4
5. Разрезанные картинки 3.15 4-5
6. Особенности воспоиятия форм предметов 4.62
7. Размещение фигур 5.13 5-7
8. Сравнивание картинок 5.14 5-7
III. 9. Мисочки 2.32 3-5
Пирамидка 2.33 3-5
IV 11.   Конструирование по образцу 2.34 3-5
12.   Коробка форм 2.34 3 16 3-5
13. Мисочки "Включение б рхд" 2,35 4-6
V 14. Вое понятие количества 5.12 5-7
В 15. Что не дорисовано? 12.41 6-7
56. Узнай, что это 12.41 6-7
17. Закрась фрукты 12.48 6-7
18. Пиши кружочками 12.48 6-7
19. Чтение схем-слов 12.51 6-7
20. Какие предметы спрятаны 11.28 4-7
21. Фонематический слух по Н.Е. Нечаевой 13.38 6-7
IV 22. Чем залататъ коврик? 12.44 6-7
23. Найди квадрат 12.46 6-7 1
IT 24. Изучение восприятия цвета 18.244,245 2-7,2-4
25. Изучение восприятие формы 18.246 4-7
26. Изучение представлений о времени 18.248,249, 250 3-7,5-7,5-7
Ill 27. Изучение ориентировки в величине предметов 18.248,25? 2-4
IV 28. Изучение пространственных представлении 18.252 5-7
29. Методика изучения зрительных восприятий (Басов) 16.131 4-7  


Коррекция сенсорной сферы

Предмет коррекции сенсорной сферы обусловлен индивидуальным пси­хическим и возрастным развитием ребенка. Цель коррекции - оказание помощи в выработке у ребенка перцептивных действий, состоящих в обследовании предметов и явлений, выделение их характеристик и свойств на основе усвоен­ных сенсорных эталонов, к познанию свойств новых объектов через применение сенсорных эталонов.

Осуществление коррекционных воздействий предполагает создание и реализацию моделей сенсорного развития.

I .Общая модель - это система условий оптимального возрастного развития личности ребёнка в целом:

• расширение, углубление, уточнение представлений ребёнка об окружаю­щем мире;

• использование различных форм ручной деятельности;

• интеллектуальное освоение сенсорных эталонов: уточнение представлений о геометрической форме, пространстве, времени, движений о цвете, музы­ке, цифре и т.д. ;

• щадящий режим, оптимальное распределение нагрузки, доброжелатель­ное общение, контроль за состоянием органов чувств.

II. Типовая модель коррекции сенсорного развития;

1. Организация практических перцептивных действий:

а) показ образца и способа действия с ним;

б) показ образца, а ребенок самостоятельно ищет способы действия с ним;

в) ребёнка обучают обобщённому способу перцептивного действия (срав­нение, анализ, измерение, воспроизведение и др.)

2. Овладение структурным компонентом перцептивного действия, соответст­вующего определённому сенсорному эталону (направленного на воспри­ятие музыки, цвета, формы и т. д.)

3. Поэтапное формирование перцептивного действия (внешнее, практиче­ское, сопровождаемое речью, внутреннее действие в уме).

II!. Индивидуальная модель:

а) определение индивидуальной характеристики психического развития ребёнка, его обучаемости, интересов;

б) выявление ведущей сенсорной системы ребёнка (зрение, слух, двига­тельная активность);

в) выявление особенностн сенсорной сферы ребёнка в целом;

г) составление программы сенсорного развития.

Наши рекомендации