Консультирование и просвещение
Это наиболее "безопасный" вид работы педагога - психолога: новые знания, если они входят в противоречие с существующими у человека представлениями, предполагают их отвержение или забытость. Работа будет более эффективна, если знания, получаемые воспитателями и родителями, живые, активные. Знания не должны быть "мертвым" грузом, а должны включаться в процесс личностного развития слушателя. При отборе содержания следует учитывать:
• возрастные потребности,
• ценности слушателей,
• уровень их реального развития,
• готовность к усвоению знаний и навыков,
• реальная групповая ситуация,
• существующие реальные проблемы.
Оптимальная та форма организации, которая включает ситуацию усвоения социально - психологических знаний в привлекательные, актуально - значимые виды активности самих слушателей. Воспитатель, педагог в этом случае выступает как союзник психолога, поэтому в ситуации равноправного сотрудничества предполагается самостоятельный поиск путей и методов решения проблем, достижения целей.
Психологу следует запомнить правила организации данного вида работы:
а) не брать на себя функцию всезнающего специалиста
б) не принимать на себя полную ответственность за результаты принятого решения
в) создать среду для благотворного обслуживания, рассмотрения вопроса, предлагать формы участия в реализации решений.
Психолого - педагогическое консультирование является универсальной формой организации сотрудничества педагогов, воспитателей в решении проблем и задач всего учебно-воспитательного процесса и личных проблем каждого из них.
Принципы консультирования и просвещения:
• равноправие психолога и воспитателя, педагога
• формирование у педагога установки на самостоятельное решение возникших трудностей или проблем
• принятие участниками консультирования ответственности за совместное решение
• распределение профессиональных функций между психологом и воспитателем
Направления консультирования:
1. Консультирование воспитателей и педагогов по вопросам разработки и реализации психолого-адекватных программ обучения и воспитательного воздействия Под психологической адекватностью подразумевается соответствие программ научным психолого-педагогическим и психофизиологическим требованиям к обучению детей определенного возраста, их уровню реального развития, их реальным возможностям. Существует граница профессиональной компетентности психолога : психолог по статусу и подготовке не должен выступать экспертом по оценке эффективности педагогических программ. Он может оценить полноту учета психологических особенностей детей и методы-приемы, соответствующие представлениям о технике эффективного коммуникативного воздействия после того, как педагог сформулирует педагогические требования к исходным знаниям и умениям детей, педагогические критерии успешности обучения по программе.
2. Консультирование воспитателей, педагогов по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных детей или детских групп. В случае совместных и придуманных действий психолога и воспитателя возможно решение проблемы ребенка, создание благоприятных условий для его развития и обучения.
Формы и виды:
а) Запрос воспитателя. В этом случае психолог осуществляет всю подготовительную работу.
б) Инициатива психолога. Состоит в предложении воспитателю ознакомиться с определенной информацией о ребенке и задуматься над проблемой оказания ему помощи или поддержки.
Данные виды консультирования удачны в случае уже сложившейся практики равноправного сотрудничества, а в противном случае инициатива психолога ставит его самого в позицию давления и просителя.
в) Психолого- педагогический консилиум.
Это особая организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения.
Консилиум позволяет объединить информацию от отдельных составляющих статуса ребенка, которыми владеют разные специалисты: врач, психолог, воспитатели, педагоги дополнительного образования, другие специалисты. На основе целостного видения ребенка с учетом его актуального состояния и динамики развития возможно разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Во время консилиума психолог получает возможность передать имеющиеся у него знания о ребенке непосредственно тем взрослым, которые обладают значительно большими возможностями влияния на ребенка и взаимодействия с ним. Психолого-педагогический консилиум позволяет построить взаимоотношения психолога и воспитателей, педагогов на основе равноправного сотрудничества и линий ответственности, организовать целостное сопровождение ребенка в процессе всего воспитания и обучения, задействовать профессиональный и личностный потенциал всех взрослых учебного учреждения.
3 Социально-посредническая работа психолога - в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов.
Позиция профессионального посредника в конфликтной ситуации отличается от позиции консультанта, психотерапевта. В рамках посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта с каждым оппонентом отдельно и совместно "через себя", тем самым помогает снять эмоциональное напряжение, перевести обмен репликами в конструктивное русло и помочь оппонентам найти приемлемые способы решения.
Успешно выдержанная данная роль способствует повышению профессионального статуса психолога в коллективе.
4. Психологическое просвещение педагогов.
Данное направление нацелено на создание таких условий в учебном учреждении, в рамках которых педагоги, воспитатели могли бы получить профессионально личностно значимые для них психологические знания и навыки, позволяющие:
• организовать более эффективный процесс обучения детей с содержательной и методической стороны,
• построить взаимоотношения с детьми и коллегами на взаимовыгодных началах,
• осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками взаимодействий.
Следует помнить, что, лекции, семинары не всегда эффективны как формы и методы психологического просвещения педагогов. Органическое вплетение ситуации передачи знаний в процесс практической деятельности даст больший положительный результат. Это могут быть: тематические педсоветы, учебно-методические мероприятия (круглый стол, деловая игра, Брейн-ринг, КВН, и др.), психолого-педагогический консилиум).
5. Консультирование и просвещение родителей.
Данный вид деятельности входит в основное направление профессиональной деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Но особую трудность в ней составляет то, что семья юридически и этически закрыта для всех посторонних. Без добровольного желания родителей ребенка психолог не сможет оказать никакой помощи им. Поэтому целью различных форм деятельности психолога по просвещению и консультированию родителей является прежде всего:
· создание ситуации сотрудничества.
· формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам воспитания, обучения и развития ребенка.
При этом психолог реализует принцип невмешательства в семейную ситуацию.