Понятие психолого-педагогического сопровождения
Особенность деятельности педагога-психолога состоит в том, что цели, задачи, ценности ее задаются социальной системой, на которую работает психолог: обоснование педагогических программ, методов общения, диагностика готовности к обучению в школе, усвоению различных специализированных программ, выявление уровня психического развития ребенка. Таким образом, деятельность педагога-психолога организуется по конкретным запросам администрации, определяется задачами педагогического процесса, а должна, кроме того, направляться собственно психологическими целями и задачами, регулироваться своими ценностями, установками на ребенка. Такое представление о профессии изменяет отношение к себе, специалистам, стиль и тип профессионального видения реальности.
По мнению многих современных психологов, такой психотехнической теорией является модель М.Р. Битяновой - "Парадигма сопровождения". В свете данной теории ребенок является не объектом деятельности психрлога, а равноправным субъектом, так как ничто не может быть изменено в его внутреннем мире помимо его желания. Психолог не воздействует на ребенка своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует с ним, предлагая различные пути решения тех или иных задач или проблем.
Цель работы не в том, чтобы "заглянуть" в его внутренний мир и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений.
Идеи, лежащие в основе модели деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения, можно условно объединить в 3 блока:
1. "Научно-методическое руководство учебно-воспитательном процессом или "Научное психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса". Психолог может заниматься концептуальными проблемами обучения и воспитания, планировать и контролировать воспитательный процесс, может принимать участие в разработке основ предметных программ, участвовать в разработке и реализации программ обучения и воспитания, но это не является его основной целью и задачей, так как идея дошкольной психологической помощи состоит в другом - организации особой самостоятельной формы деятельности в рамках процесса обучения и воспитания дошкольников.
2. Оказание помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социальной природы, выявление их и профилактика. В данном случае психолог, воспитатели и педагоги работают независимо друг от друга. За пределы модели помощи выпадают "благополучные" дети, которые могут получить свою долю внимания от психолога, если продемонстрируют нежелательные проявления в поведении, обучении или самочувствии.
Психолога интересует мир ребенка лишь с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять и корректировать. Чаще всего психолог считает, что "нормальных" детей сейчас нет.
3. Сопровождение или "содействие развитию" ребенка.
Данная идея позволяет органично вплести эту практику в ткань учебно-воспитательного процесса и всей педагогической системы. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на личности ребенка.
Сопровождение - движение рядом, чуть впереди: внимательно вглядываться в желания, потребности, фиксация достижений, возникающих трудностей, помощь в ориентировке, в понимании себя. Но при этом психолог не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. Выбор пути -право и обязанность каждой личности, но задача психолога - облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным.
Роль воспитателя состоит в четкой ориентации на интеллектуальном и этическом пути. Роль родителя - в том, что он - носитель и транслятор микрокультурных ценностей, но его воздействие носит регулирующий характер.
Роль психолога - в создании условий для продуктивного движения ребенка по пути, который он выбрал сам в соответствии с требованиями семьи и педагогов, в помощи ребенку сделать осознанные Личные выборы, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы.
Таким образом, деятельность педагога-психолога системы ДОУ задается той социальной, семейной, педагогической системой, в которой реально находится ребенок, но у педагога могут быть определены собственные цели и задачи.
Сопровождение - система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации педагогического взаимодействия.
Объектом психологической практики выступает обучение и психическое развитие ребенка.
Предметом - социально-психологические условия обучения и развития Метод сопровождения предполагает:
1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение опирается на личностные достижения ребенка, находится в логике его развития. Содержанием работы психолога в данном случае является не выполнение "заказа" администрации, а то, что нужно каждому конкретному ребенку. Важнейшим аксиологическим принципом деятельности педагога-психолога является безусловная ценность внутреннего мира ребенка.
2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый человек может играть важную роль в становлении развитии этого мира. Психолог не может навязать свой выбор ребенку и тем самым освободить его от ответственности за принятое решение. Психолог лишь побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений.
3. Осуществляется принцип вторичности по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Сопровождение не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок - систему обучения и воспитания. Цель - создать в рамках объективно данной ребенку социально - педагогической среды условия для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
4. Психологическое сопровождение осуществляется педагогическими средствами /по сравнению с непосредственным вмешательством психолога в жизнь ребенка, его внутрисемейные отношения/.
Компонентами идеи сопровождения являются:
• Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития через методы педагогической и психологической диагностики.
• Создание социально - психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения. Для этого учебно - воспитательный процесс должен быть построен по гибким схемам, он может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей детей. Методы и требования каждого педагога должны быть ориентированы на конкретных детей.
• Создание специальных социально - психологических условий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии, обучении через методы прикладной психодиагностики, психокоррекционной деятельности, консультирование и просвещение.