Тема 9. Социальная обусловленность самоактуализации личности.
Самоактуализация личности в процессе социальных взаимодействий. Имплицитная теория личности. Теория личностных конструктов (Дж.Келли). Влияние личности на ситуацию. Выбор и изменение ситуации личностью. Эксперимент Дж.Келли и А.Стахельского; «дилемма узника». Сотрудничество и актуализация в общении.
Социальные цели и ценности самоактуализирующейся личности. Согласованность поведения субъектов взаимодействия. Восприятие личностью собственной эффективности (А.Бандура). Внутренний и внешний локусы контроля (Дж.Роттер). Влияние Я-концепции на прогнозирование отношения окружающих. Управление личностью собственным поведением. Влияние Я-концепции личности на субъективную интерпретацию социальной среды. Взаимосвязь рационализации поведения, уменьшения диссонанса и самооправдания личности. Диссонанс вследствие принятия решения; относительная необратимость решений (Э.Аронсон, Р.Чалдини). Вознаграждение и наказание как факторы изменения потребности во внешних и внутренних оправданиях поведения личности (Э.Аронсон).
Самооправдание как ситуативная реакция личности. Обусловленность аттитюдов самооценкой личности. Мотивационные эффекты диссонанса. Практические приложения теории диссонанса (Э.Аронсон). Влияние представлений о себе на социальное поведение личности. Мотивация самоуважения личности. Взаимосвязь самоуважения и самопринятия как составляющих самоактуализации. Теория самовосприятия (Д.Бем). Взаимосвязь коллективной эффективности и самоэффективности личности. Феномен приобретенной беспомощности.
Развитие социального «Я»; предрасположение в пользу своего «Я». Развитие Я-образов в социальных взаимодействиях (Д.Мид). Реалистичность оптимизма самоактуализирующейся личности. Социальная адаптация как условие самоактуализации. Манипуляция социальным окружением как альтернатива самоактуализации.
Причины манипулятивного поведения; манипулятивные стили (Э.Шостром). Самопрезентация как самовыражение личности в ролевом поведении. Самореализация в социальном поведении. Социальная обусловленность проблемного поведения личности. Предрасположенность к болезням как результат социального познания. Влияние пессимизма на состояние здоровья. Социально-психологические подходы к терапии. Тренинг социальных умений.
Задания для самостоятельной работы:
1. Обосновать возможную процедуру экспериментального исследования самоэффективности, приобретенной беспомощности и реалистичности оптимизма личности.
2. Составить программу тренинга социальных умений.
Литература: 1, 3, 7, 8-10, 12, 16, 21, 23, 25, 31-35, 37, 40, 44-46, 59, 60, 63, 64, 74, 75, 77, 78, 80, 88, 90, 94, 95, 97, 98, 101, 102, 104, 112-114, 119, 120, 124, 125, 127, 133, 134, 139, 149-151.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, ролевая игра, метод конкретных ситуаций.
РАЗДЕЛ 4. Социальные отношения.
Тема 10. Ролевое поведение.
Понятие роли в социальной психологии (Дж.Мид). Усвоение социальных ролей как стихийный механизм формирования личности. Расширение диапазона социальных ролей в процессе социализации индивида. Социальная роль как функциональная единица. Виды социальных ролей: формальные, внутригрупповые, межличностные, индивидуальные. Активные и латентные роли. Понятие конвенциональной роли. Профессиональные роли.
Формализация социального поведения. Социальная дистанция в межличностных отношениях. Влияние социального статуса на выбор личностью социальной роли. Инверсия социальных ролей. Гендерные различия в ролевом поведении. Влияние социо-культурных факторов на гендерные роли.
Ролевая детерминация социального поведения. Влияние ролевого поведения на личностное развитие. Управление поведением: манипулятивные системы и типы (Э.Шостром). Особенности психологического влияния. Влияние ситуации на выбор ролей. Социальный контроль над чувствами (Т.Шибутани). Взаимосвязь ролей и обязанностей личности. Исполнение ролей как адаптация к социальному окружению. Принятие роли личностью. Взаимное принятие ролей взаимодействующих субъектов. Согласованность ролевого поведения.
Социально-психологические условия осознания людьми социальных ролей. Сюжетно-ролевые игры дошкольников (Д.Б.Эльконин). Взаимовлияние ролевого поведения и Я-концепции личности. Влияние авторитета на ролевое поведение (Р.Чалдини). Ролевые игры: психодрама, социодрама (Дж.Морено). Репрезентация коллективных представлений в ролевых паттернах. Коллективные элементы роли. Социокультурные факторы ролевых конфликтов. Социодраматический тренинг спонтанности и креативности.
Развитие индивидуальности в ролевом поведении. Трансактный анализ игр (Э.Берн). Активные формы социального научения. Формы принятия совместных решений. Дискуссия. Мозговая атака. Синектика. Групповое интервью. Метод инцидента. Метод погружения. Деловые игры с проигрыванием ролей; способы задания социального контекста (А.А.Вербицкий). Игровые методы в социально-психологической практике. Использование ролевых игр в психотерапии. Индивидуальные и социальные различия в ролевом поведении.
Задания для самостоятельной работы:
1. Сравнить процедуры проведения психодрамы и социодрамы.
2. Проанализировать способы задания социального контекста в различных формах принятия совместных решений.
3. Составить план группового интервью;
4. Привести примеры социальных ролей.
Литература: 1, 8, 10, 13, 15, 16, 18, 21, 22, 30, 31, 32, 34-37, 40, 44, 59, 61, 72, 67-69, 76, 80, 84, 85, 90, 97, 98, 101, 102, 104, 108, 113, 121, 123, 138, 140, 146, 148.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, ролевая игра, имитационное моделирование.