Структурные и динамические аспекты малых групп
«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».
Малые группы: организованные (формальные, официальные) – существование этих групп задано внешней системой обществом и создаются для решения каких-то задач. Спонтанные (неформальные, неофициальные) – зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организационных групп, так и вне их. Размеры малых групп четко не определяются.
Верхний предел обычно указывается в 20 человек (но чаще не превышает 5-7 человек).Нижний предел - диада (2 человека) или триада (3 человека).
Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся между ее членами. Поскольку основными сферами активности представителей малой группы являются совместная деятельность и общение, то при исследовании малых групп наиболее часто выделяют:
1) структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих);
2) структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (коммуникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру). Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии, предложенный Д. Морено, социограммы.
Сначала в группе проводится социометрический опрос, при котором каждый член группы указывает, с кем из членов группы он хотел бы вместе поработать, провести досуг, сходить в поход и т.п. Взаимные выборы наносятся на социограмму линиями. Лидер получает наибольшее число выборов, т.е. пользуется наибольшим авторитетом, авторитетные лица - ядро группы, опора лидера, организаторы рядовые члены группы получают небольшое число выборов, аутсайдеры - лица с наименьшим авторитетом, они не участвуют в принятии решений, с их мнением не считаются.
Термин «групповая динамика» может быть употреблен в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. «Групповая динамика» в данном случае — особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином «групповая динамика» обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
Важнейшими из таких процессов являются следующие.
Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к «групповой динамике» не относится).
Далее, это традиционно рассматриваемые в «групповой динамике» процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности.
В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив.
Процессы образования коллектива — в социально-психологическом разрезе — могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе. Термин «групповая динамика» использован К.Левиным для обозначения реализуемого в его научной школе направления исследований, основанного на принципах гештальтпсихологии. Сегодня данное понятие широко используется в социальной психологии, обозначая совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, развернутых во времени и характеризующих весь спектр жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие стагнацию, регресс, распад, а также процессы руководства и лидерства. Принятия групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры, сплочение, конфликты, групповое давление.
Содержание групповой динамики.
Группообразование - процесс превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу. Для того, чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий:
1. Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи.2. Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неформальных взаимоотношений. Общение людей между собой - это непременное условие их совместной деятельности.
3. Время взаимодействия. Установление контактов не происходит мгновенно. Требуется определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.
4. Численность группы.
5. Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Если рассматривать в качестве группы организацию, то обычно она как организм не возникает спонтанно, а создается целенаправленно.
Задача группы является внешним, объективным фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы, или трудности, с которыми они столкнулись.
Чтобы внешняя задача стала восприниматься как внутренняя личностная цель, процесс целеполагания должен пройти в несколько этапов:
Первый этап - поставленная вышестоящей инстанцией задача становится известной каждому члену и принимается им как официальная цель организации.
Второй этап - в процессе общения членов группы происходит уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели группы.
Третий этап - согласованная между членами группы цель становится принятой внутренней целью самой группы и осознается, интериоризируется каждым как его личностная цель участия в работе группы.
6. Совместная деятельность. Достижение общегрупповых целей возможно только в процессе совместной деятельности.
Совместно-индивидуальная деятельность предполагает ориентацию участников на общий предмет труда. Пример - бригада станочников, где каждый выполняет свое индивидуальное задание, или коллектив преподавателей школы. Где каждый учитель в определенные часы обучает учеников своему делу. Общий для участников является предмет труда (сырье, заготовки, класс учеников) Каждый член прилагает свои индивидуальные усилия для преобразования общего предмета труда.
Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда. Например, конвейерное производство.
Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет труда и жесткую организацию процесса, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. Например, сборка корпуса автомобиля.
7. Выработка групповых норм. Норма (от лат. - «norma» - руководящее начало, правило, образец) - узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Нормы являются определенными правилами, регламентирующими взаимоотношения членов группы и их поведение. Согласование норм необходимо для обеспечения функционирования группы как целого.
8. Формирование структуры группы. Это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности. Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных. Статус человека в группе определяется его положением (позицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимоотношений.
Группы оказывают влияние на людей, находящихся в них. Разные формы влияния групп на людей описывается понятием «групповые феномены, или эффекты».
Рассмотрим некоторые групповые эффекты
Эффект социальной фасилитации - это усиление доминантных реакций в присутствии других. Данный эффект открыл Норман Триплет в 1897 году. Причины социальной фасилитации:
· социальное возбуждение от присутствия других людей и
· боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают.
Последствия фасилитации также могут быть как позитивными, так и негативными: отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную сферу и вызывает возбуждение.
Эффект принадлежности группе, так называемая групповая идентификация. У людей, принадлежащих группе, формируется чувство «мы». Данный эффект по-разному называется в социальной психологии: у Макдауголла - стадный инстинкт. Фрейд - идентификация. Английские психологи Тэжфелл и Тернер ввели понятие «групповой идентификации».
Психофизиологический эффект - изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей.
Эффект социальной ленности. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Ученик Меде - Макс Рангельман обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т.е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.
С = 100 - 7 (К - 1); где С - средний индивидуальный вклад участников, К - количество членов группы.
Факторы социальной лени:
- Снижение ответственности за собственные результаты;
- Численность группы: чем больше группа, тем выше лень
- Гендерные различия; женщины в меньшей степени проявляют социальную лень.
Эффект синергии: - прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1+1 > 2. Этот эффект изучали Бехтерев В.М. и Ланге М.В.. В их работах установлено, что группа по успешности может действительно превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности восприятия и оценок, объема памяти и внимания. Эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодейтсвия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди» по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.
Эффект группового единомыслия -способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.
Эффект подражания - следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Подражание - один из основных механизмов групповой интеграции. (подражание также существует в больших группах).
Он лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий.
Эффект конформизма проявляется в изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.
Конформность - личностная особенность, проявляющаяся в податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, приводящая к изменению его поведения и установок. В зарубежной социальной психологии одним первых феноменов группы, ставших объектом исследований явился феномен группового давления. Например, часто студенты-первокурсники, не курившие до поступления в вуз, начинают курить, т.к. в студенческой молодежной среде очень много курящих.
Конформность проявляется в 2-х формах:
· в принятии неких новых для человека стандартов (внутренняя конформность) или
· демонстрации таковых при внутреннем их неприятии (внешняя конформность).
Схема. Формы конформности.
В зарубежной социальной психологии феномен группового давления был одним из первых феноменов группы, ставших объектом исследований. Впервые термин «конформизм» 1956 г. ввел Соломон Аш. Он представил результаты своих экспериментальных исследований с подставной группой.
37 % участников эксперимента прислушивались к мнению группы.
Аш охарактеризовал условия возникновения конформизма:
· если задание сложное и человек чувствует свою некомпетентность;
· люди с заниженной самооценкой более подвержены конформизму;
· численность группы: если есть три и более человек с единым мнением;
· состав группы: - наличие в группе экспертов, референтность группы; принадлежность к одной социальной группе;
· сплоченность: чем она выше, тем больше проявление власти группы над ее членами;
В случае противостояния мнению группы наличие
хотя бы одного союзника, поддерживающего мнение, отличное от группы, усиливает тенденцию неподчинения группе.
26. Основные фенόмены группового влияния на личность.
Человек – существо социальное.
В социуме он рождается, растёт и становится собственно человеком. А значит, социум очень сильно влияет на него. Процессы группового влияния весьма интересны, мы называем их «феноменами» и сейчас рассмотрим подробнее.
Конформность -она указывает на то, какую позицию занимает отдельный человек относительно позиции группы. То есть, между отдельным человеком и группой возникает конфликт, который разрешается в пользу группы, и человек по тем или иным причинам принимает позицию группы.
Конформное поведение - можно поделить на:
- одобрение или внутренний конформизм;
– человек искренне принимает мнение группы;
- уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
- негативизм (конформизм наизнанку, нонконформизм) – человек всегда не согласен с требованиями группы.
Феномен социальной фасилитации - Это факт присутствия других людей во время выполнения деятельности личности, улучшающий результат данной деятельности (при выполнении знакомой или простой работы).
Феномен социальной ингибиции - Это тенденция выполнять деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении незнакомой или сложной работы).
Социальная леность - Это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
Деиндивидуализация - Это утрата самоосознания, осознания человеком своей индивидуальности и боязнь оценки – возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
Групповая поляризация - Это социально-психический феномен разделения мнений дискутирующих на две противоположных, взаимоисключающих позиции.
Огруппление мышления - Это тенденция, согласно которой потребность членов группы найти общее соглашение становится важнее стремления каждого из них получить точное знание о чём-либо.
Влияние личности на группу - Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделены харизмой уверенности в себе, зачастую вызывают доверие и вдохновляют окружающих следовать за собой.
Влияние группы на личность
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты. Человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности:
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.
2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.
3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными. Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь. Ребенок научается разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее — разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я». Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой.
Отрицательное влияние:
Г.Лебон в книге«Толпа»утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание». люди, живущие в обществе, привыкают считать, что тот, кто находится над ними, кому они должны подчиняться, ответствен и лучше знает ситуацию, чем они сами.
Конформизм — широко распространенный феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя нечестно. И чем более сплоченной является группа в своем психологическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности — это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.