Структура и функция аттитюда.
1. Структура аттитюда
Однокомпонентный, двухкомпонентный и трехкомпонентный взгляд на структуру.Различные исследователи выделяют разные структуры аттитюдов.
Однокомпонентная структура:аттитюд приравнивается к эмоциональному отношению (аффективному компоненту).
Двухкомпонентная структура,включающая когнитивный и аффективный компоненты.
Трехкомпонентная структура (была разработана М. Смитом):когнитивный (знания, представления), аффективный (эмоции) и поведенческий (намерение вести себя определенным образом, стремления, планы действий) компоненты. Три компонента аттитюда взаимосвязаны между собой (при изменении содержания одного компонента изменяется содержание другого). В ряде случаев аффективный компонент аттитюда более доступен (люди быстрее описывают свои чувства по отношению к объекту, чем представления о нем), чем когнитивный, и оказывает большее влияние на поведение.
2. Структура аттитюдной системы.
В настоящее время в связи с особым интересом к изучению установочных (аттитюдных) систем структура социальной установки определяется более широко. Аттитюд выступает как «ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная накогнициях,аффективных реакциях, сложившихсяповеденческих намерений(интенциях) ипредшествующем поведении, способная в свою очередь влиять на познавательные процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на будущее поведение» (источник: Зимбардо, Ляйппе Социальное влияние).
Когнитивная составляющая: убеждения, мнения, представления, все когниции, образованные в результате познания социального объекта.
Аффективная составляющая: эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом.
Поведенческие намерения: ожидания, стремления, замыслы, планы действий.
Функции аттитюда
М. Смит, Дж. Брунер, Р. Уайт и три функции аттитюда.
Выделяют функции: оценка объекта, социальное приспособление, экстернализация.
1. Оценка объекта: оценивание с помощью аттитюда информации, поступающей из внешнего мира, и соотнесение ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Может привести к пересмотру фактов реальности.
2. Социальное приспособление: аттитюд позволяет оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Социальная установка опосредует отношения между людьми и может выступать как средство сохранения или разрыва этих отношений.
3. Экстернализация: социальная установка может стать выразителем глубинных (скрытых) мотивов человека.
Функции Д. Каца.
В теории Д. Каца делается попытка интегрировать представления об установке различных теоретических ориентаций (бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии и когнитивизма). Выделяется 4 функции: инструментальную, эгозащитную, функцию выражения ценностей и функцию организации знания. Первые три условно можно отнести к мотивационным функциям, а последнюю к функции познания.
Мотивационные функции
1. Эго-защитная функция:аттитюд способствует разрешению внутриличностных конфликтов, защищает человека от получения неприятной информации о себе и значимых для него социальных объектах.
2. Функция выражения ценностей(функция ценности, самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своим аттитюдом, человек реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, сформировать представление о себе.
3. Инструментальная функциявыражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует получению им вознаграждения, в т.ч. одобрения окружающих (пример – аттракция вследствие подобия аттитюдов).
Функция познания
4. Функция организации знанийоснована на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. Аттитюды помогают человеку осмыслить действительность, «объясняют» происходящие события или действия других людей. Аттитюд позволяет избежать чувства неопределенности и неясности, задает определенное направление интерпретации событий. Эта функция свойственна в основном однозначным, а не амбивалентным аттитюдам (Conner, Sparks,2002; Jonas, Broemer, Diehl, 2000).
Последствиями реализации этой функции являются:
- избирательное восприятие информации, соответствующей аттитюдам;
- более легкое запоминание и воспроизведение информации, соответствующей аттитюдам;
- оценка ситуаций в соответствии с аттитюдами. Это происходит даже в том случае, когда людей просят формулировать мысли, несоответствующие аттитюдам.
Однако в некоторых случаях люди склонны к принятию диссонансной информации. Это происходит, когда:
- носитель аттитюдов предупрежден о полезности информации;
- ему важно вынести точное решение, избежать ошибки;
- он обладает амбивалентными аттитюдами, сомневается в правильности своего мнения;
Ценности и ценностные ориентации личности. Соотношение личностных и социальных ценностей. Теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности (В.А Ядов, А.И. Донцов, М.Рокич, Ш.Шварц, У.Билски)
Ценности- некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного. Ценности рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» процесса социального познания. Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих понятий, это — социальные и личностные ценности, а такжеценностные ориентации.
В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности»подчеркивается их принадлежность некоторой общности людей (обществу в целом, социальной группе) или же собственно личности. Оба эти понятия рассматриваются, как правило, вместе — либо в тесной взаимосвязи, либо в противопоставлении друг другу. Социальные ценности как некоторые общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе социализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. превращаются в личностные ценности. Мера и степень совпадения С и Л ценностей будут зависеть от множества «внешних» — социальных причин, а также «внутренних» — индивидуально-психологических и личностных факторов.
Д. А. Леонтьев выделяет четыре вида соотношений Личностных и Социальных ценностей в связи со степенью их совпадения. Каждый из этих видов соотношения личностных и социальных ценностей связан с различными вариантами социализации индивида.
1.Конформное развитие (максимальное совпадениеценностного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме).
2.Вариативное развитие (явное совпадение ядериндивидуальной и общественной ценностных структур и расхождение их периферий).
3.Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпадение ядериндивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий).
4. Девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферийиндивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер).
Понятие «ценностная ориентация»используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере(т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения,Личностные ценностирассматриваются в большей степени при отнесении ихк смысловой сфере личности .
Ценностные ориентации(ЦО) - система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. ЦО личности присущи осознанность, устойчивость, положительная эмоциональная окрашенность. Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии).Сложное иерархическое строение системы ценностей в целом определяется многообразием общественных условий развития и жизнедеятельности личности. Критерии ранжирования ценностных ориентации индивидом неоднозначны — их предпочтение может быть обусловлено как его представлениями об их абсолютной значимости для общества, так и их субъективной актуальной важностью для самого индивида. Существуют разнообразные теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности. Например, А. И. Донцоврассматривает систему ценностей, выраженную различными их формами: 1)система самых устойчивых и обобщенных(«стержневых»)ценностных эталоновличности; 2)система частныхэталоновпо отношению к окружающей действительности и себе самомув отдельных сферахего социальной деятельности — этоценностные ориентации личности 3)совокупность эталонов, реализующихся в строго однотипных условиях.
В. А. ЯдовымразработанаТеория иерархической системы диспозиций. Низший ее уровень - фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях. Второй уровень представляет система социальных установок. Третий уровень — базовые социальные установки, связанные с общей направленностью интересов личности в определенной сфере социальной активности. Высший уровень - система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности деятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими условиями жизни данного индивида.
В теории М. Рокича отражена сравнительная значимость ценностей для личности, т.е. предпочтение каждой ценности для индивида. По мнению М. Рокича, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:
- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности;
- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
- ценности организованы в системы
Кроме этого, М. Рокич проводит общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно он выделяет два класса ценностей:
— терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы стремиться к ней;
— инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
Ценности рассматриваются как представления о целях, которые служат основными руководящими принципами в жизни человека. Они являют собой некоторые критерии выбора и оценки человеком своих действий, а также оценки других людей и событий. Ценности выступают как критерии, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе(самоотношение). Ценности имею тпять формальныхпризнаков:
• ценности — это понятия или убеждения;
• имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению;
• превосходящие специфические ситуации;
• управляющие выбором или оценкой поведения и событий;
• упорядоченные по относительной важности.
Содержательный признак: тип цели или мотивационное отношение, которое она выражает.При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:
1)потребностей индивидов как биологических организмов;
2) потребностей в координировании социального взаимодействия;
3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп.
Ш. Шварц и У. Билски выводят из трех универсальных человеческих потребностей 10 основные мотивационные типов, которые образуются определенными ценностями личности. Они и определяют направленность конкретных действий индивида и более широко всю его жизнедеятельность. Каждому мотивационному типу соответствует определенная основная мотивационная цель.
1.Саморегуляция. Мотивационная цель — независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потребностью индивида быть автономным и независимым.
2.Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Мотивационная цель — новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.
3.Гедонизм. Мотивационная цель — удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. Этот мотивационный тип выведен из необходимости удовлетворения биологических потребностей.
4.Достижение. Мотивационная цель — достижение личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из признанных культурных стандартов, тем самым получение социального одобрения.
5.Власть. Мотивационная цель — достижение социального статуса, престижа и господства над людьми. Этот мотивационный тип отличается от предыдущего (достижения) тем, что относится к достижению господства в пределах общей социальной системы, а не в конкретном взаимодействии.
6. Безопасность. Мотивационная цель — стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. Она вытекает из основных индивидуальных и групповых потребностей.
7. Конформность. Мотивационная цель — ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальные ожидания и нормы. Эта мотивационная цель выводится из потребностей групп к самовыживанию и потребности личности взаимодействовать с другими людьми.
8.Традиция. Мотивационная цель — уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами ее выживания.
9.Благосклонность (заботливость). Мотивационная цель — поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отношения. Мотивационная цель выводится из потребности позитивного взаимодействия для того, чтобы способствовать благополучию группы, а также из биологических потребностей в аффиляции.
10.Универсализм. Мотивационная цель — понимание, признательность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип был обнаружен эмпирическим путем в исследованиях ценностей. Он обеспечивает возможность удовлетворения всех универсальных потребностей.
В теории Ш. Шварца и У. Билски рассмотрены также и динамические отношения между ценностями. Все мотивационные типы, а следовательно и ценности личности, могут находиться в отношениях совместимости или противоречия. Эти отношения образуют структуру ценностей личности или группы. Отношения между ценностями определяют некоторую схему поведения человека и в конечном счете стратегию его поведения. Типология противоречий между ценностями:
1) ценности сохранения (консерватизм) — (безопасность, конформность, традиции) противоположны ценностям изменения (стимулирование, саморегуляция);
2) ценности самопреодоления (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).