ПЗ5. Социотип и профессия (По К-Г. Юнгу).

Соционика — учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле — об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма» (ТИМ, социотип, психотип). Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте на основе работы Карла Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационном метаболизме. Название «соционика» происходит от одного из терминов теории, социон (от лат. socium — общество). На данный момент соционика не является научной, а представляет собой набор гипотез, появившихся при относительно субъективном наблюдении, анализе и интерпретации поведения людей. РАН и другие ведущие научные организации России пока открыто не выражали своё отношение к соционике. В то же время, защищены несколько диссертаций, в которых применялись теории соционики. Существуют книги по психологии, и даже учебник для вузов (Л. Столяренко), где соционика упоминается наравне с другими типологиями. На некоторых конференциях по психологии и менеджменту делались доклады по соционике и её практическом применении. Соционике был посвящён один из семинаров British and East European Psychology Meeting в Кракове (2005 г.), где присутствовали британские, американские и восточноевропейские психологи.

По сути, соционика относится к психологии личности в той же мере, что типология Юнга и типология Майерс-Бриггс, также имеющие серьёзные недостатки в экспериментальном обосновании своих теорий. Иногда соционику относят также к социальной психологии, а некоторые считают соционику самостоятельной дисциплиной. Наконец, сама Аушра не склонна была считать описанные Юнгом феномены чисто психологическими. Их следы отмечаются также в истории, социологии, эволюционной теории.

ПЗ6. Проблемы профессиографирования. Составление профессиогараммы.
1.Понятия: "модель специалиста", "профессиограмма", "психограмма", "модуль профессии", "формула профессий", схема анализа профессий, "аналитическая профессиограмма". Понятие "модель специалиста" (по А.К. Марковой). Понятия "професиограмма" и "психограмма". Типы профессиограмм (по Е.М. Ивановой). "Формула профессий" (по Е.А. Климову).
2.Методы и различные схемы профессиографирования. Методы и общая схема профессиографирования. Общая схема организации профотбора.
3."Аналитическая профессиограмма" и общая схема профотбора. Аналитическое профессиографирование: два основных этапа.

4. Выбрать профессию- клинический психолог ( медицинский психолог, психолог-психотерапевт, психолог-психоаналитик).Ответить на соответствующие вопросы схемы. Приложить должностную инструкцию ( если есть). Не использовать готовые профессиограммы из Интернета.Объем- не менее 3 л.

. Примерная схема ПРОФЕССИОГРАММЫ

1. История возникновения профессии, смежные профессии. Области применения профессии

2. Требования к знаниям и умениям специалиста

3. Тип и класс профессии

4. Содержание деятельности: профессиональные задачи, функциональные обязанности.

5. Требования к индивидуальным особенностям специалиста: профессионально важные качества личности (ПВК); профессиональные способности; темперамент, черты характера; характеристика познавательных процессов; эмоционально-волевая сфера.

6. Условия труда: режим, ритм, требования надежности; возможные ошибки и пути их устранения.

7. Медицинские противопоказания .Профессиональные заболевания.

8. Базовое образование .Пути получения профессии

9. Перспективы карьерного роста

10.Мотивация выбора профессии (ваша)

1. Конкурсный набор персонала на работу. Профессиональная адаптация.

2.
"Формула профессий". Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации.

Самостоятельное изучение:

1. Уровни анализа трудовой деятельности. Уровни системного анализа трудовой деятельности (Е.М. Иванова). Трудовая деятельность как система, уровни анализа трудовой деятельности (В.Д. Шадриков).

2. Самая главная (наиважнейшая) проблема профессиографии и психологии труда. Возможные пути решения проблемы справедливой оценки общественной значимости (вклада) по конкретным профессиям.

Наши рекомендации