ТЕМА 28. Проблема «модели специалиста»
1. Уровни и компоненты в модели специалиста.
2. Уровни модели «психолога»
3. Профессиональное самосознание.
Схема логических уровней для построения модели специалиста, предложена Г.Бейтсоном:
1. Окружение («Где?», «Когда?» - среда, логически наиболее низкий, отражает реагирование на непосредственные события реальности;
2. Поведение («Что делать?»)- специфические действия при взаимодействии с окружающими;
3. Способности («Каким образом?»)- общие стратегии и навыки для решения жизненных задач, в соответствии с опытом и возможностями;
4. Убеждения и ценности («Почему?»)- принципы, нравственные позиции, стандарты поведения;
5. Идентичность или личностное своеобразие («Кто я?») - целостность и самоидентичность, готовность брать на себя решение своих жизненных задач;
6. Духовность или миссия ( «Каков смысл( цель) моей жизни.
Модель профессионала может рассматриваться как форма организации профессиональной деятельности и средство повышения методологического содержания. В контексте формирования профессионала уместно вспомнить о ИСД (симптомокомплекс по В.С.Мерлину):
-действие по эталону – схеме «как положено» (от общей ориентировки в деятельности, отработки отдельных приемов и действий до освоения дея- тельностью в целом);
- отступление от нормативно-одобряемых образцов (возникновение «своей идеи», ее апробация и проектирование).
Уровни:
1.Феноменологическая база («почва») профессии.
2.Действия, навыки и обслуживающие их знания.
3.Стратегии (способности) – типичные схемы деятельностного проявления профессионального менталитета.
4. Базовые допущения - ценностные ориентации.
5. Профессиональное самосознание.
Миссия специалиста определяется через:
1. Личностное самоопределение.
2. Профессиональное самоопределение.
3. Профессиональную самоактуализацию- самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации в неразрывной связи с самореализацией человека в других важных сферах жизни.
Профессиональное самосознание (структура):
Самосознание Самоотношение Самоосуществление
Самопознание Самоопределение
Самореализация
Эффективность самореализации зависит от участия в ней специалистов, помогающих мобилизовать внутренние ресурсы личности, формировать личностную подвижность и умение гибко реагировать на жизненные перемены, а также предоставлять возможность нового осмысления своей жизненной ситуации и возможных вариантов своего профессионального будущего.
Препятствуют: экстремальные условия, риски, производственное переутомление, профессиональная деформация, профзаболевания, профессиональное старение.
Методические рекомендации. Разбор модели деятельности педагога-психолога по Аллену-Абрамовой. Вопросы:
1. Определите основные критерии, определяющие дифференциацию специалистов.
2. Дайте анализ параметров психолога –практика.
3. Раскройте принципы выделения уровней психологической компетентности.
4. Оцените уровень психологической компетентности и дайте прогноз профессионального
развития (личный).
СЕМИНАРЫ
№1. Методы психологии труда
1. Классификация методов психологии труда
2. Характеристика отдельных методов .
Методические рекомендации. Предполагается анализ известных методов психологии;
Подбор отдельных диагностических методик, применимых в психологии
труда; Подготовка сообщений ( тезисы и конспекты) по периодике: журналы
«Человек и труд» и «Психологический журнал», газеты « Мир психологии» и
«Психологическая газета».
К наиболее распространенным методам психологии труда относятся:
- анализ документов ( личное дело, автобиография, трудовая книжка, награды, изобретения и т.д.)
- наблюдение - хронометраж
- опросные методы - трудовой метод
- эксперимент - алгоритмический анализ
- структурный метод - профессиография
Е.Б.Моргунов выделяет методы эргономического анализа трудовой деятельности:
по ЦЕЛЯМ - аналитические и проектировочные;
по «РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ»- производственные и лабораторные;
по СПОСОБУ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ- объективные и субъективные;
по СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ- эмпирические ( исследовательские)
и экспериментальные;
Наблюдение-преднамеренное и целенаправленное восприятие и фиксирование трудового поведения с последующей интерпретацией
его субъективных проявлений
Комментарии. Недостатки: пассивность, созерцательность, субъективность, поверхностность;
Повышение эффективности: многократность, сочетание с другими методами, строгость интерпретации.
Эксперимент-один из основных методов психологического исследований трудовой деятельности, заключающийся в осуществлении относительно полного контроля факторов при специальной организации ситуации трудового процесса и позволяет проследить зависимость
выбранного психологического явления от изменяемых внешних условий.
Виды:
Лабораторный - на основе моделирования деятельности;
Естественный - на основе реальной действительности;
Ситуационный - на основе воспроизведения наиболее важных ситуаций, характерных для деятельности субъекта, в лабораторных или реальных
условиях;
Констатирующий - направлен на констатацию связей, возникающих в ходе развития психики;
Формирующий – позволяет направленно формировать особенности
различных психических процессов.
Комментарии. Недостатки: искажение результатов, оказание влияния на поведение
испытуемого, ограниченность применения
Опрос– метод психологического исследования, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.
Виды: анкетирование - стандартный набор вопросов( прямых и косвенных).
Преобразующие, конструктивные методы психологии труда:
Методы обучения и развития субъекта труда; консультирование; методы коррекции поведения и состояния субъекта труда; методы реконструкции рабочего пространства, средств индикации; методы анализа режима труда и отдыха, рабочей нагрузки, способов планирования, нормирования и контроля.
Задания:
1. Выбор и анализ трудового метода.
2. Подобрать и проиллюстрировать методы психологии на примере трудовой деятельности психолога или педагога; режим труда и отдыха студента в сессию и в обычном ритме учения; эргономический анализ рабочего пространства.
3.Структурный метод: сущность и недостатки .
4. Составление автобиографической анкеты.
Литература:
№2. Психология трудовой мотивации
1. Хотторнский эксперимент
2. Проекты гуманизации труда
3.Теория К. Алдерфера (существование – взаимоотношения – рост)
4. Когнитивные теории мотивации труда
1.Основные принципы концепции «Гуманизации Труда»:
- труд должен быть естественной потребностью человека и приносить ему удовлетворения;
- существует зависимость между способами проектирования видов работ и удовлетворенностью трудом;
- действующие способы проектирования работы закономерно порождают неудовлетворенность работников своим трудом, следовательно, они должны быть изменены.
5. Оценка качества труда в организационном проектировании
4. Анализ содержательно –структурных и процессуальных теорий мотивации. Определить достоинства и ограничения, пути использования в работе с персоналом:
- теория потребностей А.Маслоу и практика менеджмента;
- двухфакторная теория трудовой мотивации Ф.Герцберга;
- концепция трудовой мотивации Д.Мак-Клеланда;
- концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона;
- теория ожиданий В.Врума;
- концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи;
- теория диспозиций В.Н.Ядова.
7. Методы диагностики: оценка субъективной значимости элементов трудовой деятельности, оценка ценностных ориентаций, преобладающих
мотивов труда, профессиональных интересов, стратегий профессионального
выбора.
Задания:
1.Познакомиться и описать:
1) Производственные опыты Ю.З.Гильбуха;
2) Опыты Д.Хардинга и В.Мэннига;
3) Опыты Д.Кокса и К.Шарпа;
4) Опыты на фирме ОВМ (США).
2. Отметить на бланке ответов предпочтительные области применения теорий мотивации в практике менеджмента ( Носкова О.Г. , с 113)
3. Конспект статьи В.Я.Ядова по «Человек и его работа».
4. Самодиагностика и анализ результатов.
Литература:
Шульц Д.,Шульц С. «Психология и работа»( 3. и 4. вопросов по электронной книге)
№3. Карьера
1. Определение карьеры: признаки и характеристики
2. Классификация: критерии и сравнительный анализ
3. Построение карьеры.
Карьера – бег (итал.), жизненный путь, поприще, совокупность,
должностей, которые занимал и занимает на данный момент работник;
Карьера - фактическая или плановая;
Карьера - в широком смысле это последовательность
профессиональных ролей, статусов, видов деятельности; в узком смысле- фактическая последовательность занимаемых должностей, рабочих мест или положений в организации или коллективе.
Деловая карьера – поступательное продвижение человека в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути, достижение известности, славы и обогащения.
Д.Сьюпер выделил 4 типа карьеры:
1. Стабильная – продвижение, обучение, тренировка в единственно постоянной профессиональной деятельности.
2. Обычная – совпадает с нормативными стадиями жизненного пути.
3. Нестабильная – стабильные периоды чередуются со сменой профессии.
4.Множественная – изменения профессионального пути в течении жизни.
Параметры карьерного успеха ( М.И.Сафонова): образованность; сис-емность и аналитичность мышления; коммуникативность; высокий уровень саморегуляции; деловая направленность; ясная Я-Концепция.
Можно выделить следующие виды: профессиональная, личностная, организационная; оценочно-аналитическая, консультативная, информационная, обучающее – результативная; системная, « по трупам», «от начальника», «собственноручная»; горизонтальная, вертикальная.
Этапы: 1. Рост (отождествление с другими);
2. Исследование (чередование альтернатив);
3. Становление (активной работоспособности и развития);
4. Испытание (перемены);
5. Стабилизация (утверждение).
6. Успех или кризис.
7. Сохранение (соскальзывание или полное растрачивание).
8. Снижение активности.
Стадии карьеры по Паркинсону
1) пора готовности (Г=21)
2) пора благоразумия (Б=Г+3=24),
3) пора выдвижения (В=Б+7=31),
4) пора ответственности (О=В+5=36),
5) пора авторитета (А=О+3=39),
6) пора достижений ( Д=А+7=46), 6*) пора краха ( К=А+7=46),
7) пора наград ( Н=Д+9=54), 7*) пора зависти ( З= К+9=54),
8) пора важности ( ВВ=Н+6=60), 8*) пора смирения (С=З+4=58)
9) пора мудрости ( М=ВВ+3=63),
10*) тупик ( Т=М+7=70).
Управление карьерой:
- опираться на фактические модели
- выявлять и отслеживать мотивацию
- разрабатывать свою систему.
Задания:
1.Карьерные стратегии по статье: Московцев Н., Шевченко С. Карьера по-русски и по-американски// Психлогическая Газета, 2002,ноябрь, с.29-34.
2.Особенности построения карьеры по статье: ПочебутА.Г.,В.А.Чикер.
Психологические аспекты карьеры. С. 439-454.
3.Построить и проанализировать карьеры: менеджера, руководителя,
психолога, педагога.
4.Тайм-менеджер и тайм- менеджмент.
Литература:
№4. Психология социально-трудовой реабилитации
1. Способность к труду при аномалиях развития личности.
2. Трудотерапия при психопатологии
3. Программа социальной поддержки и восстановительной
трудотерапия
4. Вопросы психосоматики и трудовая деятельность
5. Проблема профзаболеваний (воспитатели, психологи и педагоги).
6. Психология производственного травматизма.
Концепция безопасности Д.Петерсона:
- принцип отношения к предпосылкам аварий
- выявление цепи повторяющихся событий
- выявление причинных факторов
- принцип добровольного информирования
- принцип пропаганды безопасности.
Задания:
1.Используя источники по специальной психологии и педагогики, а также психологический словарь найти информацию:
Кого считают инвалидами? Какие направления включает
индивидуальная программа реабилитации инвалида? Что такое
социально-трудовая адаптация и реадаптация инвалидов?
2.Принципы использования трудотерапии при психопатологии:
галлюцинаторном синдроме, депрессивных состояниях, двигатель-
ной заторможенности, олигофрении.
3.Предложить версии по использованию психосоматики в трудотерапии.
4.Рассмотреть и проанализировать возможность профзаболеваний
в труде психолога и педагога.
5. Проанализировать описание аварий или несчастных случаев, используя «систему отказов» ( Носкова О.Г., с. 299-305).
Литература:
1.Специальная педагогика и психология- любой учебник на выбор.
2.Журнал «Человек и труд».
3. Психологический словарь.
4. Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 г.
№5. Профессиональное консультирование
1.Роли и функции психолога-консультанта в организации. 2.Особенности консультирования персонала
Задания.
1.Рассмотреть процедуру проведения пофконсультации.
2.Представить основные группы методов профконсультирования
Литература:
3.Методические рекомендации по проведению
профконсультационной работы / Под ред. В.Д.Шадрикова.-Ярославль,
1986.
4.Психологические аспекты подбора и проверки персонала\ Н.А.Литвинцева.- М.,1996.
№ 6.Этика делового общения. Профессиональный этикет
1. Психология общения: функции и стороны.
2. Уровни общения и их характеристика.
3. Виды общения. Принципы делового общения.
4. Этика и этикет.
5. Телефонный этикет.
6. Деловая документация.
7. Особенности служебного этикета: «обращение», « секретарь»,
« руководитель», «коллеги».
3. Визитные карточки.
4. Совещание.
5. Переговоры.
6. Национальные особенности делового этикета.
Задания.
Подготовить краткие сообщения по вопросам, используя популярные издания и статьи в журналах и газетах: «Управление персоналом», «Психологическая газета», «Психология».
Методические рекомендации: предлагаемые темы практических и лабораторных занятий не имеют строгого распределения по часам, так как логично включаются в лекции и семинары, и рассматриваются в контексте изучаемого материала.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ( ПЗ)
ТЕМЫ:
П3.1. Эргатические функции
Задание:
1.Знакомство с основными видами эргатических функций.
2.Выбрать и составить копмлекс эргатических функций по профессии
« психолог»
Основные эргатические функции, связанные с общественным разделением труда, следующие.
I. Функции духовного производства:
1) построение идеологии (ретроспективной и актуальной картины и прогноза бытия человека и общества);
2) построение ближайших перспектив развития общества и его институтов (рефлексия первостепенных потребностей);
3) целеполагание (построение образа желаемого будущего, необходимых объектов);
4) интеграция научных и практических знаний (способствующих достижению целей субъектов труда);
5) интеграция эмоционального опыта (рефлексия, структурирование и создание средств управления психическими состояниями человека);
6) построение смысла трудовой деятельности (рефлексия и создание условий для позитивного смысла труда).
II. Функции обеспечения упорядоченности социальных процессов:
1) построение общественных норм и правил (формирование юридических и нравственных правил, образцов поведения);
2) построение социальной коммуникации и средств воздействия на членов сообщества (создание средств и норм вербального и невербального взаимодействия субъектов труда: профессиональных языков, ритуалов и др.);
3) построение стратегических общих планов деятельности (образа деятельности человека и ее результатов);
4) построение тактических (оперативных) планов деятельности (алгоритмов действий в конкретных условиях);
5) охрана, защита эргатических систем (сохранение эргатических систем при воздействии естественно-природных факторов, техногенных и социальных).
III. Функции обслуживания жизнедеятельности и самообслуживания.
1) организация жизнеобеспечения субъектов труда (оптимизация среды жизнедеятельности);
2) построение средств стабилизации, восстановления, развития людей (организация режима работы, обучения, организация внутренних средств деятельности, лечения людей, восстановления работоспособности);
3) ремонт и обслуживание внешних средств труда; совершенствование эргатических систем (устранение неисправностей, повышение уровня упорядоченности систем).
IV. Функции материального производства:
1) разработка оперативно-гностических средств труда: приема информации (наблюдение, поиск), ее переработки (сравнение, оценка, запоминание, построение прогнозов и др.), принятия решений;
2) организация среды — оперативно-тактические действия (организация предметной среды внешних средств труда; организация непосредственной социальной среды — оптимизация взаимодействия субъектов; самоорганизация субъекта труда — оптимизация рабочей позы, функциональных состояний и др.; перемещение предмета и средств труда и управление ими и др.);
3) производство продуктов, предметов, услуг