ТЕМА 28. Проблема «модели специалиста»

1. Уровни и компоненты в модели специалиста.

2. Уровни модели «психолога»

3. Профессиональное самосознание.

Схема логических уровней для построения модели специалиста, предложена Г.Бейтсоном:

1. Окружение («Где?», «Когда?» - среда, логически наиболее низкий, отражает реагирование на непосредственные события реальности;

2. Поведение («Что делать?»)- специфические действия при взаимодействии с окружающими;

3. Способности («Каким образом?»)- общие стратегии и навыки для решения жизненных задач, в соответствии с опытом и возможностями;

4. Убеждения и ценности («Почему?»)- принципы, нравственные позиции, стандарты поведения;

5. Идентичность или личностное своеобразие («Кто я?») - целостность и самоидентичность, готовность брать на себя решение своих жизненных задач;

6. Духовность или миссия ( «Каков смысл( цель) моей жизни.

Модель профессионала может рассматриваться как форма организации профессиональной деятельности и средство повышения методологического содержания. В контексте формирования профессионала уместно вспомнить о ИСД (симптомокомплекс по В.С.Мерлину):

-действие по эталону – схеме «как положено» (от общей ориентировки в деятельности, отработки отдельных приемов и действий до освоения дея- тельностью в целом);

- отступление от нормативно-одобряемых образцов (возникновение «своей идеи», ее апробация и проектирование).

Уровни:

1.Феноменологическая база («почва») профессии.

2.Действия, навыки и обслуживающие их знания.

3.Стратегии (способности) – типичные схемы деятельностного проявления профессионального менталитета.

4. Базовые допущения - ценностные ориентации.

5. Профессиональное самосознание.

Миссия специалиста определяется через:

1. Личностное самоопределение.

2. Профессиональное самоопределение.

3. Профессиональную самоактуализацию- самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации в неразрывной связи с самореализацией человека в других важных сферах жизни.

Профессиональное самосознание (структура):

Самосознание Самоотношение Самоосуществление

Самопознание Самоопределение

Самореализация

Эффективность самореализации зависит от участия в ней специалистов, помогающих мобилизовать внутренние ресурсы личности, формировать личностную подвижность и умение гибко реагировать на жизненные перемены, а также предоставлять возможность нового осмысления своей жизненной ситуации и возможных вариантов своего профессионального будущего.

Препятствуют: экстремальные условия, риски, производственное переутомление, профессиональная деформация, профзаболевания, профессиональное старение.

Методические рекомендации. Разбор модели деятельности педагога-психолога по Аллену-Абрамовой. Вопросы:

1. Определите основные критерии, определяющие дифференциацию специалистов.

2. Дайте анализ параметров психолога –практика.

3. Раскройте принципы выделения уровней психологической компетентности.

4. Оцените уровень психологической компетентности и дайте прогноз профессионального

развития (личный).

СЕМИНАРЫ

№1. Методы психологии труда

1. Классификация методов психологии труда

2. Характеристика отдельных методов .

Методические рекомендации. Предполагается анализ известных методов психологии;

Подбор отдельных диагностических методик, применимых в психологии

труда; Подготовка сообщений ( тезисы и конспекты) по периодике: журналы

«Человек и труд» и «Психологический журнал», газеты « Мир психологии» и

«Психологическая газета».

К наиболее распространенным методам психологии труда относятся:

- анализ документов ( личное дело, автобиография, трудовая книжка, награды, изобретения и т.д.)

- наблюдение - хронометраж

- опросные методы - трудовой метод

- эксперимент - алгоритмический анализ

- структурный метод - профессиография

Е.Б.Моргунов выделяет методы эргономического анализа трудовой деятельности:

по ЦЕЛЯМ - аналитические и проектировочные;

по «РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ»- производственные и лабораторные;

по СПОСОБУ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ- объективные и субъективные;

по СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ- эмпирические ( исследовательские)

и экспериментальные;

Наблюдение-преднамеренное и целенаправленное восприятие и фиксирование трудового поведения с последующей интерпретацией

его субъективных проявлений

Комментарии. Недостатки: пассивность, созерцательность, субъективность, поверхностность;

Повышение эффективности: многократность, сочетание с другими методами, строгость интерпретации.

Эксперимент-один из основных методов психологического исследований трудовой деятельности, заключающийся в осуществлении относительно полного контроля факторов при специальной организации ситуации трудового процесса и позволяет проследить зависимость

выбранного психологического явления от изменяемых внешних условий.

Виды:

Лабораторный - на основе моделирования деятельности;

Естественный - на основе реальной действительности;

Ситуационный - на основе воспроизведения наиболее важных ситуаций, характерных для деятельности субъекта, в лабораторных или реальных

условиях;

Констатирующий - направлен на констатацию связей, возникающих в ходе развития психики;

Формирующий – позволяет направленно формировать особенности

различных психических процессов.

Комментарии. Недостатки: искажение результатов, оказание влияния на поведение

испытуемого, ограниченность применения

Опрос– метод психологического исследования, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.

Виды: анкетирование - стандартный набор вопросов( прямых и косвенных).

Преобразующие, конструктивные методы психологии труда:

Методы обучения и развития субъекта труда; консультирование; методы коррекции поведения и состояния субъекта труда; методы реконструкции рабочего пространства, средств индикации; методы анализа режима труда и отдыха, рабочей нагрузки, способов планирования, нормирования и контроля.

Задания:

1. Выбор и анализ трудового метода.

2. Подобрать и проиллюстрировать методы психологии на примере трудовой деятельности психолога или педагога; режим труда и отдыха студента в сессию и в обычном ритме учения; эргономический анализ рабочего пространства.

3.Структурный метод: сущность и недостатки .

4. Составление автобиографической анкеты.

Литература:

№2. Психология трудовой мотивации

1. Хотторнский эксперимент

2. Проекты гуманизации труда

3.Теория К. Алдерфера (существование – взаимоотношения – рост)

4. Когнитивные теории мотивации труда

1.Основные принципы концепции «Гуманизации Труда»:

- труд должен быть естественной потребностью человека и приносить ему удовлетворения;

- существует зависимость между способами проектирования видов работ и удовлетворенностью трудом;

- действующие способы проектирования работы закономерно порождают неудовлетворенность работников своим трудом, следовательно, они должны быть изменены.

5. Оценка качества труда в организационном проектировании

4. Анализ содержательно –структурных и процессуальных теорий мотивации. Определить достоинства и ограничения, пути использования в работе с персоналом:

- теория потребностей А.Маслоу и практика менеджмента;

- двухфакторная теория трудовой мотивации Ф.Герцберга;

- концепция трудовой мотивации Д.Мак-Клеланда;

- концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона;

- теория ожиданий В.Врума;

- концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи;

- теория диспозиций В.Н.Ядова.

7. Методы диагностики: оценка субъективной значимости элементов трудовой деятельности, оценка ценностных ориентаций, преобладающих

мотивов труда, профессиональных интересов, стратегий профессионального

выбора.

Задания:

1.Познакомиться и описать:

1) Производственные опыты Ю.З.Гильбуха;

2) Опыты Д.Хардинга и В.Мэннига;

3) Опыты Д.Кокса и К.Шарпа;

4) Опыты на фирме ОВМ (США).

2. Отметить на бланке ответов предпочтительные области применения теорий мотивации в практике менеджмента ( Носкова О.Г. , с 113)

3. Конспект статьи В.Я.Ядова по «Человек и его работа».

4. Самодиагностика и анализ результатов.

Литература:

Шульц Д.,Шульц С. «Психология и работа»( 3. и 4. вопросов по электронной книге)

№3. Карьера

1. Определение карьеры: признаки и характеристики

2. Классификация: критерии и сравнительный анализ

3. Построение карьеры.

Карьера – бег (итал.), жизненный путь, поприще, совокупность,

должностей, которые занимал и занимает на данный момент работник;

Карьера - фактическая или плановая;

Карьера - в широком смысле это последовательность

профессиональных ролей, статусов, видов деятельности; в узком смысле- фактическая последовательность занимаемых должностей, рабочих мест или положений в организации или коллективе.

Деловая карьера – поступательное продвижение человека в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути, достижение известности, славы и обогащения.

Д.Сьюпер выделил 4 типа карьеры:

1. Стабильная – продвижение, обучение, тренировка в единственно постоянной профессиональной деятельности.

2. Обычная – совпадает с нормативными стадиями жизненного пути.

3. Нестабильная – стабильные периоды чередуются со сменой профессии.

4.Множественная – изменения профессионального пути в течении жизни.

Параметры карьерного успеха ( М.И.Сафонова): образованность; сис-емность и аналитичность мышления; коммуникативность; высокий уровень саморегуляции; деловая направленность; ясная Я-Концепция.

Можно выделить следующие виды: профессиональная, личностная, организационная; оценочно-аналитическая, консультативная, информационная, обучающее – результативная; системная, « по трупам», «от начальника», «собственноручная»; горизонтальная, вертикальная.

Этапы: 1. Рост (отождествление с другими);

2. Исследование (чередование альтернатив);

3. Становление (активной работоспособности и развития);

4. Испытание (перемены);

5. Стабилизация (утверждение).

6. Успех или кризис.

7. Сохранение (соскальзывание или полное растрачивание).

8. Снижение активности.

Стадии карьеры по Паркинсону

1) пора готовности (Г=21)

2) пора благоразумия (Б=Г+3=24),

3) пора выдвижения (В=Б+7=31),

4) пора ответственности (О=В+5=36),

5) пора авторитета (А=О+3=39),

6) пора достижений ( Д=А+7=46), 6*) пора краха ( К=А+7=46),

7) пора наград ( Н=Д+9=54), 7*) пора зависти ( З= К+9=54),

8) пора важности ( ВВ=Н+6=60), 8*) пора смирения (С=З+4=58)

9) пора мудрости ( М=ВВ+3=63),

10*) тупик ( Т=М+7=70).

Управление карьерой:

- опираться на фактические модели

- выявлять и отслеживать мотивацию

- разрабатывать свою систему.

Задания:

1.Карьерные стратегии по статье: Московцев Н., Шевченко С. Карьера по-русски и по-американски// Психлогическая Газета, 2002,ноябрь, с.29-34.

2.Особенности построения карьеры по статье: ПочебутА.Г.,В.А.Чикер.

Психологические аспекты карьеры. С. 439-454.

3.Построить и проанализировать карьеры: менеджера, руководителя,

психолога, педагога.

4.Тайм-менеджер и тайм- менеджмент.

Литература:

№4. Психология социально-трудовой реабилитации

1. Способность к труду при аномалиях развития личности.

2. Трудотерапия при психопатологии

3. Программа социальной поддержки и восстановительной

трудотерапия

4. Вопросы психосоматики и трудовая деятельность

5. Проблема профзаболеваний (воспитатели, психологи и педагоги).

6. Психология производственного травматизма.

Концепция безопасности Д.Петерсона:

- принцип отношения к предпосылкам аварий

- выявление цепи повторяющихся событий

- выявление причинных факторов

- принцип добровольного информирования

- принцип пропаганды безопасности.

Задания:

1.Используя источники по специальной психологии и педагогики, а также психологический словарь найти информацию:

Кого считают инвалидами? Какие направления включает

индивидуальная программа реабилитации инвалида? Что такое

социально-трудовая адаптация и реадаптация инвалидов?

2.Принципы использования трудотерапии при психопатологии:

галлюцинаторном синдроме, депрессивных состояниях, двигатель-

ной заторможенности, олигофрении.

3.Предложить версии по использованию психосоматики в трудотерапии.

4.Рассмотреть и проанализировать возможность профзаболеваний

в труде психолога и педагога.

5. Проанализировать описание аварий или несчастных случаев, используя «систему отказов» ( Носкова О.Г., с. 299-305).

Литература:

1.Специальная педагогика и психология- любой учебник на выбор.

2.Журнал «Человек и труд».

3. Психологический словарь.

4. Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 г.

№5. Профессиональное консультирование

1.Роли и функции психолога-консультанта в организации. 2.Особенности консультирования персонала

Задания.

1.Рассмотреть процедуру проведения пофконсультации.

2.Представить основные группы методов профконсультирования

Литература:

3.Методические рекомендации по проведению

профконсультационной работы / Под ред. В.Д.Шадрикова.-Ярославль,

1986.

4.Психологические аспекты подбора и проверки персонала\ Н.А.Литвинцева.- М.,1996.

№ 6.Этика делового общения. Профессиональный этикет

1. Психология общения: функции и стороны.

2. Уровни общения и их характеристика.

3. Виды общения. Принципы делового общения.

4. Этика и этикет.

5. Телефонный этикет.

6. Деловая документация.

7. Особенности служебного этикета: «обращение», « секретарь»,

« руководитель», «коллеги».

3. Визитные карточки.

4. Совещание.

5. Переговоры.

6. Национальные особенности делового этикета.

Задания.

Подготовить краткие сообщения по вопросам, используя популярные издания и статьи в журналах и газетах: «Управление персоналом», «Психологическая газета», «Психология».

Методические рекомендации: предлагаемые темы практических и лабораторных занятий не имеют строгого распределения по часам, так как логично включаются в лекции и семинары, и рассматриваются в контексте изучаемого материала.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ( ПЗ)

ТЕМЫ:

П3.1. Эргатические функции

Задание:

1.Знакомство с основными видами эргатических функций.

2.Выбрать и составить копмлекс эргатических функций по профессии

« психолог»

Основные эргатические функции, связанные с общественным разделением труда, следующие.

I. Функции духовного производства:

1) построение идеологии (ретроспективной и актуальной картины и прогноза бытия человека и общества);

2) построение ближайших перспектив развития общества и его институтов (рефлексия первостепенных потребностей);

3) целеполагание (построение образа желаемого будущего, необходимых объектов);

4) интеграция научных и практических знаний (способствующих достижению целей субъектов труда);

5) интеграция эмоционального опыта (рефлексия, структурирование и создание средств управления психическими состояниями человека);

6) построение смысла трудовой деятельности (рефлексия и создание условий для позитивного смысла труда).

II. Функции обеспечения упорядоченности социальных процессов:

1) построение общественных норм и правил (формирование юридических и нравственных правил, образцов поведения);

2) построение социальной коммуникации и средств воздействия на членов сообщества (создание средств и норм вербального и невербального взаимодействия субъектов труда: профессиональных языков, ритуалов и др.);

3) построение стратегических общих планов деятельности (образа деятельности человека и ее результатов);

4) построение тактических (оперативных) планов деятельности (алгоритмов действий в конкретных условиях);

5) охрана, защита эргатических систем (сохранение эргатических систем при воздействии естественно-природных факторов, техногенных и социальных).

III. Функции обслуживания жизнедеятельности и самообслуживания.

1) организация жизнеобеспечения субъектов труда (оптимизация среды жизнедеятельности);

2) построение средств стабилизации, восстановления, развития людей (организация режима работы, обучения, организация внутренних средств деятельности, лечения людей, восстановления работоспособности);

3) ремонт и обслуживание внешних средств труда; совершенствование эргатических систем (устранение неисправностей, повышение уровня упорядоченности систем).

IV. Функции материального производства:

1) разработка оперативно-гностических средств труда: приема информации (наблюдение, поиск), ее переработки (сравнение, оценка, запоминание, построение прогнозов и др.), принятия решений;

2) организация среды — оперативно-тактические действия (организация предметной среды внешних средств труда; организация непосредственной социальной среды — оптимизация взаимодействия субъектов; самоорганизация субъекта труда — оптимизация рабочей позы, функциональных состояний и др.; перемещение предмета и средств труда и управление ими и др.);

3) производство продуктов, предметов, услуг

Наши рекомендации