Тема 24 .(см. на «Семинары, практические и лабораторные занятия»)
Тема 25. Психология труда педагога и психолога. Психолог как субъект труда
1. Педагогическая профессия в системе современных профессий
Исходя из этого, под профессией мы будем понимать следующее. Профессия - род трудовой деятельности человека, предполагающий наличие у него знаний и умений, которые позволяют квалифицированно выполнять определенный вид работ и благодаря этому реализовывать свой личностный потенциал.
Педагогическая профессия характеризуется направленностью на передачу подрастающему поколению социокультурного опыта, что отражается в следующем определении.
Педагогическая профессия - род деятельности, которую осуществляет субъект, имеющий педагогическое образование и необходимую квалификацию, основной целью которой выступает целенаправленное обучение и воспитание подрастающего поколения.
Профессия «педагог» классифицируется по нескольким основаниям - по субъекту деятельности, квалификациям и должностям. В качестве субъекта деятельности выступают: учитель, воспитатель, преподаватель и т.п. Профессиональные квалификации характеризуются уровнем педагогического образования и уровнем профессионализма субъекта педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность отражает содержание профессионального стандарта. Это - наблюдаемый, измеримый образец проявления знаний, умений, навыков, способностей, способов поведения и других характеристик личности, позволяющих педагогу успешно выполнять профессиональную деятельность. Успешность профессиональной деятельности педагога зависит от уровня профессиональной компетентности, характеризующей его готовность к эффективному и результативному решению профессиональных задач.
На зарождение, становление и развитие профессии «педагог» влияют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы обусловлены влиянием государства (включение в перечни и классификаторы профессий, тарификация труда педагога, аттестация педагогов, социальные гарантии и награды), рынка педагогического труда (спрос и предложение на педагогические кадры), общества и социума (имидж и престиж профессии). Внутренние факторы обусловлены закономерностями развития профессиональной
педагогической деятельности, профессиональной позицией ее субъектов и др.
Профессия «педагог» представляет собой целостность, которая интегрирует в себе различные педагогические профессии, связанные своей целевой направленностью на содействие становлению человека.
2.Психолог как субъект трудаПсихолог — специалист с профильным образованием, оказывающий психологическую помощь пациентам. Также в задачи психолога входят прикладные и научные исследования в области психологии.
Психологи делятся на несколько категорий: психологи-консультанты, психологи-педагоги, клинические психологи.
Психолог-консультант — специалист широкого профиля, в его задачу входит оказание психологический помощи пациентам. Проводить консультации в образовательных учреждениях могу только психологи-педагоги; в их задачу входит как оказание психологической помощи учащимся, так и консультирование преподавателей по вопросам работы с учениками. Клинический психолог имеет специальную подготовку в области диагностики и лечения психических заболеваний.
3. Этапы профессионального развития психолога:
1.Восторженно-романтический: эмоциональный тыл, первое знакомство;
2. Самоутверждение: узнать или овладеть новой методикой.
3. Разочарования: преодоление кризиса и поиск личностных смыслов.
4. Самостоятельности: накопление отрицательного опыта и попытки
работать иначе.
5. Работать по-новому: начало творческого опыта и вырабатывание
индивидуального стиля.
6. Обращение к методологическим и теоретическим основам психологии.
7. Импровизации: профессиональное творчество.
Этапы поиска главного предмета своей деятельности:
1) ориентация на традиционные проблемы психологии.
2) переключение с психологических реалий на сами методы.
3) опора на свою интуицию, мировоззренческую позицию.
акцент на призвании, миссии.
Тема 26. (см. на «Семинары, практические и лабораторные занятия»)