Тема 3. История развития психологии труда

1.Основные этапы развития зарубежной психологии труд

2. История отечественной психологии труда

Зарождение зарубежной психологии труда связывают с именем Ф.Тейлора, который первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производства.

Система Тейлора – обеспечение максимальной прибыли редпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого рабочего.

Основные принципы системы Тейлора:

- обобщение и классификация умений и навыков рабочих;

- максимальное использование индивидуальных качеств каждого работника;

- административное сотрудничество с рабочими;

- относительно равное распределение труда и ответственности между рабочим и управляющим.

Принципы административной концепции А.Файоля:

- Широкое развитие труда;

- Полномочия и ответственность;

- Дисциплина;

- Единоначалие;

- Единство направления;

- Подчиненность личных интересов общим;

- Вознаграждение персонала;

- Централизация;

- Иерархичность управления;

- Порядок;

- Справедливость;

- Стабильность рабочего места для персонала;

- Инициатива;

- Корпоративный дух организации.

Д.Мак - Грегор и У.Оучи предложили:

- «теорию икс» (Д.Мак-Грегор),которая основана на авторитарном стиле руководства;

- главная предпосылка – человек ленив и его надо заставить работать;

- «теорию игрек» (Д.Мак-Грегор),когда позитивная установка по отношению к труду позволяет вовлекать работника в управление производством;

- «теорию зет» (У.Оучи), в которой цель работы с персоналом - макчимально эффективное использование человеческих ресурсов.

Японская концепция коллективистских отношений состоит в том, что:

- стратегическое решение по вопросу дальнейшей работы фирмы принимается коллегиально;

- существует система «рингисе» (от японского «рин» – представление, предложение начальника и «ги» – обсуждение) – предложение руководства обсуждается со всеми работниками фирмы в целях защиты статуса работника и минимизации разногласий и конфликтов в коллективе.

Задание: Составить кроссворд по вопросам:

1. Психология труда в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.

2. Психология труда в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.

3. Современные исследователи по психологии труда:

Тема 4: Основные понятия психологии труда

Методические рекомендации: предлагается разбить лекцию по вопросам и раздать( или показать) соответствующие таблицы и схемы.

1. Рассмотреть известные термины в житейском и общепсихологическом содержании;

2. Сравнить понятия в различных учебных дисциплинах, науках и теориях;

3. Проанализировать «мифы» - ошибочны, искаженные или поверхностные представления о труде, видах труда, о профессии и профессиональном развитии;

4. Получить задания к семинарам и по самостоятельной работе.

Профессия

1. Понятие профессии.

2. Профессиография.

2. Профессионально- значимые свойства личности их динамика

1. Основные профессионально - значимые свойства

2. Характеристика основных профессионально- значимых свойств и их динамика.

3. Профессиональная деятельность.

1. Основные стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности.

2. Методы исследования мотивов профессиональной деятельности.

3. Модели, критерии, типологии.

Работа и труд.

Работа - материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на достижение определенного результата. Работа и труд связаны:

1. Труд имеет социальный, психологический и психо-физиологический и функциональный аспекты, а работа – только формальный или формализованный (часто путают с трудом).

2. Трудовая мотивация, но мотив выбора работы или места работы.

3. Безработица – сложное, законодательно определяемое социальное явление, отсутствие работы на протяжении определенного времени у людей трудоспособного возраста (16 лет) и способных работать по состоянию здоровья. До конца 80 – х в СССР безработных не учитывали, не работающих и официально не оформленных считали тунеядцами, и наказывали по закону (показывает разницу в содержании понятий «работа» и «труд»).

4. Работа имеет кроме формальных и динамические характеристики: Вор, киллер – работают, прикладывают определенные усилия и получают за них вознаграждение, но они не трудятся. А ночной сторож, который спит на рабочем месте: усилия не прикладывает - не трудится, но работает. Пчелы и бобры – работают, но не трудятся: работа часто обезличена и не имеет осознанного содержания и социально созидательной цели.

5. Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Наши рекомендации