Тема 3. История развития психологии труда
1.Основные этапы развития зарубежной психологии труд
2. История отечественной психологии труда
Зарождение зарубежной психологии труда связывают с именем Ф.Тейлора, который первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производства.
Система Тейлора – обеспечение максимальной прибыли редпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого рабочего.
Основные принципы системы Тейлора:
- обобщение и классификация умений и навыков рабочих;
- максимальное использование индивидуальных качеств каждого работника;
- административное сотрудничество с рабочими;
- относительно равное распределение труда и ответственности между рабочим и управляющим.
Принципы административной концепции А.Файоля:
- Широкое развитие труда;
- Полномочия и ответственность;
- Дисциплина;
- Единоначалие;
- Единство направления;
- Подчиненность личных интересов общим;
- Вознаграждение персонала;
- Централизация;
- Иерархичность управления;
- Порядок;
- Справедливость;
- Стабильность рабочего места для персонала;
- Инициатива;
- Корпоративный дух организации.
Д.Мак - Грегор и У.Оучи предложили:
- «теорию икс» (Д.Мак-Грегор),которая основана на авторитарном стиле руководства;
- главная предпосылка – человек ленив и его надо заставить работать;
- «теорию игрек» (Д.Мак-Грегор),когда позитивная установка по отношению к труду позволяет вовлекать работника в управление производством;
- «теорию зет» (У.Оучи), в которой цель работы с персоналом - макчимально эффективное использование человеческих ресурсов.
Японская концепция коллективистских отношений состоит в том, что:
- стратегическое решение по вопросу дальнейшей работы фирмы принимается коллегиально;
- существует система «рингисе» (от японского «рин» – представление, предложение начальника и «ги» – обсуждение) – предложение руководства обсуждается со всеми работниками фирмы в целях защиты статуса работника и минимизации разногласий и конфликтов в коллективе.
Задание: Составить кроссворд по вопросам:
1. Психология труда в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.
2. Психология труда в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.
3. Современные исследователи по психологии труда:
Тема 4: Основные понятия психологии труда
Методические рекомендации: предлагается разбить лекцию по вопросам и раздать( или показать) соответствующие таблицы и схемы.
1. Рассмотреть известные термины в житейском и общепсихологическом содержании;
2. Сравнить понятия в различных учебных дисциплинах, науках и теориях;
3. Проанализировать «мифы» - ошибочны, искаженные или поверхностные представления о труде, видах труда, о профессии и профессиональном развитии;
4. Получить задания к семинарам и по самостоятельной работе.
Профессия
1. Понятие профессии.
2. Профессиография.
2. Профессионально- значимые свойства личности их динамика
1. Основные профессионально - значимые свойства
2. Характеристика основных профессионально- значимых свойств и их динамика.
3. Профессиональная деятельность.
1. Основные стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности.
2. Методы исследования мотивов профессиональной деятельности.
3. Модели, критерии, типологии.
Работа и труд.
Работа - материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на достижение определенного результата. Работа и труд связаны:
1. Труд имеет социальный, психологический и психо-физиологический и функциональный аспекты, а работа – только формальный или формализованный (часто путают с трудом).
2. Трудовая мотивация, но мотив выбора работы или места работы.
3. Безработица – сложное, законодательно определяемое социальное явление, отсутствие работы на протяжении определенного времени у людей трудоспособного возраста (16 лет) и способных работать по состоянию здоровья. До конца 80 – х в СССР безработных не учитывали, не работающих и официально не оформленных считали тунеядцами, и наказывали по закону (показывает разницу в содержании понятий «работа» и «труд»).
4. Работа имеет кроме формальных и динамические характеристики: Вор, киллер – работают, прикладывают определенные усилия и получают за них вознаграждение, но они не трудятся. А ночной сторож, который спит на рабочем месте: усилия не прикладывает - не трудится, но работает. Пчелы и бобры – работают, но не трудятся: работа часто обезличена и не имеет осознанного содержания и социально созидательной цели.
5. Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.