Тема 2. История развития психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Волгоградский филиал

Кафедрапсихологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине ПСИХОЛОГИЯ

по направлению подготовки 030900.62 "Юриспруденция"

РазработчикМалявина С.С., кандидат психологических наук, доцент

(фамилия, имя, отчество автора (ов), ученая степень, звание (должность))

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол №______ от «___» ______________201__г.
 
Зав. кафедрой ______________Д.М. Зиновьева
(подпись заведующего кафедрой)

Волгоград 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА № СТР.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины  
1.1. Пояснительная записка  
1.2. Тематический план учебной дисциплины  
1.3. Содержание учебной дисциплины  
1.4. Организация самостоятельной работы  
1.5. Список литературы  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса  
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса  
2.3. Рекомендации по работе с литературой  
2.4. Разъяснения по работе с тестовой системой курса  
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)  
Раздел 3. Учебно-методические материалы лекционного курса  
Раздел 4. Материалы практических заданий по темам  
Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля  
Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)  

РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи)   Данная учебная дисциплина принадлежит к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин. Изучение данной учебной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как ¾ философия (концепции развития; законы диалектики; сознание; познание; деятельность); ¾ физиология (анатомо-физиологические особенности формирования, развития человека на разных возрастных этапах; сенсомоторная деятельность; рефлекторная организация; высшая психическая деятельность); ¾ история (научная деятельность психологов-исследователей в конкретных культурно-исторических условиях; значение научных открытий в развитии обобщенного психологического знания в рамках возрастной психологии); ¾ социология (механизмы влияния общества на личность; общие закономерности поведения человека в обществе); ¾ педагогика (дидактические характеристики возрастных этапов формирования, становления и развития личности; становление и развитие в обобщенном педагогическом знании; факторы, условия обучения, воспитания детей и подростков в образовательном пространстве); ¾ юридическая психология (психологические аспекты общественных норм и правил; психологические экспертизы в определении механизмов нарушения социальных норм поведения); Учебная дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как философия, анатомия и физиология человека, история, культурология и др. Для изучения дисциплины необходимы знания в области философии. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для общекультурной компетенции (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6).  
Соответствие учебной программы требованиям ГОС (ФГОС) Программа курса “Психология» разработана в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», утвержденного в 2010 г. Значимость данной учебной дисциплины объясняется значимостью внедрения в систему университетского образования на юридических факультетах учебной дисциплины, ориентированной на формирование у студентов современного взгляда на психологию как науку о процессах психического развития человека во всем их.  
Цель и задачи учебной дисциплины Основная цель курса: формирование, становление и развитие у студентов представлений об основных закономерностях психики и ее развития. Главным положением программы является идея Л.С. Выготского и его последователей о решающем значении обучения, воспитания, деятельности для психического развития человека, на которой строится отечественное психологическое образование специалистов данного профессионального профиля. Задачи курса: 1. Изучение курса должно позволить студенту овладеть знаниями и умениями, которые станут важными составляющими становления его как профессионала. 2. В ходе изучения психологии у студента должны быть сформированы следующие умения: организация условий по изучению характера развития человека на разных этапах онтогенеза; грамотное проведение психологической диагностики; оказание необходимой помощи и поддержки в рамках содержания возрастной психологии; корректировка и оптимизация условий и ресурсов развития жизнедеятельности субъектов семьи, профессиональных коллективов. 3. Курс дает возможность будущим специалистам научиться анализировать особенности психики человека на разных этапах в соответствии с закономерностями развития его психики, и на этом основании определять уровень развития, пространство прогноза развития, способы социально-психологического воздействия и взаимодействия.  
Требования к результатам обучения В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - основные понятия и положения психологии; - направления, теории психики в отечественной и зарубежной психологии; - особенности психических процессов, свойств и состояний; - условия, движущие силы, механизмы психологии развития; - общие закономерности психического развития личности; - особенности развития в разные возрастные периоды. уметь: - пользоваться понятийным аппаратом изучаемых основных школ и направлений в психологической науке; - понимать и выделять новообразования в психическом развитии на разных этапах развития человека; - аргументировать положения и выводы, основываясь на основных теориях развития личности; - владеть методологией и методами психологии; – применять теоретические знания в процессе решения прикладных задач психологии.  
Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.   Учебная дисциплина «психология» общим объемом ___54____ часа изучается в течение ____1______ семестров (а). Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в 1 семестре.  

1.2 Тематический план учебной дисциплины «Психология» (54 час.)

Наименование тем Количество часов
Лек Лаб Пр СРС Всего
1. Введение. Теоретико-методологическое основы курса «Психология». Психологическая теория и практика -
2. История развития психологии    
3. Психика как система: процессы, свойства, состояния -
4. Развитие психики в онтогенезе. Периодизация психического развития -
5. Детерминация психики  
6. Человек в психологии: индивид, личность, индивидуальность, субъект.  
7. Проблема общественных и межличностных отношений в психологии.  
8. Проблема общения и деятельности в психологии  
9. Диагностика психического развития. Методы и методики изучения психики.  
Экзамен          
    -      
Итого -

Содержание учебной дисциплины

Тема 1.Введение. Теоретико-методологическое основы курса «Психология». Психологическая теория и практика

Предмет, задачи, понятийный аппарат, проблемы, принципы, подходы к исследованию в психологии. Психология как система развивающихся наук. Связь психологии с другими научными дисциплинами.

Психологическая теория и психологическая практика

Методы исследования в психологии. Методы психологической практики. Общая характеристика основных методов психологической теории и практики.

Основные понятия: методология, предмет, метод, факторы, принципы, проблематика, подходы, междисциплинарные связи. Психологическая и наука практика.

Тема 2. История развития психологии

История развития психологии. Детерминанты развития психологии: социокультурный контекст, логика развития научного знания, личность ученого. Общая характеристика этапов развития психологии. Развитие предмета, методов, проблематики исследований в психологии от Античности до современности. Изучение психики в основных психологических школах: бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, генетической, гуманистической, когнитивной психологии.

Становление и развитие отечественной психологии: социокультурный контекст, периодизация, концепции, школы, направления исследований.

Современное состояние психологии: проблемы и перспективы.

Основные понятия: Античность, средневековье, Возрождение, Новое время, Ассоционизм, экспериментальная психология, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, генетическая, гуманистическая, экзистенциальная когнитивная психологии. Отечественная психология.

Тема 3. Психики как система: процессы, свойства, состояния

Чувственный уровень познания. Понятие ощущений как элементарного познавательного процесса. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в истории учений об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека.

Восприятие, его отличие от ощущений. Понятие апперцепции. Свойства восприятия. Виды восприятия. Закономерности и механизмы восприятия.

Внимание. Виды внимания. Внимание и установка. Свойства внимания. Рассеянность внимания и ее причины. Развитие внимания.

Память. Процессы памяти. Виды памяти. Память и деятельность. Развитие памяти в онтогенезе человека. Индивидуальные особенности памяти, типы памяти.

Воображение: функции, виды. Связь воображения с действительностью, эмоциями. Развитие воображения. Творчество.

Мышление: свойства, виды, формы. Мышление и речь. Мышление как деятельность. Особенности творческого мышления. Развитие мышления.

Понятие об эмоциях и чувствах. Эмоциональное отражение действительности. Классификации эмоций. Особенности проявления, переживания, выражения отдельных эмоций. Виды эмоциональных состояний.

Соотношение эмоций и чувств. Виды чувств. Развитие эмоциональной сферы личности.

Воля. Детерминизм и свобода воли. Критерии волевого поведения. Воля как регулятора деятельности. Роль и функции воли. Структура волевого действия. Развитие воли у человека. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.

Наши рекомендации