Некоторые особенности психологического исследования подростков с нарушениями развития

Психологическое исследование подростков с нарушениями разви­тия опирается на те же принципы, что и изучение детей более млад­шего возраста. Вместе с тем сама процедура исследования, подбор конкретных диагностических методик имеет ряд особенностей.

Что касается процедуры исследования, то здесь при установле- < нии контакта с ребенком очень важно учитывать особенности под­росткового возраста - тенденцию к самостоятельности, чувство «Я», «независимости» от взрослых. Хотя у подростков с отклонениями в развитии эти черты выражены в меньшей степени, чем у нормально развивающихся детей, следует все же принимать их во внимание.

У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокой­ное, уважительное отношение к подростку - важный фактор, обеспе­чивающий его сотрудничество в ходе исследования.

Существуют и специфические особенности, которые необходимо учитывать в ходе установления контакта, поиска верного тона в об­щении с подростком. Так, дети с гиперкинетической формой детско­го церебрального паралича могут быть расторможенными, не всегда соблюдают дистанцию в общении со взрослыми, тогда как дети с ге-мипаретической формой1 сенситивны, тормозимы; подростки с нару­шениями слуха более активны, стеничны по сравнению со слабовидя­щими и незрячими.

При изучении подростков существенно расширяется арсенал диа­гностических методик, поскольку за период школьного обучения дети далеко продвинулись в своем развитии. Здесь используются классичес­кие экспериментально-психологические методики, причем в полном варианте. Так, например, если в дошкольном возрасте методика «Пред­метная классификация» проводится лишь в два этапа и с использова­нием не всего набора карточек^то в подростковом возрасте она дается целиком, в три этапа. К тем методикам исследования познавательной сферы, которые используются в более младшем возрасте (например, «Исключение предметов»), добавляются новые, недоступные младшим детям («Простые аналогии», «Сложные аналогии»).

Поскольку в целом улучшается интеллектуальное и речевое раз­витие детей, становится возможным использование достаточно слож­ных методов исследования личности и межличностных отношений -опросников, проективных тестов, анкетирование.

Вместе с тем, хотя исследование личности и межличностных от­ношений в подростковом возрасте - чрезвычайно важная задача, следует помнить о необходимости тщательного подбора методик ис­следования с учетом речевых и интеллектуальных особенностей ре­бенка. Возможности применения многих методик все же остаются ограниченными.

Так, например, при предъявлении опросников важно быть уве­ренным, что подросток понимает значение вопроса полностью, в противном случае время будет потрачено зря, результаты будут не­достоверны. Уровень же понимания текста не всегда можно с легко­стью определить: так, ребенок с нарушениями слуха может не знать какого-то ключевого слова в вопросе, а ответ по типу «да-нет» все же даст. Кроме того, на достоверность полученных данных влияет и общий уровень социального развития подростка, его осведомлен­ность о социальных явлениях. Например, в широко распространен­ном опроснике Айзенка есть вопрос; «Считаете ли вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечить свое буду­щее, откладывая сбережения, страхуя свою жизнь?» Понятно, что далеко не все подростки с отклонениями в развитии имеют понятие остраховании. Это касается и детей-сирот, проживающих в детских

домах и испытывающих недостаток знании по различным социаль­ным вопросам. Поэтому использование таких опросников, как Пато-характерологический опросник Личко (ПДО), опросники Кэттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть уверенность в их доступности для понимания.

Выяснить это можно, например, следующим образом. Прежде чем предъявить опросник, нужно проанализировать, какие вопро­сы могут оказаться трудными для понимания (значения слов, пред­лагаемые ситуации в целом), а затем в беседе задать ряд вопросов, чтобы определить, насколько ребенок понимает значение слова или содержание ситуации. Если этого понимания недостаточно, но ин­теллектуально ребенок достаточно сохранен, можно ненавязчиво прояснить ему ситуацию и лишь затем попросить его заполнить опросник (или ответить устно, что считается менее желательным, так как в чем-то нарушается конфиденциальность - ведь взрослый в этом случае слышит конкретные ответы на конкретные вопросы, а не просто обрабатывает итоговый список ответов «да-нет», «вер­но-неверно»; это может смущать подростка и приводить к недосто­верным ответам). Делать же пояснения в процессе заполнения оп­росника нельзя, так как в этом случае ребенку навязывается та или иная трактовка ситуации другим человеком.

Значительные ограничения существуют и в применении так назы­ваемых проективных методик исследования личности и межличнос­тных отношений. Чем ниже уровень интеллектуального и речевого развития, тем меньше возможность использования такого рода мето­дик, тем беднее их арсенал.

Таким образом, психологическое исследование особенностей лич­ности и межличностных отношений подростка с отклонениями в раз­витии должно учитывать как специфические особенности подростко­вого возраста, так и характер нарушений развития.

Предварительное составление программы психологического ис­следования - неотъемлемая часть процедуры психологической диа­гностики. Программа экспериментально-психологического исследо­вания определяет набор конкретных методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА (ПМПк). ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГА В ПМПк

В связи с расширением сети образовательных учреждений, появ­лением альтернативных школ со своими учебными программами, а также предоставлением родителям права выбирать учебное заведение для своего ребенка стало возникать все больше проблем с обучением некоторых детей. В одних случаях причиной трудностей в обучении и появления особенностей в поведении детей было несоответствие педагогических требований их психофизическим возможностям,, не учитывался уровень умственного развития, соматическое и нервно-психическое состояние ребенка; в других такой причиной являлась неготовность к школьному обучению (несформированность отде­льных психических функций, навыков общения, незрелость эмоци­онально-волевой сферы) и др. Все это стало основанием для поиска новых путей помощи детям. В 90-е годы XX в. по инициативе педа­гогов и психологов городские и окружные управления образования стали открывать в массовых школах психолого-медико-педагогичес­кие консилиумы. В их функции входило обеспечение оптимальных условий обучения детей с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития.

Опыт работы ПМПк оправдал себя, и 27.03.2000 (приказ № 27/901-6) Министерство образования Российской Федерации узаконило созда­ние психолого-медико-педагогических консилиумов в образовательных дошкольных и школьных учреждениях любого типа. ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения при наличии не­обходимых специалистов. В состав ПМПк входят: учителя и воспитате­ли школьного (или дошкольного) образовательного учреждения, имею­щие большой опыт работы с детьми; учителя (воспитатели) специаль­ных (коррекционных) классов (групп); психолог; педагог-дефектолог; логопед; врач-педиатр (невропатолог, психиатр); медицинская сестра. Председателем ПМПк является заместитель руководителя образователь­ного учреждения по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

ПМПк строит свою деятельность в соответствии с уставом об­разовательного учреждения, договором с родителями, договором с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), куда в случае необходимости можно направлять ребенка для уточнения диагноза и решения вопроса о типе образовательного учреждения, форме и про­грамме его дальнейшего обучения и воспитания.

Цели и задачи ПМПк

Основная цель ПМПк - обеспечение в образовательном учрежде­нии дигностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

- своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;

- установление характера и причин выявленных отклонений (де-виантное поведение, конфликтные, ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т.п.);

- определение потенциальных возможностей ребенка для оказа­ния ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях данного образовательного учреждения либо направление его в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения воп­роса о месте дальнейшего обучения и воспитания (определение типа учреждения, формы обучения, оптимальной для ребенка, учебно-вос­питательной программы);

- разработка комплексных целевых программ индивидуального развития детей «группы риска»;

- прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностичес­кие «срезы» в начале и в конце учебного года для уточнения образо­вательного маршрута, внесение соответствующих корректив);

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;

- консультативная работа с родителями.

Указанные задачи выполняются силами педагогического коллектива школы и специалистами ПМПк при их согласованном взаимодействии.

Наши рекомендации