Психолого-педагогическое изучение подростков с нарушениями развития

Цели и задачи психолого-педагогического изучения подростков с нарушениями развития

Специфика подросткового возраста у детей с отклонениями в раз­витии ставит ряд задач их психолого-педагагического изучения. Они несколько отличаются от задач изучения детей более младшего воз­раста. Основными задачами являются следующие.

Во-первых, квалификация особенностей психики, выявление со­хранных и нарушенных функций, иерархии нарушений для опреде­ления характера отклонений в развитии. В подростковом возрасте это не самая распространенная задача, поскольку обычно такого рода диагностическая работа проводится раньше, и к 11-12 годам ребенок обычно уже находится в соответствующем учреждении (специальной коррекционной школе, интернате и пр.). В то же время потребность в диагностике может возникнуть и в более старшем возрасте. Известны случаи неточной (а иногда и неправильной) диагностики, в результате чего ребенок оказывался в непрофильном учреждении. О необходи­мости уточнения диагноза можно судить, например, по несоответс­твию учебных успехов ребенка среднему уровню достижений данной категории детей с нарушениями развития (причем успехи могут быть не только очень низкими, но и очень высокими). Другим показателем может быть, например, выраженная социальная дезадаптация, невоз­можность приспособиться к школьному коллективу. Уточнение со­стояния ребенка предоставит ему, хоть и с запозданием, возможность обучаться в учебном учреждении соответствующего профиля.

Во-вторых, исследование и квалификация состояния психики под­ростка для выявления причин частных трудностей в обучении (неус­певаемости по отдельным предметам), нарушений поведения и соци­альной адаптации в целом.

Что касается трудностей в обучении, то они вполне возможны и в том случае, когда ребенок учится в соответствующей школе, но имеет ряд индивидуальных особенностей психики, препятствующих усво­ению отдельных предметов (нерезко выраженные нарушения про­странственной ориентировки, моторики; недостаточная мотивация и пр.). Выявление конкретных причин трудностей в обучении помо­жет найти индивидуальный подход к ребенку, «подстроиться» к его возможностям, а в том случае, если нарушения устранимы, провести коррекционную работу.

Очень важно своевременно выявить причины нарушений пове­дения. Как известно, они могут быть биологического и социального характера; нередко неблагоприятные социальные факторы усиливают действие биологических (например, психопатоподобных нарушений

при умственной отсталости). Зачастую нарушения поведения под­ростков с отклонениями в развитии связаны с чувством собственной неполноценности, ущербности. Таким образом, необходимо исследо­вать не только самого ребенка (особенности эмоционально-волевой сферы, личности и межличностных отношений), но и микросоциаль­ную среду - семью, класс. Большое значение может иметь диагности­ка взаимоотношений с педагогами. Правильно проведенный анализ причин нарушений социальной адаптации поможет в разработке про­граммы коррекционных мероприятий.

В-третьих, диагностика структуры психической деятельности с це­лью профориентации. Подростковый возраст - период самоопределе­ния. И очень важно помочь подростку с отклонениями в развитии пра­вильно оценить свои возможности и выбрать профессиональный путь. Здесь диагностическая работа имеет свою специфику. Прежде всего важ­но выявить характер профессиональных интересов подростка (то есть какая сфера трудовой деятельности его привлекает) и вообще степень сформированности этих интересов (у детей с отклонениями в развитии профессиональные интересы часто слабо выражены и неадекватны их способностям). Кроме того, выводы по результатам исследования долж­ны строиться с учетом прогноза развития тех или иных функций и спо­собностей, а этот прогноз, в свою очередь, зависит не только от структу­ры нарушений познавательной деятельности, но и от сохранных звеньев психики, системы установок и ценностей. Желательно также, чтобы на основании диагностики профессионально значимых качеств в случае не­обходимости могла проводиться коррекционная работа.

Наши рекомендации