Технология психологической работы с детьми, пострадавшими от насилия

ДЕТИ И НАСИЛИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Детство является таким периодом в жизни каждого че­ловека, когда закладываются основы личностной активнос­ти и личностные свойства, ценности, определяющие «каче­ство» будущей жизни. Одновременно это такой жизненный опыт, когда ребенок и как человек, и как личность наиме­нее защищен от социального, психологического и физичес­кого насилия.

Настоящий этап развития в России характеризуется тем, что происходящие общественные изменения обусловливают социальные, психологические, медико-экологические по­следствия, которые, несомненно, меняют условия развития и жизнедеятельности детей. Необходимо также четко пред­ставлять, в какой сфере отношений детства эти новые ус-

гтовия существования угрожают выживанию, здоровью и раз­витию детей, основам их социальной защиты.

После ратификации Россией Конвенции ООН о правах оебенка в российской правовой системе и в государственной социальной политике стала формироваться новая концепция .;оциально-правовой защиты и помощи детям1 «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психоло­гического насилия, оскорбления или злоупотребления, от­сутствия заботы или небрежного обращения, грубого обра­щения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотреб­ление, в том числе со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке»*. В доку­менте подчеркивается положение о приоритетности интере­сов детей в следующих сферах отношений:

— в жизнедеятельности семьи, обеспечивающей виталь­ные права ребенка на такую заботу и защиту, которые дела­ют реальным и действительным;

— в деятельности органов здравоохранения, образования, культуры, правопорядка, создающих условия и средства для реализации прав и законных интересов ребенка в здоровом образе жизни и охране здоровья, в учебе, развитии разно­сторонних интересов и способностей, профессиональной ори­ентации и подготовке к труду, защите от противозаконных нарушений и посягательств;

— в деятельности государственных социальных служб, представляющих необходимую социальную, психологичес­кую, материальную поддержку ребенку и лицам, которые о нем заботятся, с целью защиты ребенка от всех форм зло­употреблений, физического или психологического насилия, любых форм эксплуатации.

Из этой принципиальной позиции о приоритетности за­конных интересов иправ ребенка вытекают следующие по­ложения:

1. Признание необходимости отношения к ребенку как к личности, которая является самостоятельным и важным субъектом правовых отношений.

2. Создание государственной системы защиты прав и за­конных интересов детей; системы, которая являлась бы га­рантом осуществления прав и законных интересов ребенка в

* Конвенция ООН о правах ребенка. Нью-Йорк, 1991. Ст. 19, п.1.

семье, в учебной, профессиональной деятельности, в соци­альных отношениях.

3. Необходимость выявления детей, которые в силу имею­щихся у них физических или психических недостатков, про­блем в развитии, в связи с пребыванием в особых условиях существования нуждаются в расширенных мерах социально-правовой поддержки для реализации их законных интересов.

Поскольку существует и широко распространена агрес­сия, постольку можно говорить о ее жертвах— детях и под­ростках, пострадавших от насилия.

По мнению специалистов, выделяются три основные сфе­ры отношений, в которых, с одной стороны, происходит со­циализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического на­силия:семья, сфера образования, государственные учрежде­ния интернатного типа и сфера микросоциальных отношений.

Насильственные действия могут проявляться в самых раз­личных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убий­ства. Они могут иметь вид физического, вербального, пси­хического и социального насилия. Не все виды насилия уго­ловно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней гра­ницы личностных переживаний; игнорирование потребнос­тей и интересов ребенка и др. {Вострокнутов Т.Е., 1996).

Первым вопросом, связанным с оценкой социально-меди­цинских последствий жестокого обращения с детьми, явля­ется определение понятий, используемых в исследованиях по проблеме насилия. Наиболее постоянно употребляются сле­дующие термины:

— пренебрежение, плохое обращение;

— жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;

— сексуальное злоупотребление.

Пренебрежение преимущественно понимается как отсут­ствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физи­чески опасном окружении. В поведении родителей есть серь­езные упущения в обеспечении витальных (жизненно необ­ходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению в нашей социально-пси-

хологическои литературе является термин «социальное си­ротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях.

Физически жестокое обращениеопределяется как пред­намеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физи­ческих страданий, например нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.

Сексуальноезлоупотребление понимается как использо­вание ребенка для целей сексуального удовлетворения взрос­лого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных фор­мах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демон­страция порнографии, проституция малолетних. Определе­ние сексуального насилия акцентирует внимание на отно­шении жертвы насилия к совершаемым по отношению к ней действиям. Под сексуальным злоупотреблением пони­мается вовлечение функционально незрелых детей и подро­стков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласия или которые нарушают табу социальных (се­мейных) ролей.

Второй вопрос, возникающий при анализе насилия к де­тям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально-медицинс­ких последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительность актов же­стокости, их массивность, возраст ребенка, особенности личности. Считается, что характеристика жестокого обраще­ния должна включать:

— оценку совершаемых действий (физические, сексу­альные, эмоциональные);

— продолжительность их воздействия и особенности по­следствий (физические, эмоциональные, психологические).

В области оценки социальных и криминальных аспектов жестокого обращения с детьми преобладающей точкой зре­ния является концепция цикла насилия. Многие исследова­ния указывают на связь между жестокостью наказаний, при­меняемых к ребенку, и мерами воздействия, которые ис­пользовались в семье самого родителя; между наказаниями и выраженностью агрессивности ребенка, частотой встреча­емых у него случаев делинквентности, а также жестоким характером преступлений у тех лиц, которыми в детстве пренебрегали или с которыми обращались жестоко.

Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития мальчиков и девочек. Проявления последствий насилия хотя и нарушают здоровье детей и подростков, не имеют четко вы­раженных симптомов и признаков, по которым можно опре­делить первопричину отклонений. Слепень тяжести последствий зависит от тяжести самого насилия. Жестокое обращение с ребенком есть его отвержение в грубой явной форме и послед­ствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жерт­вы, а затем агрессию. Жертвы насилия живут в состоянии постоянной опасности, страха того, что насилие может повто­риться, или того, что все узнают о случившемся.

Часто дети и подростки, испытавшие насилие, чувству­ют бессилие, боль, смущение, стыд, ощущают себя соучас­тниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмо­циональной сферы, выражающиеся в повышенной тревож­ности, необоснованной смене настроения, депрессиях, которые могут спровоцировать суицидальные попытки. Ча­сто наблюдается нарушение сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симптомы соседствуют с нарушением взаимоотношений с окружаю­щими. Вследствие недоверия к миру появляются замкну­тость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквент-ное поведение, попытки суицида.

Еще одна проблема связана с определением тех несовер­шеннолетних, которые по своим социально-психологичес­ким признакам относятся к «группе риска». Выделены сле­дующие дети «группы риска» по жестокому обращению и насилию:

— дети, проживающие в асоциальных, дезорганизован-' ных семьях с наркологической, психопатологической отя-гощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;

— дети (социальные сироты), оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в связи с лишением их роди­тельских прав и находящиеся на государственном интернат­ном обеспечении или под опекой лиц, которые в силу сво­его возраста, личностных свойств или других причин не в состоянии в полной мере обеспечивать жизненно необходи­мые потребности детей в их физическом и психосоциаль­ном развитии;

— дети с асоциальным (криминальным) поведением, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет) и

нуждающиеся в связи с социально-педагогической запущен­ностью в принудительных мерах воспитательного воздействия;

— дети, находящиеся в особо трудных условиях (в семь­ях беженцев, вынужденных переселенцев; детей, родители которых имеют статус безработных, дети одиноких несо­вершеннолетних матерей).

Считается, что наиболее распространенными видами пси­хогенного реагирования на различные формы насилия в дет­ском и подростковом возрасте наряду с задержками психи­ческого развития, регрессивными симптомами являются невротические реакции, психогенные депрессии и личност­ные расстройства. При клинической оценке депрессивных состояний большинством авторов отмечалась их апатичность, «замаскированность» психосоматическими расстройствами и нарушениями поведения.

В формировании психогенных психических расстройств у детей ведущее значение придается «синдрому избиваемого ребенка». Показано, что при «семейной жестокости», кото­рая включает наряду с эмоциональным отвержением детей причинение им побоев, избиений, сексуального насилия, постоянно отмечаются психические расстройства в виде тре-вожньгх состояний и депрессий различной глубины в соче­тании с низким уровнем социального функционирования, различными формами агрессивного и деструктивного пове­дения, антисоциальными личностными деформациями.

Психодинамический анализ внутрисемейных ситуаций и наличия психических отклонений у родителей, проявляю­щих жестокость в обращении с детьми, показывает, что в 60% случаев родители «забитых детей» имели тяжелую деп-ривацию, в детстве страдали депрессивными и тревожными расстройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях чаще наблюдался «авторитарный» тип внутрисемейных отноше­ний, при котором конфликты между супругами сопровож­дались враждебно-агрессивным отношением к детям. Следо­вательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи.

К факторам риска жестокого обращения родителей с деть­ми, по мнению ряда исследователей, относятся:

— алкоголизм, признаки асоциальной личностной де­формации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;

-* незрелость родителей и их изолированность, отсут­ствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;

— низкая самооценка у родителей, снижение толерант­ности к стрессам и личностные проблемы;

— потребности родителей установить приоритет над ребен­ком, нарушение баланса власти; неравномерность привилегий;

— обсессивное поведение, жесткие моральные нормы;

— одиночество и плохое здоровье матери. Следовательно, большое число семей с хроническими

конфликтными отношениями, а также асоциальных, де­зорганизованных семей являются в настоящее время облас­тью повышенного риска эмоционального отвержения де­тей, необеспечения необходимостью условий для осуществ­ления витальных, жизненно необходимых потребностей детей в защите и уходе.

Другая область отношений, в которой реализуется соци­ализация детей, — сфера образования и государственные учреждений интернатного типа. Можно выделить следую­щие особенности этой сферы, в силу которых ребенок под­вергается риску эмоционального отвержения, психологи­ческого и физического насилия.

Помощь и особая защита, предоставляемая государством ребенку, временно или постоянно лишенному семейного окружения, осуществляются неоперативно и чрезмерно фор­мализованы.

Особые условия обучения и воспитания, создаваемые детям с физическими и психическими недостатками, при­водят к тому, что они испытывают серьезные социально-психологические проблемы, в том числе прямое притесне­ние и дискриминационное отношение при включении в ре-'альную социальную среду. Особые условия обучения и воспитания для многих из них становятся формой социаль­ной и психологической изоляции и «изгойности».

Школьная среда в общеобразовательной школе, пережи­вающей нарастающую дифференциацию программ, внедре­ние «элитарных» форм обучения, создает зоны повышен­ной конфликтности между сверстниками различных соци­альных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.

Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа «успеха через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различ­ных форм насилия.

Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.

1П1

Участники насилия.Насилие может быть частью любых отношений. Оно может произойти между совсем незнако­мыми людьми, только что познакомившимися на вечерин­ке, между долго живущими вместе людьми и друзьями. В случаях совершения насилия над детьми чаще всего винов­ником является человек, которого ребенок хорошо знал и доверял ему. По оценкам специалистов, от 25 до 75% ви­новниками насилия являются родственники. Часто они ис­пользуют в своем влиянии на ребенка подкуп, шантаж, угрозу, физическую расправу. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обраща­ется за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства.

Жертва насилия— это любой, кто вовлекается в отноше­ния путем насилия, обмана или давления. Жертвой насилия может стать любой человек. Но статистика свидетельствует о том, что наибольшее количество насилия направлено на де­тей и молодежь. Объясняется это физиологическими и соци­ально-психологическими особенностями подростков: мень­шей физической силой и психологической уязвимостью, со­циальной и материальной зависимостью от взрослого. Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» играют социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Виктимология, изучаю­щая жертвы преступлений, выделяет ряд биопсихосоциаль­ных признаков, характеризующих комплекс жертвы. Одним из таких параметров является социальная изоляция, робость, неуверенность в себе. Не существует прирожденных жертв, но приобретенные человеком физические, психические и со­циальные свойства и качества, такие, как пассивность, тру­сость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения и т.д., могут сделать человека жертвой преступления.

Насильники. Вбольшинстве случаев человека, совершаю­щего насилие, отличает потребность доминирования над ок­ружающими, а способом подчинения себе — жестокость. Он бессознательно стремится к таким видам деятельности, ко­торые дают возможность удовлетворить эту потребность. Со­всем незначительная часть насильников имеют психические заболевания. Гораздо больше встречается лиц с акцентуиро­ванным характером. По данным М.Р. Табанова, среди на­сильников наиболее часты психопаты (49,7%), алкоголики (50,8%), олигофрены (36%), лица с органическими заболе­ваниями центральной нервной системы (63%).

Наши рекомендации