Адаптивное и отклоняющееся поведение

Поведение является совокупностью конкретных, в дан­ный момент протекающих деятельностей. Оно может быть названо адаптивным,если посредством его получен целесо­образный, полезный результат. Достижение такого результа­та становится возможным, если составляющие поведение де­ятельности соответствуют условиям, в которых данное пове­дение осуществляется. Поведение — многоуровневый процесс, обеспечиваемый и реализуемый множеством разнообразных механизмов, среди которых основными являются:

I — механизмы процесса отражения,задающие ориенти­ровку человека в среде, конкретной ситуаций;

II — механизмы действия субъекта в реальных, адекват­ных отраженным условиях;

III — механизмы эмоциональнойрегуляции поведенияна всех этапах его развертывания.

С каждым из названных механизмов функционируют ме­ханизмы речевого опосредования и памяти.С точки зрения уровневой организации поведения механизмы отражения выступают в виде процессов восприятия, ощущения мышле­ния; механизмы действия — в виде движений, навыков, тактик, программ или стратегий; механизмы эмоциональной регуляции — в виде непосредственных переживаний и чувств.

Разнообразные патологические процессы (органические поражения ЦНС, психические и соматические заболевания) нарушают равновесные (адаптивные) отношения со средой, характерные для нормального функционирования организ­ма, и искажают взаимоотношения человека с окружающим миром через изменение структуры его поведения (С.А. Бе-личева). Поведение организуется на различных уровнях: био­химическом, физиологическом, психическом, социальном. Собственно психический уровень может быть разбит на три подуровня: психофизиологический, психологический, со­циально-психологический. Каждый из этих подуровней имеет собственную специфику взаимодействия с окружающим миром: непосредственное взаимодействие с физической ере-

дои; взаимодействие, опосредованное индивидуально-лич­ностными характеристиками субъекта; взаимодействие, опос­редованное социально-психологическими условиями.

Адаптивное поведение на психическом уровне в широком смысле можно определить как совокупность саморегулиру­ющих процессов, обеспечиваемых врожденными или при­обретенными психофизиологическими и психическими ме­ханизмами. Протекание этих процессов детерминировано объективными (характеристики среды) и субъективными (индивидуально-личностные особенности субъекта) усло­виями: данные процессы лежат в основе деятельностей, составляющих поведение, направленное на достижение полезного результата, не противоречащего особенностям и/или личностным смысловым установкам субъекта, а так­же в основе эмоциональной регуляции и переживания осу­ществляемого поведения.

Структура адаптивного поведения

Уровни поведения I II III IV
Виды функ­циональных систем Физиологи­ческие Психофи­зиологиче­ские Психические Системы социальных отношений
Системы факторов Физиологи­ческие Психофи­зиологиче­ские Психологи­ческие Социокуль­турные
Результат, обеспечи­ваемый работой Обеспечение гомеостаза в работе раз­личных си­стем органи­зма (в частно­сти, ЦНС) Детекция и формирова­ние свойств и качеств психическо­го уровня Функциони­рование психики как целостного образования Функциони­рование в системе социальных отношений
Подход к изучению нарушений поведения Патофизио­логия Нейропси­хология, патология вид Патопсихо­логия Изучение отклонений социального поведения

Концепция структуры адаптивного поведения, рассмот­ренная выше, предполагает учет в психологическом анализе поведения ряд основных принципов.

Первый принцип уровневой организации адаптивного* по­ведения, согласно которому поведение реализуется на разных уровнях и каждый уровень обладает собственной спецификой.

Второй принцип — полифункциональная структура поведе­ния, согласно которой на каждом уровне реализуются функ­ции отражения, действования, эмоционального регулирования.

Третий принцип — оптимальность структуры поведения,

когда адаптивное поведение формируется с учетом оптималь­ного, наиболее приемлемого для субъекта способа достиже­ния конечного полезного результата в имеющихся условиях.

Согласно этим принципам в основе разных видов адап­тивного поведения на каждом уровне и в пределах каждого уровня будут лежать разные функциональные системы и соответственно разные условия и факторы.

Каждый случай нарушения работы функциональных си­стем приводит к специфическим нарушениям поведения в целом. Задачей психологического синдромного анализа ста­новится выявление основы, деструкция которой приводит к определенной форме нарушения поведения.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято на­зывать социальное поведение, не соответствующее устано­вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Из­вестный социолог И.С. Кон уточняет определение девиант-ного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нор­мы, будь то нормы психического здоровья, права, культу­ры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного по­ведения любая девиация приводит к нарушениям адапта­ции (психической, социально-психологической, средовой).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со­циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонаруше­ниями, а когда серьезны и наказываются в уголовном по­рядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинк-вентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в де-виантном поведении следующим образом:

Социальные отклонения

корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связан­ные со стремлением получить материальную, денежную, иму­щественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

агрессивной ориентации: действия, направленные против лично­сти (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования); социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, неже­лание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может прояв­ляться в различных социальных отклонениях: от наруше­ний норм морали до правонарушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внеш­ней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориента­ции и представлений.

Под отклонениями в поведении детей и подростков пони­маются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об от­клонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъек­ту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

Следовательно, придавая поступкам, поведению ребен­ка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целе­направленное влияние на развитие этих процессов или ме­ханизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, за­держиваем развитие соответствующих свойств и качеств лич­ности ребенка, подростка (Невский ИЛ., 1993).

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и под­ростков, с одной стороны, может рассматриваться как сим­птом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой сторо­ны, выступать в качестве проводника воспитательного вли­яния на развитие личности, средства ее формирования или

целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства).

Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные осо­бенности поведения могут свидетельствовать о разных процес­сах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность пове­дения ученика как отклонение, мы должны учитывать ус­ловия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.

Иногда ученик буквально загоняется в прокрустово ложе того или иного суждения о нем, оценки его поведения. Его поведение квалифицируется однозначно, навешивается со­ответствующий ярлык и под этот ярлык подгоняются сис­тема оценочных суждений о нем, характер его взаимоотно­шений с окружающими. Совершается грубейшая педагоги­ческая ошибка, чреватая неприятными последствиями.

Или наоборот, угодные или удобные по каким-либо при­чинам особенности поведения ученика (услужливость, не­критичность, внимательность к учителю, готовность посту­пить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются учителем как положительные, поощряются им, а ученик преподно­сится классу в качестве социального образца для подража­ния. При этом учитель не только не видит, а буквально культивирует у этого ученика приспособленчество, угодли­вость, конформизм и другие отрицательные особенности.

Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следу­ющие группы: ситуативные, временные проявления или реак­ции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоя­тельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные не­благоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими од­нократно или систематически. В последнем случае измене­ния в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к

резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранени­ем исчезают.

Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологи­ческие образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения.

Так формируется активно-приспособительное или пассив­но-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка дея­тельности группы и своего поведения сопровождается и зак­репляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, ни­котином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекар­ственными веществами.

По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма.

Можно выделить различные виды девиантного поведе­ния, формой проявления которых являются различные ва­рианты социальной дезадаптации:

Девиантное поведение

Дезадаптивное поведение:

аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное В основе:

нарушения психического и личностного развития, психическая депривация, психологический диском­форт

Асоциальное поведение:

агрессивное,

делинквентное (противо­правное),

криминогенное (преступное) В основе:

нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформации регуляции по­ведения,

социальная дезаптация, десоциализация

Наши рекомендации