По использованию средств искусства

Изотерапия.

Библиотерапия.

Музыкотерапия.

Танцевальная терапия.

По сведениям Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой и А.Г. Лидерса, максимальное число обращений к психологу падает на дошкольный и младший школьный возраст(80%). Содержание коррекционной работы связывается с наиболее типичными трудностями детей, среди которых можно вы­делить:

— несоответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме;

— неготовность к школьному обучению; неуспеваемость: низкая познавательная и учебная мотивации;

— негативные тенденции личностного развития; комму­никативные проблемы;

— неорганизованность поведения, низкий уровень про­извольной регуляции;

— эмоциональные нарушения поведения;

— дезадаптация в детском саду, школе, семье. Соответственно обнаруженным трудностям предлагаются

пути психокоррекции:

Коррекция умственного развития

Развитие сенсорных способностей.

Развитие наглядно-образного (наглядно -действен но го) мышления.

Развитие нач&тьных функций произвольного внимания и памяти.

Развитие речи (в рамках логопедической помощи). Развитие познавательной мотивации.

Коррекция готовности ребенка к обучению

Коррекция внутренней позиции ребенка.

Формирование общей успеваемости (положительная мо­тивация, познавательные процессы, самоконтроль, само­оценка).

Коррекция мелкой моторики и пространственной ори­ентации (письмо).

Речевая коррекция (чтение).

Коррекция исходных представлений о количестве, вели­чине и т.п. (математика).

Коррекция поведения

Блок I — мотивационный: неумение выделить, осоз­нать, принять и выдержать цель действия.

Блок II — операционно-регулятивный: неумение пла­нировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу его выполнения.

Способы коррекции

Блок I (целеполагайие)

Четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребен­ком в виде образца-продукта.

Удержание образца «на виду».

Выделение поэтапных подцелей.

Обеспечение достижения цели и одобрения успеха.

Перенос успеха на самостоятельное поведение.

Перенос произвольной регуляции на фрустрирующую ситуацию.

Блок II (планирование и контроль)

Совместное со взрослым планирование содержания и пос­ледовательности операций по достижению цели.

Предметное и знаковое моделирование пути действия.

Овладение различными способами планирования (гото­вая схема, моделирование, план-схема).

Распределение функций в кооперативных формах дея­тельности.

Формирование мотиваиионной готовности к деятель­ности.

Формирование действий самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий; введе­ние режима с небольшим количеством требований; после­довательную передачу функций планирования контроля и оценки ребенку.

Коррекция личностного развития

1. Коммуникативные проблемы (трудности общения) в се­мье: с родителями, родственниками и вне семьи: со сверст­никами, воспитателями, учителями.

В первом случае:

■ разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания;

родительский тренинг (повышение родительской компе­тентности);

тренинг педагогического общения (повышение педаго­гической компетентности);

коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);

организация игр ребенка с родителями (проба на совме­стную деятельность).

Во втором случае:

коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);

игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда);

статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);

социальная терапия (изменения отношения группы к ре­бенку благодаря устойчивой высокой оценке значимого взрослого).

2. Проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмо­циональной напряженности, пассивности, конформизма.

Психогимнастика.

Холдинг-терапия.

Арттералия.

Психодрама и другие формы десенсибилизации.

3. Проблема дезадаптации (комплексная)

По использованию средств искусства - student2.ru

Психокоррекционная работа в случаях дезадаптации ре­бенка может носить либо комплексный характер, либо сим­птоматический, направленный на определенные области раз­вития, поведения и общения ребенка.

В подростково-юношескомвозрасте содержательная про­блематика, требующая коррекционных усилий психолога, представлена следующим образом.

По использованию средств искусства - student2.ru

В соответствии с проблематикой будет определяться со­держание психокоррекции. Для подросткового возраста в большей степени приемлемы групповые формы коррекци-онной работы. В случаях решения эмоционально-личностных проблем используются ее индивидуальные формы.

Наши рекомендации