По использованию средств искусства
Изотерапия.
Библиотерапия.
Музыкотерапия.
Танцевальная терапия.
По сведениям Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой и А.Г. Лидерса, максимальное число обращений к психологу падает на дошкольный и младший школьный возраст(80%). Содержание коррекционной работы связывается с наиболее типичными трудностями детей, среди которых можно выделить:
— несоответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме;
— неготовность к школьному обучению; неуспеваемость: низкая познавательная и учебная мотивации;
— негативные тенденции личностного развития; коммуникативные проблемы;
— неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции;
— эмоциональные нарушения поведения;
— дезадаптация в детском саду, школе, семье. Соответственно обнаруженным трудностям предлагаются
пути психокоррекции:
Коррекция умственного развития
Развитие сенсорных способностей.
Развитие наглядно-образного (наглядно -действен но го) мышления.
Развитие нач&тьных функций произвольного внимания и памяти.
Развитие речи (в рамках логопедической помощи). Развитие познавательной мотивации.
Коррекция готовности ребенка к обучению
Коррекция внутренней позиции ребенка.
Формирование общей успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль, самооценка).
Коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо).
Речевая коррекция (чтение).
Коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика).
Коррекция поведения
Блок I — мотивационный: неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия.
Блок II — операционно-регулятивный: неумение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу его выполнения.
Способы коррекции
Блок I (целеполагайие)
Четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком в виде образца-продукта.
Удержание образца «на виду».
Выделение поэтапных подцелей.
Обеспечение достижения цели и одобрения успеха.
Перенос успеха на самостоятельное поведение.
Перенос произвольной регуляции на фрустрирующую ситуацию.
Блок II (планирование и контроль)
Совместное со взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению цели.
Предметное и знаковое моделирование пути действия.
Овладение различными способами планирования (готовая схема, моделирование, план-схема).
Распределение функций в кооперативных формах деятельности.
Формирование мотиваиионной готовности к деятельности.
Формирование действий самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий; введение режима с небольшим количеством требований; последовательную передачу функций планирования контроля и оценки ребенку.
Коррекция личностного развития
1. Коммуникативные проблемы (трудности общения) в семье: с родителями, родственниками и вне семьи: со сверстниками, воспитателями, учителями.
В первом случае:
■ разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания;
родительский тренинг (повышение родительской компетентности);
тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности);
коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).
Во втором случае:
коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда);
статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке значимого взрослого).
2. Проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности, пассивности, конформизма.
Психогимнастика.
Холдинг-терапия.
Арттералия.
Психодрама и другие формы десенсибилизации.
3. Проблема дезадаптации (комплексная)
Психокоррекционная работа в случаях дезадаптации ребенка может носить либо комплексный характер, либо симптоматический, направленный на определенные области развития, поведения и общения ребенка.
В подростково-юношескомвозрасте содержательная проблематика, требующая коррекционных усилий психолога, представлена следующим образом.
В соответствии с проблематикой будет определяться содержание психокоррекции. Для подросткового возраста в большей степени приемлемы групповые формы коррекци-онной работы. В случаях решения эмоционально-личностных проблем используются ее индивидуальные формы.