Интерес к спортивно-педагогической деятельности
Интерес к профессии, трактуемый как профессиональный, выполняет функцию мотива, стимулятора личности в овладении профессией и профессиональной деятельности. Оптимальный вариант выбора профессии – наличие у человека сформированного профессионального интереса к ней. Однако еще нередки случаи выбора профессии спортивного педагога при отсутствии интереса к ней. А это, как правило, приводит к низкой эффективности деятельности, смене профессии, что наносит материальный ущерб государству и моральный урон личности.
Основная причина, побуждающая подростка выбирать профессию спортивного педагога, – осознание склонностей и способностей к педагогической деятельности и наличие интереса к ней, свидетельствующего о том, что данная профессия ему нравится и вызывает положительное отношение (Г. Д. Бабушкин, 1998). Кроме того, на выбор профессии спортивного педагога оказывают влияние и внешние факторы (родители, учителя и др.).
Зарождение профессионального интереса к деятельности спортивного педагога обусловлено воздействием внешнего на внутреннее, в результате чего профессиональный интерес представляется как «отраженное» (схема).
Одна и та же профессиональная деятельность, отражаемая в сознании людей, не у всех вызывает один и тот же эффект. Как указывал С. Л. Рубинштейн, этот эффект определяется внутренней структурой личности, включающей способности, склонности, ценностные ориентации, идеалы и т. д. Поэтому не все школьники-спортсмены выбирают спортивно-педагогическую деятельность.
Профессиональный интерес, представляющий собой сложное личностное образование, имеет четырехкомпонентную структуру, включающую эмоции, мотивы, интеллект, волю. Рассмотрим кратко их содержание.
Эмоциональный компонент. Согласно гипотезе Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна внутренние действия субъекта происходят из внешних путем интериоризации. Это положение имеет принципиальное значение в понимании механизма возникновения профессионального интереса. Школьники, занимающиеся спортом под руководством тренера, являются непроизвольными наблюдателями его профессиональной деятельности. Постоянное наблюдение, на первых порах непроизвольное, а в дальнейшем произвольное, способствует возникновению у наблюдателя эмоций в отношении профессии – профессия начинает нравиться и привлекает внимание школьника. Здесь начинается воздействие профессии на субъекта, которое будет проявляться и на последующих этапах формирования профессионального интереса. Некоторые школьники не могут ответить на вопрос, чем нравится выбранная профессия тренера. Не всегда профессия выбирается осознанно. Эмоциональный компонент интереса включает степень и характер привлекательности профессии, уверенность в правильном выборе профессии и отсутствие желания сменить ее, удовлетворенность выбранной профессией.
Мотивационный компонент. Положительные эмоции по отношению к профессии вызывают возникновение мотивов, которыми субъект руководствуется при выборе профессии и в работе, что составляет мотивационный компонент интереса. Каждому этапу формирования профессионального интереса соответствует своя группа мотивов: 1) чувственно-эмоциональному этапу (школьные годы) – мотивы выбора профессии; 2) рациональному (период профессиональной подготовки) – мотивы овладения профессией; 3) эмпирическому (период работы молодого специалиста) – мотивы совершенствования своей профессиональной деятельности. Мотивы выбора профессии определяют сущность профессионального интереса, проявляются на всех его этапах и оказывают влияние на формирование мотивов овладения профессией и совершенствования своей деятельности. Сформировавшиеся мотивы служат побудителями интеллектуальной и волевой активности личности.
Интеллектуальный компонент профессионального интереса проявляется с момента актуализации мотивов выбора профессии. Источником интеллектуальной активности личности являются мотивы. В свою очередь, познание профессии, внутреннее принятие ее, и нахождение соответствия ей укрепляют мотивы. На чувственно-эмоциональном этапе интеллектуальный компонент проявляется в знании профессии и поиске своего призвания; на рациональном – в овладении профессией; на эмпирическом этапе – в совершенствовании своей профессиональной деятельности и в самообразовании. Проявление субъектом интеллектуальной активности на всех этапах формирования профессионального интереса выступает индикатором его устойчивости и непременным условием успешности в учебной и профессиональной деятельности. Интеллектуальный компонент включает представление о выбранной профессии, знания о требованиях выбранной профессии к личности, отношение к приобретению профессиональных знаний и умений.
Волевой компонент. В его функции входит преодоление отрицательных эмоций и неблагоприятных состояний, возникающих на различных этапах формирования профессионального интереса. Только развитая волевая сфера личности, побуждаемая мотивами, заставляет субъекта активно овладевать профессией и совершенствовать свою профессиональную деятельность. Волевой компонент имеет неодинаковую значимость на различных этапах формирования профессионального интереса. Особенно велико его значение на рациональном и эмпирическом этапах. Функционирование волевого компонента обусловлено влиянием на него мотивационного и эмоционального компонентов. Волевой компонент как индикатор профессионального интереса включает: степень и постоянство проявления волевых усилий при овладении профессией; характер причин проявления волевых усилий при совершенствовании своей профессиональной деятельности.
Таким образом, профессиональный интерес понимается как сложное личностное образование, имеющее иерархическую структуру и включающее эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты, возникающее у человека под воздействием внешней среды и проявляющееся во взаимодействии его с выбранной профессией.