Музыканта на формирование стиля общения
В исследовании, проведенном А.А.Бодалевым, было установлено, что педагоги различаются по своему стилю общения, связанному с характерной для них направленностью личности. Так, у педагогов с центрацией на собственном «Я» было зафиксировано стремление к авторитарному стилю управления учебно-воспитательным процессом. Для него характерно:
- утверждение законов нормативного поведения;
- управление с помощью требований, приказов;
- чрезмерная требовательность к собеседнику;
- все указания и решения исходят от одного лица;
- избирательность и субъективность в оценке.
У педагогов с центрацией на «другом» зафиксировано часто неосознаваемое подлаживание к учащимся, крайне пассивное инициирование их активности. А.А.Бодалев дает характеристику деятельности педагога-либерала:
- не вмешиваться в работу;
- не требует от учащихся ответственности за выполненную деятельность, пускает все на самотек;
Проявляет элементы терпимости и послабления.
У педагогов с центрацией «я – другой» выявлен демократический стиль общения. Педагог – «демократ»:
- стимулирует активность и инициативу учащихся;
- четко определяет цели и задачи перед учеником;
- информирует и убеждает;
- прислушивается к мнению ученика и совместно принимает решения;
- объективен в оценке;
- стремится к диалогу и упреждает конфронтацию.
В.А.Кан-Калик специально исследовавший проблему педагогического общения, предложил свою классификацию стилей.
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок.
Педагогическое общение на основе дружеского расположения как бы подготавливает выделенный выше стиль. Дружественность и увлеченность совместным делом – стили общения, тесно связанные между собой. Но в то же время дружественность, как и любое эмоциональное настроение, должно иметь меру. В.А.Кан-Калик предупреждает молодых об опасности превращения дружественности в панибратство, что отрицательно скажется на всем ходе учебно-воспитательного процесса.
Распространенным является общение – дистанция. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Но авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание. Общение – дистанция является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение – устрашение. Этот стиль связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Отрицательную роль в педагогическом процессе способно сыграть и общение – заигрывание. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет. Общение – заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним педагогических задач, отсутствия навыков общения, боязни общения.
Анализ педагогической практики музыкантов-мастеров показывает, что они используют всю палитру воздействия на ученика. Например, Г.Г.Нейгауз в работе с разными по степени одаренности учениками использовал и разные методы. С учениками, лишенными артистизма и инициативы, он прибегал к императивному методу. «Когда ученик сам не предлагает своего исполнительского замысла, за него работает педагог – в надежде, что в будущем когда-нибудь он проявит свою личность». С одаренными учениками профессор был более либерален. Так называемый метод «натаскивания» - довольно непродуктивен. А применять его к талантливому человеку – просто грешно. «Стремление добиться от талантливого ученика копии того, что думает и делает педагог, не достойно ни того, ни другого».
Изложенное выше позволяет сделать следующий обобщающий вывод. Педагогическое общение всегда носит межличностный субъект-субъектный характер. В нем должна присутствовать направленность не только на постижение художественного образа музыкального произведения, но и всего, что привносит ученик от себя, своей позиции в интерпретации сочинения, особенностей своей личности