Межролевое и межличностное общение

В педагогическом процессе

Люди, реализуя свои межличностные потребности, ведут себя по-разному, причем не только те или другие люди, но одни и те же в отдельные периоды времени, при решении различных проблем. Одним из первых, кто занялся изучением этих изменений, был Эрик Бёрн. Длительные наблюдения показали, что человек может пребывать в 3-х состояниях. Эти позиции называются «Дитя», «Родитель» и «Взрослый».

Все, что видит ребенок, делают его родители, и все, что они говорят, записывается в его «Родителя». «Родитель» есть у каждого, и у каждого он содержит информацию, полученную извне. Эта личностная инстанция у каждого уникальна. В «Родителе» записаны, прежде всего, правила, наставления и предостережения. Эти правила и наставления составляют основу личной этики человека. Здесь особенно важен тот момент, что, независимо от содержания, подобные правила записываются в «Родителя» как единственно правильные. Кроме норм, правил и запретов, «Родитель» каждого человека содержит огромное количество пояснений, как и что делать. Как мыть посуду, стирать белье и т.д. Основную роль в формировании «Родителя» человека играют его собственные родители, однако, кроме них, там может быть записано поведение братьев, сестер, бабушек и дедушек, если они живут вместе с ребенком. Вместе с «Родителем» одновременно формируется и другая инстанция – «Дитя». Это – запись внутренних событий, собственных реакций ребенка на то, что он видит и слышит. «Дитя» - это хранилище прочувственных отношений. Человек легко входит в это состояние. Когда человек горюет, когда ему тяжело, когда он в депрессии, когда он злится или гневается – он пребывает в состоянии «Дитя». Но вместе с тем радостные события, произошедшие с нами, все нами пережитое счастье – тоже в «Дитя».

Дальнейшее развитие личности связано со становлением третьей инстанции – «Взрослого». Это состояние возникает в результате нахождения ребенком отличий от «выученной концепции жизни», находящейся в «Родителе», и «прочувственной концепции жизни», находящейся в «Дитя». «Взрослый» связан, в первую очередь, с собственным опытом. В нем собирается информация, перерабатывается и на основе этого анализа принимается решение. «В этом случае, когда отсутствует расхождение между информацией, поступившей из окружающей реальности, и «выданной» «Родителем» ребенка, его «Взрослый» получает возможность освободиться, снять с себя контроль автоматизированной и стереотипизированной деятельности и заняться специфически взрослой деятельностью – творчеством».

Рассмотрим взаимодействие в системе «учитель – ученик» с позиций трансактного анализа. Любое взаимодействие – «трансакция» - состоит из стимула, производимого одним участником, и ответа, который дает другой. Любой человек, общаясь с другим человеком, находится в одной из ролей. Если другой человек отвечает именно из того состояния, в котором находится первый человек, то это комплементарные трансакции. Например, вопрос задает «Дитя» - отвечает «Дитя» и т.д.

Некомплементарные – это пересекающиеся трансакции. Пересекающиеся трансакции завершаются если не ссорами и конфликтами, то антипатией и негативными чувствами к партнеру.

Главное, что должно быть присуще подобному общению, - это субъект – субъектная основа, на которой оно протекает. Завуч музыкальной школы может выразить свое неудовольствие за допущенный промах в работе с учеником, учитель – выговорить учащемуся за неподготовленное домашнее задание. Однако во всех этих случаях и во множестве других ситуаций у старшего по отношению к младшему должна срабатывать прежде всего не формальная роль завуча, педагога, а принятие другого участника общения как личности. Не позиция «над», а позиция равного. При соблюдении этого условия устанавливается не просто межролевой, а межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, а значит и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Тем самым создаются наилучшие условия для позитивных изменений личности.

По выражению А.Я.Бодалева, «пронизанность межролевого общения общением межличностным» - важнейшее условие преодоления императивного способа общения и перехода к взаимодействию, диалогу.

Наши рекомендации