Описание акцентуации по Леонгарду
1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.
2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
3. Застревающий тип. Основная черта этого типа — чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.
4. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
5. Гипертимный тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
6. Дистимный тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
7. Тревожно-боязливый тип. Основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
8. Циклотимический тип. Для людей с высокими оценками по этой шкале характерна смена гицертимических и дистимических фаз.
9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, они отличаются глубиной переживаний в области
тонких эмоций в духовной жизни человека.
Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника — в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Основные принципы и общая характеристика психокоррекционной работы с детьми
Под термином «психологическая коррекция» понимают направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида, а также компенсации возможных дефектов. Целью коррекционного воздействия является формирование навыков психологической компенсации у ребенка.
Учитывая тот факт, что основные направления психокоррекционной работы строятся на базе психодиагностики личности ребенка, эффективность коррекционной работы будет зависеть от того, как компетентно будет построена система психодиагностического исследования.
Психологическая коррекция нарушенных функций может проводиться несколькими путями, каждый из которых приводит к восстановлению или компенсации функции:
1) растормаживание нарушенных функций;
2) перестройка функций;
3) перемещение функций в сохранные отделы больших полушарий;
4) спонтанное восстановление.
Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррекционной работы. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов,
о норме целеполагания в том или ином конкретном возрасте ребенка.
Научная категория, направляющая психокоррекционное воздействие, — это категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный подход в практической деятельности. Таким образом, сталкиваясь в коррекционной работе с узконаправленной проблемой, необходимо исходить из стратегической позиции комплексного подхода в ее решении. Так, при задаче коррекции мнестических функций ребенка необходимо иметь в виду специфику тех связей и проекций, которые проявляются в ряде других познавательных, личностных и психодинамических особенностей ребенка.
Представляется существенно важным выделить в этой категории следующие уровни коррекционного анализа:
1) нейропсихологический (предполагает знание о функциональной организации мозга и основных принципах локализации функций; позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе);
2) общепсихологический (предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека);
3) возрастно-психологический (позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение).
Психологическое обоснование психического развития
ребенка и основных направлений коррекционной
работы при ЗПР
Лейтмотивом выводов отечественных психологов является положение: задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких условиях, которые соответствуют состоянию ребенка. В то же время комплексное и многоплановое изучение детей с ЗПР в предполагаемых условиях должно способствовать уточнению и дальнейшему накоплению имеющихся научных данных о них.
Проведенное экспериментально-психологическое исследование познавательных особенностей детей с задержкой
психического развития с использованием многомерного анализа позволило выделить существенные связи между изучаемыми познавательными процессами: вниманием, памятью и мыслительными процессами.
Для получения психологического материала были использованы методики:
1) исследование внимания и умственной работоспособности («Корректурная проба»);
2) исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву);
3) исследование логической функции мышления («Существенный признак»);
4) исследование аналитико-синтетической деятельности («Исключение понятий»).
(См. главу «Психологическая диагностика детей с ЗПР» по применению соответствующих методик.)
На основании полученных результатов были выявлены специфические связи в структуре познавательных особенностей детей, которые могут быть использованы в системе психокоррекционной работы специалистов.