Методика «Незаконченное решение»
Цель: установить наличие у детей стремления к завершению начатого дела, что может свидетельствовать о силе и устойчивости возникшего побуждения (ситуативного учебно-познавательного интереса).
Стимулъный материал: задача-проблема.
Порядок проведения. Время рассчитывается так, чтобы успеть поставить перед ребенком задачу-проблему, обсудить ее, начать решать, но решение не закончить в связи с окончанием занятия. Когда время заканчивается, детям ничего не говорят о том, нужно или нет продолжать решать эту задачу. Если кто-либо из детей спросит об этом, ему отвечают, что он может действовать по своему усмотрению. На следующем занятии фиксируют, кто из детей продолжил выполнение задания и решил задачу, выясняют, почему одни дети ее решили, а другие не сделали этого.
Обработка результатов. Ребенок, который не продолжил решения, получает 0 баллов; тот, кто продолжил решение, но не решил до конца, получает 1 балл; кто закончил решение — 2 балла; кто закончил решение и начал искать другой способ решения — 3 балла.
Интерпретация. Количество баллов характеризует силу ситуативного учебно-познавательного интереса.
Методика «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова)
Цель: определение направленности на знания или на отметку.
Стимулъный материал: тест опросника, состоящий из 12 утверждений, предложенных ниже.
Порядок проведения. Дается ряд вопросов. Инструкция: «Ответьте на вопросы, поставив в соответствующей ячейке значки "+" ("да") или "—" ("нет")»:
№ п/п | Вопросы | Да | Нет |
Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку? | |||
Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса? | |||
Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться? | |||
Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки? | |||
Если в конце недели ты получишь плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение? | |||
Если тебя долго не вызывают, это тебя беспокоит? | |||
Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку? | |||
После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят? | |||
Тревожит ли тебя ожидание опроса? | |||
Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было? | |||
Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят? | |||
После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать? |
Обработка результатов. Начисляется по 1 баллу за ответ «да» на вопросы по позициям 1—9 и за ответы «нет» — по позициям 10—12. Подсчитывается общая сумма баллов.
Интерпретация. Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у ребенка выражена направленность на отметку.
Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика — на знания или на отметку.
Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А.Курдюкова)
Порядок проведения. Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с вопросом написать букву («а» или «б»), соответствующую выбранному ответу.
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая,
что урок по этому предмету будет еще через день.
2. После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да;
б) нет.
4. Что для тебя учеба:
а) познание нового;
б) обременительное занятие.
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да;
б) нет.
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал
неправильно:
а) да;
б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:
а) да;
б) нет.
8. Легко ли ты начинаешь учебу после каникул:
а) да;
б) нет.
9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) да;
б) нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники,
тебя интересует, о чем в них идет речь:
а) да;
б) нет.
11. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:
а) учиться;
б) болеть.
12. Что для тебя важнее — отметки или знания:
а) отметки;
б) знания.
Обработка результатов. За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Интерпретация. О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1—6, 8—11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Сумма баллов (от 7 до 12) свидетельствует о высокой степени выраженности мотивации на приобретение знаний.