Глава 2 особенности формирования профессонального самосознания курсантов на различных стадиях профессионального обучения

Говоря об особенностях формирования профессионального самосознания, нельзя не обратить внимание на то, что на каждом периоде обучения присутствуют свои целостные характеристики профессионального самосознания.

И так, необходимо начать с характеристика профессионального самосознания курсантов первого курса.

Несмотря на отсутствие реальной профессиональной деятельности, первокурсник уже на этой стадии обладает профессиональным самосознанием, которое проявляется в факте осознания своих профессиональных способностей, потенций и перспектив.

Представления первокурсников о профессиональной деятельности размыты и близки с профессиональным стереотипом, проявляющимся в общественном мнении. Образ профессии при этом включает в основном внешние отличительные признаки деятельности, а более глубокие, операционально-технические признаки в этом образе отсутствуют.

Курсанты 1-го курса не могут адекватно отличать профессиональное и непрофессиональное поведение, так как система критериев профессионализма в этот период еще только начинит складываться.

Критерии профессионализма у курсантов 1-го курса малочисленны, однотипны, абстрактны и носят субъективный характер. Те критерии, которые сводятся к чертам личности профессионала, заданы в абстрактной форме (например, это такие качества личности, как целеустремленность, интеллект, умение чувствовать другою и т. п.).

Представляя свое профессиональное развитие, первокурсник видит равномерный, последовательный рост профессиональной компетентности. Причем уже в этот период первокурсники не только чувствуют в себе значительный потенциал задатков, но и считают, что уже имеют часть необходимой профессиональной компетентности и предполагают к концу обучения в вузе довести уровень профессионализма до максимально возможного. При построении таких прогнозов своего профессионального развития курсанты опираются в большей степени на свои желания и самооценку, а не на объективные условия профессионального развития.

Характеристика профессионального самосознания курсантов второго курса.

На втором курсе у курсантов формируется более углубленное представление о профессии. Но это можно определить как количественный, а не качественный рост. На этот момент образ профессиональной деятельности включает множество разнообразных признаков, но существенные признаки здесь не вычленяются еще не в полной мере, хотя движение в эту сторону происходит, и это видно на примере изменения в системе критериев профессионализма.

Причинами кризисного положения в профессиональном самосознании являются:

1) завышение общей и профессиональной самооценки после удачного поступления в вуз;

2) повышение степени информированности о профессии после первого года обучения;

3) состояние все еще низкой адаптированности к учебному процессу;

4) осознание того, что профессиональный путь только начинается и есть еще возможность "переиграть", изменить свой профессиональный выбор.

Следствием этого кризиса профессионального самосознания является падение веры в себя как в профессионала, изменение эмоционального отношения к профессиональной деятельности и к профессиональному обучению, снижение показателя профессиональной идентичности.

Характеристика профессионального самосознания курсантов третьего курса.

Представление о профессии продолжает углубляться, уточняться и дифференцироваться. В образе профессии появляются такие признаки, которые характеризуют операционально-техническую сторону деятельности.

В системе критериев профессионализма у третьекурсников наблюдаются изменения по сравнению со студентами второго курса. Существенно растет степень осознанности критериев.

Характеристика профессионального самосознания курсантов четвертого курса.

В этот период у курсантов в представлении о профессиональной деятельности все большее место начинают занимать операционально-технические характеристики. Появление в образе профессии на старших курсах этических параметров говорит о понимании нового аспекта в профессиональной деятельности, связанной с ограничениями в профессии и осознании ее высокой ответственности.

Характеристика профессионального самосознания курсантов пятого курса.

Здесь имеется наиболее ясное и дифференцированное представление о профессиональной деятельности. Критерии профессионализма многочисленны, разнообразны, конкретны и носят не только субъективный, но и объективный характер. Особенно часто выделяются группы критериев, связанные с профессиональными и этическими нормами

Наши рекомендации