Методическое обеспечение диагностики трудных ситуаций в жизни и на работе

Оценка стрессогенности трудных ситуаций на рабочем месте

Н. Водопьянова, Е. Старченкова

Вводные замечания

Оценка стрессогенности профессионально–трудных ситуаций (ПТС) осуществляется в два этапа. На первом этапе с помощью анкетирования определяются типичные ПТС для конкретных профессиональных групп или организационных подразделений, в которых проводится исследование. С помощью содержательного (качественного) и количественного анализа отбираются шесть наиболее типичных ситуаций – по две ситуации для трех типов ПТС в соответствии с классификаций стрессовых ситуаций Лазаруса. Первый тип – ситуации «потери» (времени, личностных ресурсов, материальных средств). Второй тип – ситуации «угрозы потери» (переживания возможных потерь). Третий тип – ситуации «вызова» – ситуации, в которых «компенсация» меньше, чем личный вклад по эмоциональным, интеллектуальным, физическим и другим затратам, и требуются когнитивно–сложные копинг–усилия для преодоления данных стрессовых ситуаций. На втором этапе реципиентам предлагается произвести оценку отобранных типичных ПТС по шести шкальным критериям: частота возникновения, эмоциональная напряженность (дискомфорт), полезность (значимость), неконтролируемость, продуктивность), неопределенность динамики развития ситуации (автономность).

Анкета «Типичные ПТС»

Инструкция:опишите, пожалуйста, не менее трех трудных ситуаций, наиболее часто встречающихся на вашем рабочем месте в вашей организации, которые вызывают у вас наибольшее напряжение и негативные переживания (стресс, раздражение, беспокойство, тревогу, утомление, апатию, агрессию и др.).

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Шкала оценки стрессогенности ПТС на рабочем месте

Инструкция:вам предлагается несколько профессионально–трудных ситуаций и шкалы для оценки ваших переживаний, которые описаны с помощью двух крайних полюсов. Среди них нет плохих или хороших ответов, они отражают индивидуальные особенности реагирования. В целях научного исследования, пожалуйста, определите степень выраженности ваших личных переживаний или отношения к перечисленным ниже ситуациям. Для этого в центральном столбце поставьте знак «+» в той позиции, которая ближе всего отражает ваши реакции в подобных ситуациях. Благодарим вас за участие в исследовании.

Вариант шкалы стрессогенности ПТС (для специалистов торгово–производственной организации)

Ситуация сверхурочной работы без дополнительного вознаграждения

Методическое обеспечение диагностики трудных ситуаций в жизни и на работе - student2.ru

Опоздания на работу, отсутствие на рабочем месте, частые отгулы, нетрезвое состояние сотрудников, с которыми вы совместно работаете

Методическое обеспечение диагностики трудных ситуаций в жизни и на работе - student2.ru

Методическое обеспечение диагностики трудных ситуаций в жизни и на работе - student2.ru

Нетактичное поведение (или несправедливое отношение) руководителя

Методическое обеспечение диагностики трудных ситуаций в жизни и на работе - student2.ru

Необходимость делать работу за других без морального и материального вознаграждения

Методическое обеспечение диагностики трудных ситуаций в жизни и на работе - student2.ru

Методическое обеспечение диагностики трудных ситуаций в жизни и на работе - student2.ru

Наши рекомендации