Порядок проведения психологического диагностирования

1 Организация и материально-техническое обеспечение.

· организация помещения (класс, натуральный свет, воздух, шумы, одно посадочное место на человека, зрительный контакт с администратором теста),

· выбор времени тестирования (первая половина дня, не до и после приема пищи),

· количество человек для тестирования – не более 30 человек.

· материально-техническое обеспечение (пронумерованные папки со стимульным материалом, каждому на стол карточка с номером для наблюдения и управления тестированием, демонстрационные плакаты с примерами, тетрадь наблюдения для фиксации вопросов, поведения, секундомер, пакет как у тестируемых, карандаши, ластики, калькулятор и черновик).

2 Процедура тестирования.

· представление (Ф.И.О., должность),

· цель процедуры (зачем, как долго, как, сколько тестов и каких),

· почему выбраны именно эти тесты,

· информация об обратной связи (кем и как будут использоваться результаты тестирования, порядок получения результатов),

· объявление возможности решить перед тестом серии примеров, возможности потренироваться, объяснение процедуры тестирования,

· объявление правил или ограничений процедуры тестирования,

· необходимость четкого выполнения команд администратора теста,

· ответы на вопросы тестируемых,

3 Процедура тестирования

· заполнить бланки и открыть буклеты,

· зачитать инструкцию вслух,

· разобрать примеры,

· открыть буклеты, начать работу, засечь время,

· пройти по рядам, проверить правильность работы тестируемых,

· окончить по команде работу,

· проверить правильность внесения в регистрационные бланки данных о тестируемых.

Требования к объективности условий диагностики

Администрирование тестов

Подготовка диагностического заключения

Подготовка письменного отчета по результатам тестирования

Содержание отчета различно в зависимости от цели тестирования. Например, постановка психологического, дифференциального идеологического, прогностического диагноза.

Форма отчета:

1 Введение. В нем указывается:

· короткое обоснование использования тестов,

· кто будет иметь доступ к результатам тестирования,

· значение результатов.

2 Описание инструментов оценки.

· что измеряют тесты,

· группы, выбранные для сравнения

3 Полученные результаты.

· обобщение результатов по выбранным тестам (обобщение и подробная характеристика результатов по каждому тесту).

4 Заключение.

· рекомендации в отношении профессионального выбора.

Диагностика черт и типов личности

Объект и методы

Источники информации о личности:

1. L-данные - запись жизненных данных - полученные в результате оценки реального поведения в повседневной жизни; (чаще применяется метод экспертного опроса) - внешний критерий оценки психологического явления;

2. Q-данные - данные полученные с помощью опросников и других методов самооценки (MMPI, 16-факторный опросник Кеттелла ...) меньшие погрешности;

3. T-данные - данные объективных тестов с контролируемых испытаний, объективность достигается: 1.ограничение искажений тестовых оценок; 2.применение объективного способа получения оценок по реакции испытуемого;

Применяемые приемы достижения объективности:

Первое требование: -маскировка истинных целей исследований; -неожиданная постановка задачи, -неопределенность и нечеткость целей тестирования, -отвлечение внимания, -создание эмоциональной ситуации при тестировании, -эмоциональное содержание тестов, -анализ автоматизированных реакций (почерк, матеры...), -непроизвольные индикаторы, т.е. регистрация функций неподдающихся контролю (руки, пот, глаза...), -использование фоновых индикаторов (физических и физиологических параметров).

Второе требование - уменьшить ошибки самого исследования.

Классификация объективных тестов:

1 тесты способностей (тип интеллекта);

2 тесты умений и навыков;

3 тесты восприятия (от зрительных до обонятельных);

4 опросники (в виде анкет);

5 на выявление мнений;

6 эстетические;

7 проективные;

8 ситуационные;

9 игровые тесты;

10 физиологические тесты (ЭКГ...)

11 физические (вес, рост...)

12 случайные наблюдения и т.д.

Понятия черт и типов

Существует два подхода к исследованию личности:

· Выделение черт личности – проведение факторного анализа;

· Выделение типов личности – проведение кластерного анализа.



Количество испытуемых Признаки (L, Q, T данные)
А Б В
Иванов      
Петров      

Сочетание признаков у нескольких испытуемых позволяет выделить тип личности.

Шкалы ММPI – первые 3 шкалы – общие, 10 последующих клинические. По каждому типу получается определенное количество баллов, которые переводятся в Т баллы по специальной шкале, разброс показателей по которой подчиняется закону нормального распределения. Сочетание трех из десяти шкал говорит о невротичности (психопатизации) личности – типологический подход.

Наши рекомендации