Порядок проведения психологического диагностирования
1 Организация и материально-техническое обеспечение.
· организация помещения (класс, натуральный свет, воздух, шумы, одно посадочное место на человека, зрительный контакт с администратором теста),
· выбор времени тестирования (первая половина дня, не до и после приема пищи),
· количество человек для тестирования – не более 30 человек.
· материально-техническое обеспечение (пронумерованные папки со стимульным материалом, каждому на стол карточка с номером для наблюдения и управления тестированием, демонстрационные плакаты с примерами, тетрадь наблюдения для фиксации вопросов, поведения, секундомер, пакет как у тестируемых, карандаши, ластики, калькулятор и черновик).
2 Процедура тестирования.
· представление (Ф.И.О., должность),
· цель процедуры (зачем, как долго, как, сколько тестов и каких),
· почему выбраны именно эти тесты,
· информация об обратной связи (кем и как будут использоваться результаты тестирования, порядок получения результатов),
· объявление возможности решить перед тестом серии примеров, возможности потренироваться, объяснение процедуры тестирования,
· объявление правил или ограничений процедуры тестирования,
· необходимость четкого выполнения команд администратора теста,
· ответы на вопросы тестируемых,
3 Процедура тестирования
· заполнить бланки и открыть буклеты,
· зачитать инструкцию вслух,
· разобрать примеры,
· открыть буклеты, начать работу, засечь время,
· пройти по рядам, проверить правильность работы тестируемых,
· окончить по команде работу,
· проверить правильность внесения в регистрационные бланки данных о тестируемых.
Требования к объективности условий диагностики
Администрирование тестов
Подготовка диагностического заключения
Подготовка письменного отчета по результатам тестирования
Содержание отчета различно в зависимости от цели тестирования. Например, постановка психологического, дифференциального идеологического, прогностического диагноза.
Форма отчета:
1 Введение. В нем указывается:
· короткое обоснование использования тестов,
· кто будет иметь доступ к результатам тестирования,
· значение результатов.
2 Описание инструментов оценки.
· что измеряют тесты,
· группы, выбранные для сравнения
3 Полученные результаты.
· обобщение результатов по выбранным тестам (обобщение и подробная характеристика результатов по каждому тесту).
4 Заключение.
· рекомендации в отношении профессионального выбора.
Диагностика черт и типов личности
Объект и методы
Источники информации о личности:
1. L-данные - запись жизненных данных - полученные в результате оценки реального поведения в повседневной жизни; (чаще применяется метод экспертного опроса) - внешний критерий оценки психологического явления;
2. Q-данные - данные полученные с помощью опросников и других методов самооценки (MMPI, 16-факторный опросник Кеттелла ...) меньшие погрешности;
3. T-данные - данные объективных тестов с контролируемых испытаний, объективность достигается: 1.ограничение искажений тестовых оценок; 2.применение объективного способа получения оценок по реакции испытуемого;
Применяемые приемы достижения объективности:
Первое требование: -маскировка истинных целей исследований; -неожиданная постановка задачи, -неопределенность и нечеткость целей тестирования, -отвлечение внимания, -создание эмоциональной ситуации при тестировании, -эмоциональное содержание тестов, -анализ автоматизированных реакций (почерк, матеры...), -непроизвольные индикаторы, т.е. регистрация функций неподдающихся контролю (руки, пот, глаза...), -использование фоновых индикаторов (физических и физиологических параметров).
Второе требование - уменьшить ошибки самого исследования.
Классификация объективных тестов:
1 тесты способностей (тип интеллекта);
2 тесты умений и навыков;
3 тесты восприятия (от зрительных до обонятельных);
4 опросники (в виде анкет);
5 на выявление мнений;
6 эстетические;
7 проективные;
8 ситуационные;
9 игровые тесты;
10 физиологические тесты (ЭКГ...)
11 физические (вес, рост...)
12 случайные наблюдения и т.д.
Понятия черт и типов
Существует два подхода к исследованию личности:
· Выделение черт личности – проведение факторного анализа;
· Выделение типов личности – проведение кластерного анализа.
Количество испытуемых | Признаки (L, Q, T данные) | ||
А | Б | В | |
Иванов | |||
Петров |
Сочетание признаков у нескольких испытуемых позволяет выделить тип личности.
Шкалы ММPI – первые 3 шкалы – общие, 10 последующих клинические. По каждому типу получается определенное количество баллов, которые переводятся в Т баллы по специальной шкале, разброс показателей по которой подчиняется закону нормального распределения. Сочетание трех из десяти шкал говорит о невротичности (психопатизации) личности – типологический подход.