В психодиагностике выделяются следующие стратегии использования полученных данных.
1. Используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования решения. Например, психолог выносит заключение об особенностях мышления, памяти, внимания и др., а преподаватель принимает решение о педагогической коррекции или развитии тех или иных качеств.
2. Используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Например, психодиагностика применительно к поиску причин низкой успеваемости слушателя: диагноз имеет психологический (психолого-педагогический) характер, а работу по коррекции осуществляет начальник курса.
3. Используются самим диагностом для постановки психологического диагноза, который служит ему основанием для разработки путей психологического воздействия.
4. Используются самим обследуемым для саморазвития, коррекции собственного поведения и т.п.
Объективный характер процедуры обеспечивается благодаря выполнению психометрических требований - репрезентативости, надежности и валидности.
Репрезентативность - соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой применяется тест.
Надежность - точность и устойчивость процедуры измерения, её независимость от варьирующих случайных факторов.
Валидность - соответствие методики измеряемому концепту.
Если данные требования не выполнены, то использование тестов ничуть не менее произвольная процедура, чем интуитивная оценка эксперта.
Для корректного применения теста на новой популяции или в новых целях целесообразно проведение предварительных психометрических экспериментов.
Требования к психодиагностическим методикам:
а) должны быть сформулированы цели, предмет и область применения методики;
б) процедура применения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лицу не имеющему специальных знаний;
в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла;
г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность;
д) должен быть обеспечен контроль за достоверностью самоотчета обследуемых;
е) необходимо вести банк данных по методикам для периодической коррекции их стандартов.
Профессионально подготовленные специалисты, осуществляющие психологическую и психофизиологическую диагностику, обязаны:
а) знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик;
б) нести ответственность за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методик;
в) обеспечивать необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок;
г) в подборе методик руководствоваться требованиями максимальной эффективности диагностики - "максимум надежности при минимуме временных затрат";
д) вести научно-исследовательскую работу, анализируя эффективность применения методик в заданной области;
е) строго руководствоваться методическими указаниями относительно интерпретации, подсчета баллов и подготовки заключения по результатам психодиагностики;
ж) обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемых на основе "личного доверия". Предупреждать испытуемых о целях и возможных направлениях использования результатов обследования;
з) хранить профессиональную тайну, препятствовать распространению методических материалов среди непрофессионалов, не раскрывать перед испытуемыми особенностей методик, на которых основана их валидность;
и) рассматривать альтернативную диагностическую гипотезу наряду с наиболее вероятной, применяя принцип аналогичный принципу "презумпции невиновности" в судопроизводстве.
Во избежание неправильного обращения с тестовыми данными, предназначенными для длительного использования, необходимо, чтобы доступ к ним подлежал особо строгому контролю. При сообщении информации о любых тестах желательно учитывать особенности того человека, которому она передается.
Сообщение результатов диагностики самому индивиду должно осуществляться также с учетом ряда факторов:
во-первых, результаты диагностики должны интерпретировать достаточно подготовленные люди;
во-вторых, важен индивидуальный подход при интерпретации результатов (учет особенностей восприятия);
в-третьих, важно не дать в ходе интерпретации результатов нежелательных установок, которые могли бы отрицательно повлиять на человека.
Возможны два подхода при передаче данных диагностики:
сообщение результатов может рассматриваться как неотъемлемая часть сложного процесса консультирования;
сообщение результатов может осуществляться в виде ответов на вопросы консультирующегося.
При тестировании лиц, имеющих различные национально-этнические особенности влияющие на тест и критериальное поведение важно учитывать это влияние. Желательно создать сходные отношения к тесту и степень знакомства с ним относительно всех испытуемых.
Подготовка заключений по результатам психодиагностики.
Не существует стандартной единой формы или правила написания любых психодиагностических заключений. Как содержание, так и стиль заключения может и должны меняться в зависимости от целей диагностики, ситуации, теоретических установок и уровня подготовленности специалиста.
Особенно важно, чтобы заключение соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит (рекомендации, консультации). При этом необходимо избегать специальной терминологии.
Должны быть отражены отличительные черты индивида (показатели отклоняющиеся от средней нормы).
История психодиагностики
Основные историко-научные события оформления психодиагностики в научную дисциплину
Предыстория психодиагностики исчисляется многими веками. Первые «тесты», предназначенные для определения индивидуальных психологических различий, были известны более 4000 лет назад. История древнейших цивилизаций дает тому немало свидетельств. Достаточно вспомнить о том, что в Древнем Китае за 2200 лет до Рождества Христова была создана система отбора чиновников, которая охватывала весьма широкий спектр «проявлений личности» - от умения писать до поведения в быту (подобной нет и по сей день!). Уже Платон хорошо понимал значение природных задатков, делающих людей не только отличающимися друг от друга, но и влияющих на их способности к тому или иному делу.
В конце 19 века в психологию проникает и быстро завоевывает популярность идеи измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствует зарождению психологической диагностики, оформление которой в качестве самостоятельной области исследований завершается в 20-е годы нашего столетия. Значительный вклад в становление психодиагностики внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бине и его сотрудников, других пионеров измерения индивидуальных различий.
Можно выделить основные этапы развития психодиагностики:
· конец 19 – начало 20 века. Первые попытки «охватить числом операции ума» (Ф. Гальтон, 1879), первые тесты интеллекта, пробы в измерениях других индивидуально-психологических различий. Уже в 20-е годы появляются прообразы тех инструментов исследования личности, которые позднее будут названы проективными методиками и опросниками. Этот период знаменуется и образованием в психодиагностике разрыва между практикой и теорией. Заметное отставание теоретического уровня осмысления явлений, на осмысление которых направлена психодиагностика, от методического обеспечения сохраняется и сегодня. Развитие психодиагностики с самого начала теснейшим образом связано с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, и прежде всего корреляционного анализа и факторного анализа. С помощью психометрии и психометрии дифференциальной психодиагностика обосновывает требования, предъявляемые к измерению индивидуально-психологических отличий.
· 40-50-е годы. В мировой психодиагностике сформировались основные диагностические подходы, была в той или иной степени завершена разработка всех наиболее известных тестов (Векслера интеллекта измерения шкалы, тест Роршаха, Тематической апперцепции тест, «Шестнадцать личностных факторов» Кеттелла опросник). В создаваемых в последующие годы за рубежом тестах, несмотря на большое их количество нет принципиально новых идей и решений.
· 60-годы – наше время. Период временного «затишья» в психодиагностике прекращается в 60-е годы обращением исследователей к анализу ситуаций, в которых осуществляется поведение. Стимулом послужили работы, в которых обосновывалось положение о том, что вариативность поведения объясняется не индивидуально-психологическими, а ситуационными различиями (В. Мишель, 1968 и др.). хотя дискуссии продолжаются и поныне, большинство исследователей считают необходимым учет взаимодействия индивидуально-психологических и ситуационных переменных. Это ставит перед психодиагностикой задачу разработки новых инструментов исследования, более надежных и валидных нежели имеющиеся сегодня.
В развитии психодиагностики в СССР можно выделить два периода.
1-й период – начало 20-х – середина 30-х годов. В эти годы в нашей стране массово применялись тесты в народном образовании, профотборе и профориентации. Характерным является широкое заимствование зарубежных тестов. Создавались и собственные методики, но им не хватало серьезного теоретического и экспериментального обоснования.
В эти годы в области психодиагностики плодотворно работали М.Я. Басов, М.С. Бернштейн, Н.П. Блонский, С.Г. Геллерштейн, Н.Д. Левитов, А.М. Мандрыка, Г.И. Россолимо, М.Ю. Сыркин, И.П. Шпильрейн, А.М. Шуберт и другие. Особенно значим вклад Л.С. Выготского, высказавшего идею о психодиагностическом диагнозе в работе «Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства», вышедшей в свет в 1936 году.
Исследования и практическая работа в области психодиагностики были прекращены постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических нарушениях в системе наркомпросов» (1936), в котором тесты и психодиагностика признавались бессмысленными и вредными.
2-й период – начался в конце 60-х годов. Понадобилось почти 40 лет для восстановления психологической диагностики в своих правах. Дискуссия о месте и роли психодиагностики в системе психологического знания постепенно уступила место взвешенному подходу, анализу научных проблем психодиагностики и поиску путей их решения.
Развивают психологическую диагностику ученные: В.М. Блейхер и Л.Ф. Бурлачук, 1978; Бурлачук, 1979; Е.Т. Соколова, 1980; Психологическая диагностика: проблемы и исследования, 1981; М.М. Кабанов, А.Е. Личко и В.М. Смирнов, 1983; Б.В. Кулагин, 1984; В.М. Мельников и Л.Т. Ямпольский, 1985; Общая психодиагностика, 1987 и др.
В настоящее время психодиагностика решает множество задач основными из которых являются:
· разработка психодиагностических методик для всех областей жизнедеятельности;
· решение методологических проблем, связанных с решением теоретических проблем разработки психодиагностических методик.