Психолого-педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки дошкольников
Исходя из всех изученных методов развития мелкой моторики, была создана психолого-педагогическая программа для развития мелкой моторики руки старших дошкольников.
Цель: развитие мелкой моторики руки, познавательных процессов и творческих способностей дошкольников.
Задачи:
· развивать мелкую моторику руки, ловкость, умение управлять своими движениями;
· развитие творческих способностей у дошкольника
Методы и приемы:
· самомассаж;
· пальчиковая гимнастика;
· игры с крупой;
· лепка из пластилина
· рисование.
· оригами
При составлении программы я опиралась на принципы Мамедова И.В. , которые были упомянуты мной ранее.
Ожидаемые результаты: в результате прохождения программы дошкольник должен развить мелкую моторику, а также творческие способности. Уметь использовать карандаши, краски, кисти.
Перед каждым занятием необходимо провести самомассаж и пальчиковую гимнастику с детьми.
Таблица психолого-педагогическая программа для развития мелкой моторики руки старших дошкольников
Тема | Цель | Методика | Длительность |
Занятие 1 «Нарисуй настроение» | Знакомство с детьми, развитие мелкой моторики и творческих способностей | Самомассаж, рисование, пальчиковая гимнастика | 30м. |
Занятие 2 «Теневой театр» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей | Самомассаж, пальчиковая гимнастика | 30м. |
Занятие 3 «Помощь Золушке» | Развитие мелкой моторики, формирование усидчивости и внимательности | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, игра с крупой | 30м. |
Занятие 4 «Невиданные звери» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей, фантазии | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, лепка | 1ч. |
Занятие 5 «Сказка обо всём» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей, фантазии. | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, рисование, лепка | 1ч. |
Занятие 6 «Солнечная система» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей. | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, лепка | 30м. |
Занятие 7 «Пустыня» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, игра с крупой | 30м. |
Занятие 8 «Закладка» | Развитие мелкой моторики, усидчивости, внимания, творческих способностей | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, оригами, рисование | 30м. |
Занятие 9 «Моё будущее» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей, фантазии | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, рисование | 30м. |
Занятие 10 «Моя семья» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, рисование | 30м. |
Занятие 11 «Сад» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей, внимания, усидчивости | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, оригами, рисование | 40м. |
Занятие 12 «Испытание Самурая» | Развитие мелкой моторики, внимания, усидчивости | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, игра с крупой | 30м. |
Занятие 13 «Будущее» | Развитие мелкой моторики, внимания | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, оригами | 30м. |
Занятие 14 «Подводный мир» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, оригами, лепка | 50м. |
Занятие 15 «Французская пекарня» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, лепка | 30м. |
Занятие 16 «Зимняя ночь» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей, внимания | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, лепка, оригами, игра с крупой | 1ч. |
Занятие 17 «Коготки» | Развитие мелкой моторики, воображения | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, оригами | 30м. |
Занятие 18 «Наскальная живопись» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей, воображения | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, рисование | 30м. |
Занятие 19 «Отгадай, что в коробке» | Развитие мелкой моторики, внимания | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, игра с крупами | 30м. |
Занятие 20 «Рябина» | Развитие мелкой моторики, творческих способностей | Самомассаж, пальчиковая гимнастика, рисование, лепка | 40м. |
Описание занятий:
Занятие 1 «Нарисуй настроение» -проводится знакомство с группой. Детям предлагается нарисовать их настроение красками на листе акварельной бумаги, используя пальцы вместо кисточек. С помощью этого упражнения дети не только развивают воображение и мелкую моторику, но и могут показать свои индивидуальные особенности характера.
Занятие 2 «Теневой театр» -Берётся источник света, направленный на стену. Детям показываются разные животные, которых можно изобразить с помощью тени своих рук, а затем им предлагается повторить движения взрослого.
Занятие 3 «Помощь Золушке» -Дети вспоминают сказку про Золушку. В небольшую миску насыпается гречневая крупа и рис, содержимое миски перемешивается. Детям предлагается помочь Золушке, чтобы она успела на бал – отделить рис от гречневой крупы. Данное упражнение прекрасно развивает внимательности и усидчивость ребёнка.
Занятие 4 «Невиданные звери» -Для начала детьми лепится произвольная форма из пластилина, на этом моменте дети не должны знать, для чего они это делают. После того, как они закончат, им предлагают выдумать сказочное существо, которое подходило бы вылепленной форме, а затем воплотить задумку в жизнь, разукрасив пластилин или глину гуашью. По желанию дети могут рассказать о своём животном.
Занятие 5 «Сказка обо всём» -Групповая работа для детей. Берётся лист ватмана, на котором дети должны изобразить свою сказочную страну и её жителей. В качестве материалов можно использовать как краски, так и пластилин. Помимо развития мелкой моторики и воображения, это упражнение помогает развить навык работы в группе у ребёнка.
Занятие 6 «Солнечная система» -Берётся синий лист картона, детям говорят, что это космос. Далее им предлагается вылепить из пластилина различные планеты, помещая их на картон.
Занятие 7 «Пустыня» -Берётся жёлтый лист картона, детям предлагается заполнить пустыню песком. Вместо песка берётся манная крупа, которая должна медленно и аккуратно насыпаться поверх листа, одновременно полностью заполняя его, но не заходя за края.
Занятие 8 «Закладка» -Дети делают простую и милую закладку для книг с мордочкой собаки.
Занятие 9 «Моё будущее» -Дети рисуют того, кем хотели бы стать в будущем. Это упражнение также помогает узнать ребёнка.
Занятие 10 «Моя семья» -Детям предлагается нарисовать каждого члена семьи, занимающегося любимой деятельностью
Занятие 11 «Сад» -Детям предлагается создать свой собственный сад. Для этого они делают цветы из бумаги, которые потом клеятся на зелёный картон
Занятие 12 «Испытание Самурая» -В чашу насыпается рис, также в неё кладётся какой-то предмет, содержимое чаши перемешивается. Дети должны отыскать руками предмет в рисе, а затем на ощупь угадать, что это.
Занятие 13 «Будущее» -Дети делают оригами «бумажная гадалка»
Занятие 14 «Подводный мир» -Берётся синий лист картона, детям говорят, что это море, затем им предлагается наполнить его рыбками. Из бумаги складываются рыбки, а затем из зелёного пластилина вылепливаются водоросли.
Занятие 15 «Французская пекарня» - Детям предлагается представить себя кондитерами. Для начала тесто (пластилин), надо хорошенько намесить и раскатать. Из пластилина можно делать круассаны или булочки с корицей, а также пышки.
Занятие 16 «Зимняя ночь» -На чёрный лист бумаги дети должны поместить ёлочки, сделанные ими из бумаги и снеговика из пластилина. После этого им предлагается посыпать всё снегом. Вместо снега берётся манная крупа, дети должны сыпать её на лист медленно, словно идёт снег.
Занятие 17 «Коготки» -Дети делают когти из бумаги, а затем изображают различных животных.
Занятие 18 «Наскальная живопись» - Детям предлагается оказаться в прошлом и заняться наскальной живописью. На листе ватмана, они должны изобразить животных и человечков, используя пальцы.
Занятие 19 «Отгадай, что в коробке» -В коробку помещается пиала, в которую кладутся горстки различных круп и орехов (грецкий орех, фасоль, горох, рис, арахис и т.д.). Затем ребёнок, закрыв глаза, должен на ощупь угадать, что лежит в коробке.
Занятие 20 «Рябина» -На синем листе бумаги детям предлагается нарисовать веточки рябины коричневой краской. После чего на неё помещаются маленькие ягодки, сделанные из пластилина.
Заключение к главе 2.
Подводя итоги, следует выделить, что программа занятий организуются таким образом, чтобы гарантировать наиболее эффективную деятельность для формирования мелкой моторики, творческие способности, речь, память, фантазия, мышление и восприятие. Таким образом, можно сделать заключение о том, что предложенный план занятий психолого-преподавательской деятельности в старшем дошкольном возрасте с целью формирования мелкой моторики содействует и формированию познавательных процессов детей.
Заключение
Формирование мелкой моторики тесно связан с познавательными процессами, особенно с речью, и необходимо, для обучения ребёнка письму. Это говорит о том, что важно развить у ребёнка мелкую моторику, что приводит к необходимости поиска методов и деятельности, которая смогла бы поспособствовать развитию мелкой моторики.
В результате проведённого анализа различной психолого-педагогической литературы по методам и видам деятельности, способствующим развитию мелкой моторики дошкольников стало известно, что проблема формирования мелкой моторики детей была объектом интереса многих известных ученых и психологов, например: Л.С Выготского, Л.А Венгер, В.А Сухомлинского, М.М Безруких и др.
Проанализировав психолого-педагогические факторы развития мелкой моторики дошкольников, я пришла к выводу, что ее развитие тесно связано с развитием познавательной сферы ребенка, а также является показателем готовности ребёнка к обучению в школе.
Я обобщила психолого-педагогический опыт многих учёных и педагогов и пришла к выводу, что существует множеств разных форм, видов деятельности и методик, способствующих развитию мелкой моторики руки, одновременно с этим развивая познавательные сферы ребёнка. Этими видами деятельности являются: пальчиковая терапия, массаж и самомассаж, сказкотерапия, лепка, оригами, поделки из природных материалов, различные нанизывания, игры с крупами, игры с шнурками, рисование и закрашивание.
На основе методической и психолого-педагогической литературы, мною была разработана программа психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики, состоящая из двадцати заданий. Данная программа имеет цель развитие мелкой моторики руки, познавательных сфер и творческих способностей старших дошкольников. Занятия структурированы таким образом, чтобы обеспечить оптимальное использование следующих методов: самомассаж, пальчиковые тренинги, игры с крупой, лепка, оригами и рисование. Организация занятий осуществляется таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность развития мелкой моторики руки.
Литература
1. Немов Р. С. Психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. - 608 с.
2. Соколова Е. А. Картотека пальчиковых игр и упражнений , 2012г. [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/01/kartoteka-palchikovykh-igr-i-uprazhneniy
3. Диагностика развития мелкой моторики руки. Методика «езда по дорожке» [Электронный ресурс]:http://psylist.net/praktikum/diamotru.htm
4. Н. И. Гуткина. Методика «Домик» («Езда по дорожке»)
5. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-фактория, 2006. - 224 с.
6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
7. Сенсомоторика. Внимание //Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. — с.23-26.
8. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова . – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
9. Интернет-ресурс – origami-club: http://en.origami-club.com/easy/
Приложения