Способы и методики развития мелкой моторики у дошкольников
В настоящее время существует множество методов и средств по развитию мелкой моторики дошкольников. Психологи, педагоги и логопеды используют разные методы, способы для развития мелкой моторики. Для начала разберём более подробно виды деятельности, которые были перечислены во введении к курсовой работе.
Обрисовывание вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" – Каждую фигурку необходимоштриховать под различным углом наклона и с разной степенью частоты линий..
Изготовление поделок из природного материала –этим природным материалом могут быть листья деревьев, жёлуди, ветки, шишки, цветочки и многое другое. Помимо формирования мелкой моторики данные занятиятакже формируют воображение и фантазию малыша.
Плетение бумажных ковриков из многоцветных полосок бумаги– данная работа также формирует внимание ребёнка и его усидчивость
Разнообразное нанизывание – работа, хорошо развивающая руку и пальцы ребёнка, нанизывать можно бусы, макароны, пуговицы и так далее.
Переборка круп – насыпать в небольшое блюдечко, к примеру, рис, гречку и горох и пригласить малышаперебрать. Данное дело содействует формированию осязания, мелких процессов пальцев ручек.
Не стоит также забывать о формировании элементарных умений самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Также, во введении к работе я выделила два типа деятельности, благоприятно влияющей на развитие мелкой моторики – это рисование и лепка.
Рисование -это труд, к которому даже не надо принуждать ребёнка, многие дети с раннего возраста любят рисовать. В момент рисования в работу включаются визуальные, моторные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме формирования мелкой моторики, рисование формирует память, внимание, обучает ребенка размышлять и анализировать, сопоставлять и сравнивать, выдумывать и представлять.
Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает совладать со стрессами, напряжениями. К примеру, в случае если ребенку приснилось что-то скверное, в таком случае предложите ему изобразить это, данное действие поможет ребёнку выплеснуть эмоции на бумагу.
Первые упражнения рисования допускается начинать с того времени, когда ребенок научился уверенно сидеть. Безусловно, сначала тяжело назвать рисунком то, что изображает девятимесячный или годовалый ребенок. Эти рисунки, представляющие собою бесхарактерные штрихи и округленные линии, — первая проба пера. Приблизительно с восьмимесячного года малыш делает открытие: он понимает связь между перемещением ручки и чертой, что возникает на листе бумаги.
На занятиях по лепке решаются не только традиционные задачи по развитию изобразительных навыков и умений, но и особые - по коррекции и формированию эмоциональной и познавательной области малыша. Огромную роль обучение лепке имеет для развития умений планирования. Ведутся специализированные коррекционные занятия, в которых ребят обучают с помощью наглядных опор создавать проект будущей работы, проговаривать всю очередность операций, а далее поэтапно ее исполнять и сопоставлять полученный итог с задуманным. Лепку можно расценивать не только как один из обожаемых детьми типов работы, но и как механизм развития и коррекции.
Благоприятное воздействие в формирование мелкой моторики у дошкольников оказывает «пальчиковая гимнастика»- инсценировка рифмованных ситуаций при помощи пальцев. Забавы с пальчиками формируютположительный эмоциональный фон, формируют способность подражать взрослому, обучают прислушиватьсяи сознавать смысл речи, увеличивают речевую динамичность малыша. В случае если малыш, исполняя процедуры, сопровождает их краткими стихотворными строками, то его речь делается наиболее четкой, равномерной, красочной.
Примеры пальчиковых гимнастик:
«Жаворонок»
Птичка, птичка, прилетай!
Весну-красну зазывай!
Птичка крылышками машет,
Веселит детишек наших!
Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.
«К нам весна пришла»
К нам весна пришла,
Цветы красивые принесла!
Ручки протягивают вперёд «с букетом».
В палисадник мы пошли
И венок себе сплели!
Пальчики двигаются, будто плетут венок.
«Есть у каждого свой дом»
Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, травы
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло уютно в нём.
Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.
«Кот на печку пошёл»
Кот на печку пошёл,
Пальчики «шагают».
Горшок каши нашёл.
«Горшок из ладошек».
На печи калачи,
Ладошки «лепят калачи»
Как огонь горячи.
Подуть на ладошки.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
Погрозить пальчиком.
Занятие для развития мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц проводят психолог Ф. И. Деникеева и воспитатель Ф. Л. Галиева (г. Набережные Челны, Республика Татарстан). Играя с пуговицами, они используют сказкотерапию, такие как «В гостях у Музыканта», «В гостях у Садовода», « В гостях у Рыбака», «В гостях у Портного» и «В гостях у Художника».
Сказкотерапия из кукол для пальчикового театра «для развития не только изолированных движений пальцев рук, но и образной речи, артистических способностей, умения голосом передавать характер и настроения героя».
Выводы к главе 1
Отталкиваясь от всего написанного ранее, можно придти к заключению, что формирование восприятия, мышления, памяти, внимания, речи и воображения оказывают большое влияние на психологическую готовность к школьному обучению. Формирование мелкой моторики очень связано с развитием речи. Психологи-педагоги и логопеды подходят к развитию мелкой моторики руки дошкольников, внимательно, они применяют способы, способствующие её развитию, а также применяют виды деятельности, помогающие развивать не только одного ученика, но и всю группу.
Основными методами, помогающими развить мелкую моторику, являются: рисование, различное нанизывание, лепка, оригами, поделки из природных материалов, пальчиковая гимнастика, игры с крупами и сказкотерапия.