Действия участников конфликта
Структурным компонентом конфликта, без которого он бы просто не мог существовать, являются также действия его участников. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Взаимонаправленность и взаимообусловленность действий участников вынуждают говорить не столько о действиях отдельных людей, сколько об их взаимодействии.
Конфликтное взаимодействие, в сущности, и является основным содержанием процесса конфликта.
Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно неосуществимые мотивы и цели, — то, естественно, эти люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели. Поэтому они оцениваются последней как враждебные или, по меньшей мере, некорректные. В свою очередь, эта другая сторона предпринимает противодействия, которые у первой точно так же получают негативную оценку. В таком столкновении направленных против друг друга действий и противодействий, собственно говоря, и заключается реальное протекание конфликта.
Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:
■ создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений данной стороны;
■ невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;
■ захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны (например, установка сундука в общем коридоре коммунальной квартиры);
■ нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации (например, распространение порочащих слухов);
■ унижающие человеческое достоинство действия (в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования);
■ угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;
■ физическое насилие.
Исход конфликта
Исход конфликта как структурный элемент представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и в конечном счете определяющий его направленность.
В конфликтном взаимодействии участники преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д. Далеко не всегда они полностью осознаются участниками ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участников ситуации.
Добавим еще несколько его составляющих.
Представления о ситуации
Каждый из участников конфликта составляет свое представление о ситуации,сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления, очевидно, не совпадают. Конфликтанты видят дело по-разному — это, собственно, и создает почву для их столкновения. Конфликт прорастает на этой почве, когда по крайней мере один из двоих воспримет ситуацию как проявление недружелюбия, агрессии или неправильного, неправомерного образа мыслей и действий другого.
Необходимо отметить следующее весьма существенное обстоятельство. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом. Но для возникновения конфликта не имеет значения ни то, действительно ли ситуация такова, какой ее видят, ни то, верно ли судят вовлеченные в нее люди об образе мыслей друг друга. Тут вступает в действие принцип, сформулированный социологом У. Томасом («теорема Томаса»): «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям»
Применительно к конфликту это значит: если человек считает конфликтную ситуацию реальной, то это влечет реальные конфликтные последствия. Иначе говоря, если кто-то полагает, что вступил в конфликт, то он и на самом деле оказывается в конфликте. А тот, с кем он конфликтует, может даже не подозревать, что находится в конфликтных отношениях.
Мотивы
Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? Для этого должны быть какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но все они, в конечном счете, ведут к тому, что у каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т. д., на основе которого он воспринимает и оценивает все, с чем сталкивается. На этой основе у него возникают и соответствующие мотивы — стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т. д. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными. Но и в том, и в другом случае они самым существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам.
Мотивация определяет процесс, который психологи называют формированием цели[1]. Цель выступает как мысленно представляемый результат, которого индивид хотел бы в данной ситуации достичь.
Бывает, что человек формирует реально недостижимые цели. Тогда у него возникают внутриличностные конфликты.
Конфликтологу далеко не всегда легко понять мотивы, которыми руководствуются кофликтанты. Люди нередко скрывают подлинные мотивы своего поведения, а то и сами их как следует не понимают и искренне заблуждаются относительно них. Однако для конфликтолога очень важно разобраться в мотивах, стремлениях, желаниях конфликтантов, потому что иначе невозможно ни понять их поведение, ни повлиять на него так, чтобы направить ход конфликта к конструктивному и обоюдоприемлемому завершению.
Смехов В.А. предложил использовать для анализа конфликтной ситуации систему вопросов, позволяющую получить информацию о субъективном восприятии этой ситуации оппонентами. Участники конфликта (или один из них) отвечают на вопросы, позволяющие выявить у каждого:
· «образ Я» в данной конфликтной ситуации;
· «образ другого»;
· «образ я-для-другого»;
· «взаимные предпочтительные ожидания»;
· «субъективную детерминация происходившего».
Вопросы-категории:
0. Краткое содержание конфликтной ситуации.
1. Как реально я себя вел.
2. Как я хотел бы себя вести в подобной ситуации.
3. Как я должен был бы себя вести в подобной ситуации.
4. Как реально он себя вел.
5. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.
6. Как он хотел бы себя вести в подобной ситуации.
7. Каким он видел меня в этой ситуации.
8. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуации.
9. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.
10. Каковы причины, цели обстоятельства всего происходившего.
Категории:
1,2,3 - «образ Я» в данной конфликтной ситуации;
4, 5, 6 - «образ другого»;
7 - «образ я-для-другого»;
8, 9 - «взаимные предпочтительные ожидания»;
0, 10 - «субъективная детерминация происходившего».