Возникновение конфликтов, выбор стратегии реагирования.
При взаимодействии между его участниками неизбежно возникают противоречия, но наличие противоречий еще не конфликт, конфликт возникает в результате интерпретации противоречий как конфликт. Противоречия не определяют конфликт, но из противоречий, осознанно или бессознательно, можно легко «сконструировать» конфликт, придавая противоречиям соответствующее значение. Конфликт – это, прежде всего выводы, делаемые на основе противоречий, при этом если противоречия уже проинтерпретированы как конфликт, то будут выбираться доказательства, поддерживающие этот вывод. Если ситуация уже определена как конфликтная, дальнейшее представление о ней будет формироваться с учетом этого определения, «подгоняться» под него, соответственно развивая именно конфликтное взаимодействие. Интерпретируя противоречия как конфликт, участники взаимодействия ведут себя по правилам конфликтного взаимодействия. При этом принципиальное значение имеют два момента:
1. какие факторы обусловливают восприятие противоречий как конфликт;
2. как после определения ситуации как конфликтной осуществляется переход к конфликтному взаимодействию.
Главным признаком конфликта служит идентификация несовместимости целей участников взаимодействия. Выводу о несовместимости целей всегда сопутствует вывод о возникшей угрозе. Поэтому, конфликт означает угрозу для того или иного участника взаимодействия и требует мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, чтобы добиться желаемой цели.
Определение ситуации как конфликтной, с одной стороны, опирается на знание этой ситуации, с другой стороны, на существующие у участников взаимодействия когнитивные репрезентации ситуаций разного типа, причем сила влияния обоих «источников» может различаться в зависимости от ситуации. Чем более определенным является знание ситуации, тем более реакции, которые она вызывает, приближаются к однотипным. Например, в случае возникновения опасности самые разные люди, независимо от их индивидуальных особенностей, отношения к жизни, убеждений и вкусов, часто поддаются панике, спасаются бегством, переживают эмоциональные потрясения. Хотя в их поведении и можно увидеть индивидуальные особенности, ситуация, в которой они оказались, настолько однозначна, что фактически не оставляет места разным субъективным интерпретациям.
Если же знание ситуации является менее определенным, ее восприятие в большей степени зависит от особенностей участников взаимодействия. В зависимости от того, какой вклад в определение ситуации конфликтной вносит знание ситуации, и какую роль играют в этом особенности участников взаимодействия, все конфликты можно условно расположить в некоем континууме. На одном его полюсе будут находиться конфликты, вызываемые исключительно внешними причинами: ситуация оказывается столь конфликтогенной, что особенности участников фактически не имеют значения, и эта ситуация вызывает у всех одинаковую реакцию. На противоположном полюсе, напротив, будут располагаться конфликтные ситуации, вызванные исключительно особенностями участников взаимодействия: сама по себе ситуация не содержит никакого конфликтогенного начала.
Существует универсальное стремление участников взаимодействия к преодолению возникающих конфликтов, и существуют три принципиальные альтернативы реагирования на конфликты:
1)уход от конфликта, избегание, игнорирование его,
2)борьба, попытка подавления конфликта,
3)диалог, стратегия поиска преодоления конфликта оптимальным решением, интеграцией противостоящих позиций или выработкой компромисса между ними.
Очень часто реакция участников взаимодействия на экстремальные обстоятельства представляет собой своего рода «ступор» и уход от необходимости принятия решений. Уход от проблемы, которую создает конфликт, может иметь бессознательный или сознательный характер.
Основной формой бессознательногоухода участников взаимодействия от конфликта и необходимости его решения является вытеснение. Вытеснение – это бессознательный процесс, который удаляет из сознания участников взаимодействия неприемлемые для них переживания. Другой важной формой бессознательного ухода от конфликта является рационализация, обеспечивающая блокировку осознания истинных мотивов поведения в конфликте и формулировку удобного объяснения поведения.
Основной формой сознательного ухода от конфликта является переинтерпретация возникшей проблемы таким образом, что она не воспринимается как конфликт, требующий решения.
Уход от конфликта может быть реализован в двух основных стратегиях поведения. Одна из них – это собственно уход, избегание ситуации, проявляющееся в игнорировании проблемы, ее «откладывании на потом», нежелании вступать во взаимодействие с участниками конфликтного взаимодействия по поводу возникших разногласий, в ограничении контактов с ними. Другой вариант – это стратегия уступчивости, когда участник взаимодействия решает возникшую проблему за счет отказа от собственных интересов, своей позиции и идет навстречу интересам других участников. Такой выбор является верной стратегией, если предмет разногласий оценивается не высоко. Однако уступчивость, за которой стоит неспособность или нежелание решать свои проблемы, не может считаться оправданной.
В общем случае, уход от конфликта является верной стратегией, если есть основания предполагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для участника конфликтной ситуации, либо, принеся ему успех без особых усилий, либо, улучшив расстановку сил в его пользу, предоставит ему более выгодные возможности для решения ситуации.
Тенденции к неконструктивному выбору стратегии ухода от конфликта связаны с явлением «конфликтофобии», с негативными установками по отношению к конфликтам, за которыми стоит страх перед их возможным разрушительным влиянием. «Конфликтофобия» проявляется в сильном эмоциональном реагировании на конфликтные ситуации, стремлении поскорее «избавиться» от конфликта с помощью избегания, ухода от конфликтов.
Истоки «конфликтофобии» коренятся в природе человека, в его потребности в защищенности, в позитивных связях с людьми, нарушение которых порождает чувство одиночества, беспомощности и т.д. Поэтому люди стремятся поддерживать хорошие отношения дома и на работе, не любят осложнять отношения и плохо переносят межличностные трудности. Стремление к взаимной близости сохраняется у каждого человека с детства и на протяжении всей жизни. Негативные установки в отношении конфликтов усиливаются социокультурными факторами. Человеческая общность немыслима без сотрудничества своих членов. Все виды социальных структур во все времена были ориентированы на человеческую солидарность, сплоченность, что является основанием их устойчивости. Любое жизнеспособное сообщество всегда будет в той или иной форме порицать или прямо осуждать разрыв отношений, плохие взаимоотношения, одиночество, неудачный брак и т.п., которые рассматриваются как социальная неудача. Трудно спорить с тем, что жизнь в согласии лучше, чем противоречия, споры, враждебность и конфликты. Альтернативой «конфликтофобии» как страха перед конфликтами является не «конфликтофилия», как любовь или страсть к конфликтам, но их более реалистическое принятие, отношение к ним как к одной из форм человеческих отношений, а не как к свидетельству собственной несостоятельности и вины.
Решение конфликта методом борьбы объединяет различные приемы давления на участников конфликтного взаимодействия, направленные на ослабление их позиции и соответствующее усиление собственной, что должно, в конечном счете, привести либо к принятию противостоящей стороной предлагаемой ей позиции, либо к отказу от своей позиции и выходу из ситуации. Борьба, доминирование является стратегией исключительной ориентации на свои собственные интересы при пренебрежении интересами других участников взаимодействия и их позицией. Участник конфликта использует все доступные ему средства, чтобы добиться своего, разрешить возникшую проблему в свою пользу, получить максимум желаемого. При этом он либо игнорирует ту «цену» в отношениях, которая будет заплачена в результате его действий, либо не отдает себе в этом отчета.
Считается, что данная стратегия поведения за счет напористости и давления на других участников взаимодействия может обеспечить возможность тактического выигрыша в какой-то конкретной ситуации, однако вызывает негативную реакцию окружающих и постепенно приводит к осложнению отношений с ними.
Решение конфликта методом диалога, кооперацией, интеграцией реализуется в различных формах. Это может быть диалог, в котором стороны, разделяя общие позиции, в процессе их обсуждения соглашаются друг с другом, поддерживают друг друга, обнаруживают новые грани в своих взглядах и тем самым приходят к новому углубленному и развитому пониманию. Но может быть и такой диалог, предметом которого является противоречие или несовместимость позиций сторон, и тогда он принимает характер спора, полемики. В конфликте диалогическое взаимодействие приобретает особенно сложный характер, предполагает наличие разных смысловых позиций, которые не совпадают полностью.
Управление конфликтом, т.е. управление процессом его разрешения методом диалога, включает в себя устранение или минимизацию проблем, разделяющих стороны, и достижение согласия между участниками. Конфликт может быть трудно управляемым, если:
ü одна или обе стороны желают продолжения конфликта;
ü участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;
ü эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие почти невозможно;
ü различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;
ü проявленный конфликт есть только «верхушка айсберга», и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни.
Успешному урегулированию конфликта способствуют следующие факторы:
· признание участниками существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции,
· согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, делает возможной эффективную коммуникацию между сторонами.
По мнению американского конфликтолога М. Дойча, основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами.
Такие характеристики конфликта, как тип, сложность, жесткость стоящих проблем, величина конфликта, определяют вероятность конструктивного или деструктивного развития конфликта в большей степени, чем его конкретное содержание. Одни типы проблем потенциально более доступны конструктивному разрешению, чем другие. Если конфликт затрагивает проблемы власти, статуса, ценностей, обладания ресурсами, тенденция к соперничеству сторон и деструктивному развитию ситуации будет наиболее вероятной.
Если конфликт уже стал решаться методом борьбы взаимодействующих сторон, то переход к диалоговому методу решения конфликта в большинстве случаев предполагает постепенность.Принцип постепенности является важным условием этого процесса. Попытки сразу перейти от борьбы к совместным действиям часто ведут к тому, что переговоры «проваливаются». Стороны оказываются не готовы к совместным решениям. В результате формируется недоверие к переговорам как таковым. В этом случае начать новый раунд переговоров оказывается довольно трудно. Постепенность же позволяет подготовить участников, выявить точки зрения, проработать различные варианты решений и лишь затем приступить к согласованию окончательного решения. Кроме того, постепенное решение проблемы позволяет сформировать взаимное доверие сторон друг к другу. Убедившись в выполнении одних договоренностей, они переходят к формулированию новых, затрагивающих более существенные стороны в их отношениях. Суть принципа постепенности сводится к тому, что один из участников конфликта в одностороннем порядке выдвигает и реализует инициативы, направленные на снижение напряженности, ожидая, что другой участник ответит тем же.
Основная проблема в применении данного метода заключается в том, что инициатор рискует оказаться в ситуации, когда противоположная сторона не ответит взаимностью. Для того чтобы этого не произошло, прибегают к различного рода гарантиям, например, обращаются за помощью к третьей стороне, которая выступает таким гарантом.
Другая проблема состоит в том, что ответ, направленный на снижение напряженности, может и появиться, но не тот, которого ожидал инициатор.
Но в любом случае, при эскалации конфликта, решаемого методом борьбы, одна из сторон должна просто выждать некоторое время, осуществляя защиту на уровне, не превосходящем существующую степень напряженности отношений и не допуская нападений. Подобное поведение не гарантирует, что конфликт не будет усиливаться, однако позволяет избежать чисто эмоционального реагирования и, по крайней мере, сдерживает эскалацию.
Принцип постепенности означает прохождение ряда фаз, различающихся по своим задачам:
1) прекращение борьбы;
2) подготовка к проведению переговоров;
3) начало переговорного процесса;
4) выполнение достигнутых договоренностей.
Первые две фазы еще не предполагают совместных действий сторон по урегулированию конфликта. Тем не менее, их значение очень велико, и они требуют много времени и усилий.