Тренинговые методы работы с прошлыми событиями
Подсказки тренеру
Стадии тренинга | Сложные моменты, трудные ситуации, типичные вопросы | Возможные причины | Что делать |
Подготовка | Вы не знаете, с чего начать подготовку к тренингу. | Видимо, у вас пока отсутствует опыт ведения групп и вы не очень хорошо представляете, для чего это вообще нужно. | Четко сформулируйте цель, которую вы хотите достичь с помощью тренинга. Если ее нет, не стоит и начинать. На основе изучения имеющихся программ составьте свою программу тренинга, расписав все планируемые упражнения и примерно указав время для каждого. |
Перед первой встречей с группой вы волнуетесь. | Вы чувствуете свою ответственность перед началом значимого дела | Волнуйтесь на здоровье! Вот полнейшее спокойствие новичка — подозрительный признак. Переживают перед началом работы и опытные тренеры. Волнение способствует мобилизации ваших ресурсов и включает внутреннюю энергетику. Самое главное — не перейти точку разрушения эффективности, поэтому с помощью релаксационных процедур снизьте волнение до приемлемого уровня. | |
Составляя сценарий занятия, вы не уверены, что правильно распределили временные затраты. | Вы плохо представляете, сколько на самом деле времени может занять то или иное упражнение. | Ваши сомнения безусловно оправданны. В разных группах одна и та же психотехника может занимать очень разное время. Понятно, что худший вариант, когда вы не знаете, чем заполнить возникший остаток времени на занятии. Поэтому на своей карточке со сценарием встречи запишите несколько «резервных» игр — вам будет спокойней. Кроме того, возможно, в процессе работы вы почувствуете, что лучше использовать их вместо запланированных. | |
Стадия мотивации | Группа не особо мотивирована на занятия. | 1. Участники не понимают толком, что такое тренинг. 2. У участников имеется предыдущий негативный опыт общения с психологами. | В любом случае часть первого занятия необходимо потратить на «разогрев группы (да и самого себя), Кратко объясните людям, что такое тренинг. Нужно замотивировать участников на предстоящую работу. Создать интерес к тренингу можно, например, с помощью «психологических конфеток» — игр, наверняка увлекательных для участников. Такие игры совсем не трудны и позволяют снять естественное напряжение у членов группы. |
Начав работать с группой, вы почувствовали, что она вам не нравится. | Вы заранее сформировали у себя представление об идеальной группе. | Живые люди, простите, не доллары, чтобы всем нравиться. Замените в своей голове придуманный образ группы на реальный. Поищите (и найдёте!) позитивные характеристики участников. После первой же встречи измените программу, сделав ее более соответствующей реалиям вашей группы. В будущем откажитесь от конкретных, да еще и завышенных ожиданий. | |
Стадия осознания | Можно ли менять сценарные планы занятий? | Вероятно, вы рассматриваете тренинговое занятие с традиционно педагогических позиций — есть стандарт, есть обязательный минимум знаний, есть конкретная тема урока и положенное количество часов… | В тренинге менять можно (и нужно почти всегда!) практически все — от сценария до общей атмосферы, от процедуры начала до распределения социометрических ролей. При этом спланировать и продумать заранее в деталях весь процесс предстоящего тренинга крайне важно, потому что при этом вы его буквально проживаете, получая опыт еще не состоявшегося события. А в процессе работы не бойтесь ломать программу, если вы чувствуете, что это надо. Идите за участниками, работайте на них, а не на задуманный вами проект. |
Вы сомневаетесь, как себя вести на тренинговых занятиях: подражать известным вам образцам хороших тренеров или быть собой? | Вы еще не сформировали свой личностный стиль ведения групп. | Конечно, лучше быть собой (если вы четко понимаете, что это значит…). Но, думается, в начале работы можно попытаться «примерить» на себя те стили, которые вы считаете продуктивными. Только не застревайте в одном! Экспериментируйте. В конце концов вам удастся найти такой стиль, который будет отвечать именно вашим личностным особенностям, и тогда это будет не вынужденная профессиональная маска, а конструктивный способ использования ваших личностных потенциалов. | |
Вам не удается сосредоточить внимание участников на себе, во время занятия шумно. | Если вы работаете с подростковой группой, то нечему особенно удивляться: вполне возможно, они просто устроили вам проверку или хотят прояснить границы дозволенного на занятиях. | Ни в коем случае не переходите на крик и обвинения участников! Если это произошло, станьте крест на успешности тренинга. Существует масса приемов привлечения внимания: можно начать говорить шепотом (парадоксальное решение), начать подавать невербальные сигналы руками (смена модальностей способствует включению внимания), совершить неожиданное короткое действие (нарисовать на доске или плакате большой круг, встать на стул, замереть с расставленными руками), включить музыку, просто спокойно дождаться тишины и т.п. | |
Кризис | Участники группы проявили агрессию в отношении вас. | Существует несколько возможных причин: во-первых, вы сами могли спровоцировать агрессию своим поведением; во-вторых, вы могли увидеть агрессию там, где ее не было, то есть это всего лишь проекция ваших негативных чувств; в-третьих, группа может находиться на стадии кризиса, когда агрессия на ведущею вполне закономерная вещь. | Оставайтесь спокойным, Ни при каких обстоятельствах не отвечайте на агрессию по принципу «Сам дурак!». Внимательно присмотритесь к группе: не является ли агрессия иллюзией? Если нет, то кто носитель агрессии — вся группа или отдельные участники? Очень маловероятной является ситуация общегруппового нападения на вас (это еще суметь надо заслужить! Не впадайте в панику и не вздумайте спасаться бегством — хлопая дверью и заливаясь слезами. Это худшее, что можно придумать. Не пытайтесь встать в позицию оправдывающегося — если вы не отвечаете агрессией на агрессию, практически всегда в группе найдется человек, который встанет на вашу защиту. Возникшую дискуссию следует использовать в продуктивных целях для анализа групповой ситуации. Если неприятие все-таки вызвали ваши действия, то признайте свою неправоту и извинитесь, не теряя достоинства и самообладания. Может быть, негативные, агрессивные чувства являются первым прорывом истинных переживании. И это нужно рассматривать как достижение в вашей работе. Их стоит обсудить и… идти дальше. |
Стадия переоценки | Кто-то из участников (или вся группа) отказывается выполнять упражнение. | Он (они) к этому упражнению не готов(-ы). Слишком велики напряжение и тревога. Вы затронули что-то болезненное. Возможно, это упражнение предлагается слишком рано. | Если кто-то из участников категорически отказывается выполнять упражнение, не нужно настаивать. Пусть посмотрит со стороны. По завершении упражнения можно обсудить, почему он не стал участвовать. В самом начале тренинга следует договориться с группой об обязательных для всех правилах (в частности, о «Правиле активности»). Однако если кто-то просит разрешения «посидеть, посмотреть», то можно обратиться за этим разрешением к группе. В целом же ведущий должен вести себя со спокойной решительностью, своим видом не допуская мысль об отказе участия в работе: «Так, а теперь все встаем, Послушайте внимательно инструкцию». Это особенно важно в начале работы группы. |
Стадия действия | Включать в группу новичков или нет? Иными словами, группа должна быть открытой или закрытой? | После первых занятий слух прошел «по всей земле великой» и к вам потянулись другие ребята, желая поучаствовать в чем-то интересном. | Если вы ведете тренинг общения, то оснований для запрещения вводить в группу новых участников нет никаких. Напротив, это будет полезно для расширения репертуара общения. В тренингах личностного роста это не всегда возможно. Лучше решить этот вопрос совместно с группой. Если уровень интимности отношений уже высок и группа встречается давно, новых участников вводить не стоит. |
Если кто-то из участников заявляет, что больше ходить на встречи не будет, можете ли вы ему запретить это? | Либо этот участник уже получил все, что ему было нужно, либо почувствовал угрозу своей психологической безопасности, либо не увидел в работе группы ничего для себя полезного. | Уйти из группы — это все-таки право каждого участника. Как ведущий вы можете только высказать ему сожаление и свое желание видеть его на занятиях. Если же группа приобрела психотерапевтический характер и групповая динамика находится в развитии, то уход даже одного участника обязательно окажет сильное влияние на групповые процессы. Кроме того, уходя из группы, участник берет на себя ответственность за те процессы, которые были запущены в нем в группе, которые происходят и которые еще не завершены. Об этом его необходимо предупредить. | |
Завершение тренинга | Вы предполагаете, что завершать работу группы лучше так, чтобы все плакали перед расставанием. | По-видимому, вы рассматриваете успешность работы по количеству пролитых слез. | Расставаться лучше смеясь (так же, как человечество расстается со своим прошлым). Заканчивать группу следует на мажоре, чтобы ребята почувствовали прилив оптимизма и желание применить все, чему научились в процессе тренинговых занятий, в жизни. |
БИЛЕТ №4
1. Тренинговые методы работы с прошлыми событиями (метод регрессии, метод обмена опытом, метод имитации)
Методы активного обучения
Имитационные (воспроизведение существующей модели деятельности) | Неимитационные (там, где нет и не может быть модели предполагаемой деятельности) | ||
неигровые | игровые | стажировка без выполнения должностной роли | |
Анализ конкретных (живых) ситуаций, анализ классических ситуаций | Деловые игры | Программированное обучение | |
Организационно-деятельностная игра | |||
Разбор деловой почты руководителя, документов | Дидактические или учебные игры | Мозговой штурм | |
Инновационная игра | |||
Действия по инструкции | Игровые ситуации | Выпускная работа | |
Стажировка с выполнением должностной роли | |||
Тренинг | Разыгрывание ролей | Диалог, полилог, дискуссия | |
Инцидент | Игровые приемы и процедуры | Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод) | |
Игра-проектирование | |||
Имитационные методы в свою очередь подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т. д.
Игровые методы подразделяют (В. Н. Крутиков, 1998) на:
* деловые игры;
* дидактические или учебные игры;
* игровые ситуации;
* игровые приемы и процедуры.
При этом к игровым процедурам и приемам относят средства реализации отдельных, единичных принципов, в первую очередь различные формы активизации лекций и других традиционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Сюда относят лекцию с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрации, осуществляемой преподавателем, лекцию с запланированными ошибками, лекцию вдвоем, проблемную лекцию, творческую задачу -- реализующие принцип проблемности; лекцию-пресс-конференцию, лекцию-дискуссию, лекцию-беседу -- реализующие принцип диалогового общения.
Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализованной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр, театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов и т. п.
Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.
К деловым играм, соответственно, относятся методы, реализующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для методов активного обучения.
Под неимитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют мотивацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации, формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков, освоение передового опыта, контроль результатов обучения (А. М. Смолкин, 1991; В. Н. Круг-ликов, 1998).
По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задач; демонстрации и тренинге навыков внимания, выдумке, оригинальности, быстроты мышления и другие.
По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.
По месту проведения различают аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные.
По принципу использования вычислительной техники выделяют ручные (без использования ВТ); компьютерные игры на ЭВМ и игры с компьютерным обеспечением.
Структура метода
Выделяют четыре структурные группы элементов игровой деятельности, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1998).
1. Проблемное содержание. Имитационная модель -- это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассматривать весь комплекс методов активного обучения, то в основе других игровых форм вместо нее могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда.
2. Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается в способах формирования команд, определении и распределении ролей.
3. Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы действий участников определяют правила, которые описываются отдельно или в сценарии игры. Условия, в которых осуществляется игровое взаимодействие, называют игровой обстановкой.
4. Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации принципа двухплановости выполняется при осуществлении всех перечисленных выше игровых элементов, но только дидактическим целям служат такие игровые элементы, как погружение, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают успешность игрового действия и поэтому в наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех игровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.
БИЛЕТ №9
3. Методы работы с конструируемыми событиями.
К этим методам относятся пока непроизошедшие события, но наступление которых желательно после тренинга. В процессе тренинга эти события моделируются и как бы «проживаются заранее».
а) Метод символического самовыражения(реализуется в психологическом пространстве).
Важнейшая форма для данного метода – символизация. Техники и упражнения здесь нацелены на проектирование и моделирование в психологическом пространстве нового видения мира, видения самого себя и других.
б) Метод группового решения проблем (реализуется в пространстве дискурса).
В основном это групповая дискуссия (техника «мозгового штурма»), целью которой является нахождение общего мнения по конкретному вопросу в процессе общения участников между собой.
в) Метод операционализации(реализуется в физическом пространстве).
Это «репетиция поведения» в различных условиях, которая дает возможность попробовать новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям.
Каждый из этих методов реализуется с помощью большого количества разнообразных техник, приемов и упражнений. Тренеру необходимо четко знать цели и задачи, которые предстоит решить на тренинге. И, исходя из этого, правильно выбрать упражнения и техники из определенных методов, чтобы добиться реального результата.
БИЛЕТ №10
Методы активного обучения школьников делятся на имитационные (требуют воспроизведения специальной профессиональной деятельности) и неимитационные, которые в свою очередь – на игровые и неигровые.
К неимитационным методам активного обучения относят сдедующие.
Учебная дискуссия – это неигровой неимитационный метод обучения, который предполагает процесс спорного обсуждения вопроса с целью установления истины путем взаимодействия конкретных действующих лиц. Дискуссия – это коллективное обсуждение спорных вопросов, проблем, побуждающая к сознательному творческому поиску объективной истины. Как метод обучения учебную дискуссию целесообразно использовать на уроках систематизации и обобщения знаний учащихся.
Проблемное изложение материала –неигровой, неимитационный методобучения, который предлагает введение новых знаний через поэтапное разрешение череды проблем, запланированных в ранге возрастающей трудности. Через логику поиска решения ряда вопросов, задач, заданий, содержащих решение противоречивых проблем, этот метод содействует подготовке учащихся к познавательной самостоятельности. Назначение этого метода в том, что педагог показывает образцы научного познания, научного решения проблем, эмбриологию знания, а учащиеся контролируют убедительность этого движения, мысленно следя за логикой его, усваивая этапы решения целостных проблем. Непосредственный результат проблемного изложения – усвоение способа и логики решения данного типа проблем, но еще без умения применять их самостоятельно. С помощью данного метода учащиеся получают эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий. Применяется этот метод не только для изучения новых понятий, но и для формирования у учащихся способов и приемов умственной деятельности. В этом его ценность.
Эвристическая беседа– это неигровой, неимитационный метод обучения, содержащий частично-поисковую деятельность по поиску ответов на ряд проблемных вопросов, подготовленных педагогом в порядке возрастающей трудности, с целью организации усвоения учебного материала через вопросно-ответную форму.
Исследовательский метод –это неигровой неимитационный метод, предполагающий процесс введения знаний, формирования навыков и умений через самостоятельную поисково-познавательную деятельность учащихся по решению проблемной задачи, которая может быть как теоретического, так и практического характера.учитель организует творческую, самостоятельную работу учащихся, указывая, как правило, только цель работы (не указывая, что делать и как делать); выполнение такой работы (анализ и систематизация информации, поиск дополнительных фактов, сведений, попыток получить новые факты экспериментальным путем) порождает проблемные ситуации. Исследовательский метод имеет самый высокий уровень проблемности (и познавательной самостоятельности учащихся), является эффективным средством формирования у учащихся приемов умственной деятельности и развития их творческой активности.
Соревнование –неимитационный игровой метод обучения, предполагающий обязательность состязательности учащихся при решении теоретических или практических задач урока. Именно этот метод лежит в основе большинства нестандартных уроков в современном образовании: викторины, конкурсы, аукционы и т.п. игра в обучении может служить средством, способствующим значительной активизации процессов непроизвольного запоминания, повышению интереса к познавательной деятельности, углублению познания через эмоции, развитию логического и творческого мышления. Использование игр в учебной работе, несомненно, может не только повысить интерес к занятиям, но и облегчить усвоение, сделать закрепление более прочным.
Деловая игра –это имитационный метод обучения, предполагающий приобретение учащимися профессиональных знаний, навыков и умений в процессе конкретной деятельности в границах заданной проблемной ситуации, в основе которой лежит значимая общественно-социальная или хозяйственная проблема. Это самый сложный и эффективный метод активного обучения. Деловые игры могут быть предметными или междисциплинарными. От игрового проектирования данный метод активного обучения отличается учетом вероятностного характера производства, а от разыгрывания ролей – динамичностью модели, заложенной в игре.
Игровое проектирование –это игровой имитационный метод обучения, предполагающий возможность приобретения учащимися новых знаний, навыков, умений в процессе моделирования деятельности по решению проблем профессионального характера. этот метод обучения содействует выработке практических навыков проектно- конструкторской деятельности.Метод игровогопроектирования активизирует изучение разделов трудового обучения, приближая го к реальной проектно-конструкторской деятельности. Несмотря на руководящую роль преподавателя, элементы самостоятельности и творчества предусмотрены самим содержанием метода. Зачастую проектно-конструкторская выработка вариантов решения проблемы требует значительного времени, поэтому данный метод можно использовать во временных рамках нескольких занятий по конкретному разделу. Перспективно использование игрового проектирования при подготовке и защите рефератов по проблемам, требующим анализа и исследований.
БИЛЕТ №11
нтерес психологов к феномену дискуссии берет начало с 30-хгодов. Сначала Ж.Пиаже в своих работах обратил внимание на дискуссию. Он указывал, что ребенок благодаря механизму дискуссии отходит от эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения других, старших или младших детей.
Далее К. Левин внес свой вклад в разработку проблемы дискуссии. Его работы сыграли важную роль в разработке идеи влияния групповых обсуждений на принятие творческих и управленческих решений в группе. Было отмечено, что групповая дискуссия повышает мотивации и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Был проведен социально-психологический эксперимент. Исследователи поставили задачу изменить отношение домохозяек к новым пищевым продуктам.
1-ой группе -- была прочитана убедительная лекция по данному вопросу. В результате только 3% женщин впоследствии попытались прибегнуть к советам эксперта;
2-ой группе -- была организована дискуссия на тему преимущества использования тех же продуктов. В результате 32% женщин стали использовать раннее игнорируемые продукты;
Причины данного эффекта:
* в ходе дискуссии формируется более определенное мнение,
* дискуссия дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников.
Групповая дискуссия в психологическом тренинге -- это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса (в группе тренинга просто вопроса, не обязательно спорного), позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям.
1. По структурированности:
· структурированные дискуссии -- в них задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки").
· неструктурированные дискуссии -- в них ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.
2. По характеру обсуждаемого материала Семилет Н. В. предлагает рассматривать дискуссии:
· тематические -- обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы вопросы и проблемы;
· биографические -- ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеграции направлены на него, остальные высказывают своё мнение, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь.
· интеракционные -- материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. На этих дискуссиях реализуется принцип «здесь и теперь».
· дискуссии, ориентированные на задачу -- материалом служит содержание отдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую-либо задачу.
Свободное ведение дискуссии
Основные характеристики:
* внешне непозволительная пассивность со стороны ведущего, минимальное вмешательство и отдельные реплики;
* ведущий не ставит задачи, не формулирует вопросы, в конце всё это делает сама группа;
* участники постепенно сами подходят к тому, что «спасти» их может лишь активность самой группы, что положиться можно только на самих себя;
* сложна в реализации;
* доступна высококвалифицированному специалисту. Пример: роджерианские группы.
Проведение дискуссии.
Выделяется несколько этапов дискуссии.
Этап 1-ый, введение в дискуссию:
- Формулирование проблемы и целей дискуссии;
- Создание мотивации к обсуждению – определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.
- Установление регламента дискуссии и ее основных этапов;
- Совместная выработка правил дискуссии;
- Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.
Приемы введения в дискуссию:
- предъявление проблемной ситуации;
- демонстрация видеосюжета;
- демонстрация материалов (статей, документов);
- ролевое проигрывание проблемной ситуации;
- анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему;
- постановка проблемных вопросов;
- альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).
Этап 2-й, обсуждение проблемы:
Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом;
Обязанности ведущего:
- следить за соблюдением регламента;
- обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов (“А как вы считаете?”, “Вы удовлетворены таким объяснением?”, “Вы согласны с данной точкой зрения?”, “Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение” и т.д.);
- не допускать отклонений от темы дискуссии;
- предупреждать переход дискуссии в спор ради спора;
- следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта;
- стимулировать активность участников в случае спада дискуссии.
Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:
- Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?”, “Как вы докажете, что это верно?”);
- Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас понял?”);
- Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста”);
- “Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”);
- “Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;
- “Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
- “Задевающее утверждение” - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;
- “Нет-стратегия” - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”).
Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:
- Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения;
- Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения;
- Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу.
БИЛЕТ№14
Организационные условия проведения групповой дискуссии
НЕ ЗНАЮ
БИЛЕТ №15
Основные ошибки, допускаемые в ходе проведения дискуссии, варианты их устранения
Вступительное слово руководителя часто имеет решающее значение, помогает установить контакт с участниками дискуссии.
Руководителям следует помнить, что любая критика, даже если она справедлива, всегда оставляет неприятный осадок. Публичная критика сотрудника, особенно в начале совещания — грубая ошибка руководителя. Сотрудник уже не может переключиться на дискуссию и стать ее полноценным участником. Несвоевременные критические высказывания руководителя парализуют инициативу сотрудника, создают напряженную атмосферу, которая мешает дальнейшему ведению корректного разговора, придают совещанию негативный оттенок.
Однако также следует избегать в начале совещания искусственно позитивного настроя. Разумеется, необходимо открытое признание заслуг и стараний, которые были предприняты для достижения успеха. Но похвала, высказанная руководителем в начале совещания, должна подтверждаться фактами, иначе она приобретет оттенок фальши, а при определенных обстоятельствах будет даже вредна.
При ведении совещания следует придерживаться пяти основных правил.
Первое. Руководитель должен выслушать точки зрения всех выступающих, проанализировать их и сформулировать свое решение по обсуждаемой проблеме.
Если у руководителя уже существует устойчивое мнение по теме, которую предстоит обсудить, ему не следует его высказывать в начале совещания, так как цель дискуссии — не подтвердить его собственное мнение, а найти правильное решение.
Если руководитель все же высказал в начале дискуссии свою позицию, реакция сотрудников на нее может быть различной. Одни, мгновенно сориентировавшись, выскажутся в пользу мнения руководителя, только другими словами. Это делается, как правило, психологически тонко и достигает цели. Другие сотрудники обычно считают себя обязанными возразить, даже если их мнение совпадает с мнением руководителя. Третьи, чувствуя себя неуверенно, не найдут мужества высказать собственную точку зрения.
Так, поторопившись высказать свое мнение, руководитель попадает в трудную ситуацию. Он невольно, даже если не хочет этого признавать, становится защитником своих взглядов. Дальнейшее обсуждение теряет смысл, потому что не многие руководители способны публично признавать ошибочность первоначальных суждений и изменять их на основе аргументов, высказанных подчиненными.
Второе. Ведущий совещание должен уметь слушать коллег.
Так он даст понять сотрудникам, что их мнение для него важно. Уметь слушать — это и воздерживаться от контраргументов в ходе изложения сотрудником своей позиции.
Руководитель делает грубую ошибку, если одергивает сотрудника, который, по его мнению, говорит что-то неправильное. Или, наоборот — хвалит других подчиненных, аргументы которых он считает правильными. Тем самым руководитель создаетобстановку разногласий между сотрудниками. В скором времени они поймут, что лучше во всем соглашаться с руководителем и не перечить ему.
Руководитель должен поощрять самостоятельное мышление сотрудников, даже если их позиции не совпадают с его собственной. Если же он считает высказывание подчиненного неправильным, то целесообразно обсудить его открыто: пусть коллеги решат, кто прав.
Иногда руководитель видит, что сотрудник, хоть и исходит из принципиальных соображений, но испытывает трудности при отделении общего от частного. В этом случае он предлагает позже, с глазу на глаз, обсудить второстепенный вопрос, либо корректно указывает на неверную преамбулу выступления сотрудника, ее несоответствие проблеме, являющейся ключевой для всего хода дискуссии. При этом недопустимо оскорблять сотрудника в присутствии коллег.
Третье . Чем больше приводится аргументов по обсуждаемой проблеме, тем шире поле для поиска решения.
Разумеется, руководитель, проводящий совещание, может отклонять аргументы сотрудников, предварительно проанализировав их.
Не все приглашенные на совещание принимают в нем активное участие. В этом случае руководитель не должен порицать таких сотрудников за молчание или требовать от них ответа на поставленный вопрос.
Причину такого поведения надо искать в организации совещания и ходе обсуждения вопросов. Возможно, руководитель неумелой постановкой вопросов или плохо продуманной вступительной речью спровоцировал участников на пассивное поведение в работе совещания.
Четвертое. Руководитель должен уметь прислушиваться к высказываниям сотрудников, упорядочивать аргументы и поддерживать интересные предложения, предлагая детально их обсудить в будущем.
Очень важно, чтобы участники могли получить ответы на все поставленные в ходе дискуссии вопросы. Ведущий должен быть готов к неожиданным ситуациям. Он не может допустить нарушение логики обсуждения проблемы из-за непредвиденной реакции участников. Каким бы ни был поворот разговора, задача руководителя — подвести совещание к успешному завершению. Вот примерные характерные ситуации.
Поставленный в ходе дискуссии вопрос оказался спорным: все начинают говорить наперебой, каждой хочет высказать свое мнение. Возникает вероятность того, что руководитель потеряет нить управления дискуссией. | Рекомендуется подвести участников совещания к тому, чтобы они не просто высказывали свое мнение, а выявляли сильные и слабые стороны различных предложений и пытались решить обсуждаемый вопрос даже в обход собственной точки зрения. После совещания руководитель сможет проанализировать все высказанные аргументы и либо самостоятельно принять решение, либо передать право его принятия ответственному лицу. |
На совещании неожиданно Наши рекомендации
|