Психодиагностика в профессиональном консультировании


Психодиагностика — теория и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Из этого определения следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, направленность, мотивы, интересы, черты личности и др.
Психодиагностические методы в основном те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловливают их состав и область применения. Исследовательские методы направлены на получение нового научного знания, психодиагностические — на сбор информации об объекте консультирования. Эта информация имеет субъективную новизну. И конечно, психодиагностический инструментарий определяется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования.
В практике профконсультирования широко используется развивающая психодиагностика. Ее особенности заключаются в следующем:
• результаты диагностики используются для стимулирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном становлении;
• выявляются деструктивные тенденции профессионального развития: кризисы, стагнации, деформации, а также недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, способностей с целью коррекции профессионально-психологического профиля личности;
• осуществляется мониторинг профессионального развития личности;
• определяются ограничения в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.
Для решения проблем профконсультирования применяют следующие методы:
1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.
2. Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.
3. Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого. Консультируемому предлагают определенные шкалы в словесной, числовой или графической форме для оценки и шкалирования. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тест Люшера), сортировки (каузометрия) и др.
4. Интерактивные методики. В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая, так же как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.
5. Проективные методики, построенные главным образом на интерпретации ответов клиента на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям психолог-консультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д. Наиболее известные проективные тесты: «Незаконченные предложения», анализ продуктов деятельности (психобиография), тематический апперцептивный тест и др.
6. Стандартизированное аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками наблюдения и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.
7. Приборные психофизиологические методики, применяемые в основном в целях профотбора.
С их помощью регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.
К этой группе психодиагностических методик относятся также аппаратурные поведенческие методики. С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.
Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профконсультационной помощи. Совокупность конкретных методов диагностики, направленных на решение профконсультационной проблемы, определяет психодиагностическое поле деятельности практического психолога (табл.25).

Психодиагностическое поле профессионального консультирования

Таблица 25

Проблема профконсультирования Методы психодиагностики
Профессиональное самоопределение Тесты-опросники: ДДО Е.А. Климова; опросники профессиональных интересов; тесты интеллекта: тест Амтхауэра, ШТУР, тест Векслера и др. Тесты специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди, юмористических фраз и др. Беседа, интервью
Профессиональная пригодность Приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики. Тесты интеллекта, специальных способностей. Тесты достижений
Профессиональная адаптация Стандартизированное аналитическое наблюдение, тесты-опросники. Проективные методики: «Завершение предложения», цветовой тест Люшера, ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, графические проективные методики и др.
Реализация профессионально-психологического потенциала Объективные тесты интеллекта и креативности, тесты достижений, способностей. Опросники: потребность в движении, самоотношение. Методики шкалирования и самооценки. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психологическая беседа, интервью
Профессиональный рост, карьера Объективные тесты интеллекта, креативности. Тесты достижений, самоотношения. Проективные методики: «Завершение предложения», цветовой тест Люшера, ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, графические проективные методики. Методики шкалирования: семантический дифференциал, методики определения самооценки, уровня притязаний и др.
Профессиональные деструкции (стагнация, кризисы, конфликты) Тесты-опросники: ММРУ, тест Кеттелера. Психобиография, каузометрия. Проективные методики: фрустрационный тест Розенцвейга. Методы шкалирования: репертуарные решетки Келли, методики определения самооценки, семантического дифференциала и др.
Профессиональная реабилитация Патахарактерологический диагностический опросник А.Личко. Проективные методики рисуночной фрустрации Розенцвейга, графического проектирования. Тесты интеллекта, достижений и специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди. Психологическая беседа (интервью), стандартизированное наблюдение и др.


При проведении психодиагностики практический психолог обязательно должен иметь четкое представление о цели консультации, уметь подобрать эффективный диагностический инструментарий, произвести отбор наиболее важных материалов, обработать, проанализировать и интерпретировать данные, установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание психо-коррекционных и развивающих мероприятий с клиентом1.

Наши рекомендации