Как нельзя наказывать детей НИКОГДА.
• Нельзя наказывать едой;
• Рукоприкладство;
Как нежелательно наказывать детей.
• Спортом (исключение во время утренней зарядки и в соответствии со здоровьем наказуемого);
• Трудом (исключение взрослые оболтусы и трудом соизмеримым со здоровьем наказуемого и в соответствии с санитарными нормами (т.е. нельзя заставлять мыть туалет)). Наказанием трудом малышей может выработать у них стереотип, что труд наказание. Малышам надо наоборот "подавать" труд как игру, как приятное и необходимое занятие;
• Сном (Т.е. лишать их сна, а дополнительно представлять им время для сна можно);
• Купанием (Детей в лагере купают не для забавы, а для здоровья детей. Например, можно заставить ребенка купаться у самого берега вдали от других);
• Нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму. Например: выставить мальчика в одних трусах в палату девочек (ну конечно понятно, что не для всех мальчиков это будет наказанием, может быть даже наоборот, но для некоторых это может быть очень жестоко и может привести к серьезной психологической травме). Вообще-то примеров тут можно привести очень много и поэтому надо всегда очень внимательно относиться к наказанию детей.
Нельзя ставить ребёнка в различные позы в коридоре!
Весь отряд:
1. Лишение развлекательного мероприятия (дискотека, поход и т.п.)
2. «Огонёк» либо отменить, либо крнфликтный огонек.
3. Отбой на час раньше
Индивидуально:
1. Замечание перед всем отрядом, на огоньке (или даже на линейке перед лагерем)
2. Вызов на планёрку (не часто, самых неуправляемых)
3. Угроза перевода в другой отряд (для младших в старший отряд)
4. Отжимания и приседания за маты.
5. Расписка, объяснительная
a. Сначала СтВ
b. Потом директору
6. Игнор
7. Исключение из лагеря (в крайнем случае)
8. оступился один, страдает весь отряд
9. Лучший друг вожатого
Обязательно объяснять ребёнку, за что его наказывают!
Правила всех родов наказания:
1. Наказание не должно вредить физическому и психологическому здоровью
2. За один раз одно наказание
3. Наказание зачет награды (не отнимать подаренного, обещанного)
4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало
5. Ребенок должен бояться не наказания, а вашего огорчения
6. Наказание должно быть без унижения
7. Если провинился случайно или не знал, что поступает плохо, не наказывать
8. К неуравновешенным детям надо относиться более внимательно, наказание может вызвать неадекватную реакцию, побег или суицид
9. Наказан – прощен (не вспоминать о поступке)
Лекция 8.
Конфликтология
Что такое конфликт?
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спором и угрозами. В результате бытует мнение, что конфликт – это явление нежелательное. А ведь у конфликта есть две стороны – негативная и позитивная. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы.
Конфликты – это довольно распространенная ситуация в общении и причины их возникновения могут быть самыми разными.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Конфликт (лат. Confliktus) означает столкновение противоположно направленных сторон, мнений, сил, поэтому конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами: лицами или группами.
Движущей силой любого конфликта является столкновение целей, интересов и мотивов его участников.
Основные структурные элементы конфликта следующие:
· Стороны конфликта – это те субъекты социального взаимодействия, которые находятся в соответствии конфликта.
· Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт
· Мотивы – внутренние и побудительные силы, подталкивающие участников к конфликту.
· Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействие),которое могут привести к конфликту.
Конфликты по своей сути весьма многообразны, их можно классифицировать по разным признакам.
Классификация конфликтов | |||
№ | Основание классификации | Виды конфликтов | Общая характеристика |
1. | Сферы проявления конфликта | Экономические | В основе лежат экономические противоречия |
Социально – бытовые | В основе лежат противоречия социальной сферы | ||
Идеологические | В основе лежат противоречия во взглядах | ||
Семейно - бытовые | В основе лежат противоречия семейных отношений | ||
2. | Степень длительности и напряженности конфликта | Бурные быстротекущие конфликты | Возникаю на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью. |
Острые длительные конфликты | Возникают при наличии глубоких противоречий | ||
Слабовыраженные и вялотекущие конфликты | Связаны с поверхностными причинами либо пассивностью одной из сторон. | ||
Слабовыраженные и быстротекущие конфликты | Связаны с не очень острыми противоречиями и носят эпизодический характер | ||
3. | Субъекты конфликтного взаимодействия | Внутриличностные конфликты | Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов внутри личности (конфликт в психике человека) |
Межличностные конфликты | Конфликт во взаимоотношениях людей | ||
Конфликт «личность – группа» | В конфликт вступают личность и группа (микрогруппа) | ||
Межгрупповые конфликты | Субъектами конфликта выступают малые социальные группы | ||
4. | Социальные последствия | Конструктивные конфликты | В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия |
Деструктивные конфликты | Субъектами конфликта лежат объективные причины. Они создают социальную напряженность | ||
5. | Предмет конфликта | Реалистичные (предметные) конфликты | Имеют четкий предмет |
Нереалистичные (беспредметные) конфликты | Не имеют предмета или имеющийся предмет не является важным для одного или обоих субъектов конфликта |
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конструктивные конфликты отличаются тем, что у собеседников сохраняется направленность на предмет спора, и они осознают цели и средства совместной деятельности, адекватно оценивают свое состояние и состояние партнера, взаимные возможности. Их разногласия при этом не принимают необходимого характера, проявляется лишь взаимная неудовлетворенность ходом общения и друг другом.
Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Они возникают тогда, когда взаимная неудовлетворенность достигает «критического порога» и становится неуправляемой и необратимой. Он проявляется в стремлении партнеров завысить свои возможности, самоутвердиться за счет ущемления интересов оппонента, внеобоснованной критике, пренебрежительных репликах, жестах, взглядах в его адрес. Собеседником они могут восприниматься как личные оскорбления и вызывать противодействие с полным уходом от предмета обсуждения и переходом на личности и взаимные оскорбления.
80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и из-за того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает значения.
Виды конфликтов в лагере
1. Вожатый – вожатый
Причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей.
Конфликты между вожатыми в лагере касаются и межличностных отношений, и решений по деловым вопросам при организации мероприятия. Поэтому лучше заранее выяснить, с кем придется работать на одном отряде, пообщаться и побольше узнать друг о друге. А все деловые вопросы старайтесь решать заранее до выступления или проведения мероприятия. Возникающие между вами и вашим напарником конфликты, легче и проще выяснить сразу, спокойно, не доводя до взаимных обид, и естественно, не при детях!!!
Если же, все-таки, у вас случилось так, что вы не можете даже видеть своего напарника, а бывает и такое, то вам все равно лучше проработать до конца смены, сжав зубы и изображая на лице миролюбивое выражение.
Замотивируйте напарника на взаимодействие. Определите вашу общую с ним цель работы, согласовывайте работу с напарником (составляйте ваш общий план работы на день), укажите важность и положительный эффект вашего с напарником взаимодействия.
Никогда нельзя ставить перед собой цель – понравиться детям больше, чем ваш напарник. Дети должны одинаково любить и уважать обоих вожатых.
Если вам неудается договориться вдвоем, прибегните к помощи старшего вожатого.
Есть закон в вожатской работе: если все хорошо в вожатской паре, то все хорошо и в самом отряде! Запомните это!
2. Вожатый – администрация, персонал
Причины: разделение власти, неопределенность должностных обязанностей.
В этом отношении, как нельзя, кстати, применимы слова «повезло» или «не повезло». Поэтому, на всякий случай, лучше не иметь проблем с начальством, тщательно заполнять все «бумажки» и заявление, ходить на планерки и т.д. Все-таки вы на работе и у вас есть обязанности.
ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ ВОЖАТОГО АДМИНИСТРАЦИЯ?
· Дисциплины
· Благодарности от родителей
· Быть в хорошем свете перед вышестоящими органами
· Отдохнуть
· Чтобы их не допекли проблемами
· Сэкономить материальные ресурсы
· Сохранности материальной базы
· Хороших отношений
· Преклонения.
ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЖАТЫЙ?
· Организации быта и материальной базы;
· Уважение как к коллеге
· Чтобы не мешали, не вмешивались во время рабочего процесса
· Психологической поддержки и одобрения
· Поддержания статуса руководителя
· Взаимной защиты
Так или иначе, вам придется выполнять приказы администрации лагеря. Это ваше начальство, ваш работодатель, который за неисполнение или ненадлежащее исполнение вами ваших должностных обязанностей вправе вас уволить. При оформлении на работу ознакомьтесь с вашей должностной инструкцией и вашими должностными обязанностями. До начала сезона на общей планерке выясните требования администрации лагеря и их ожидания от вашей работы. Постарайтесь найти общий язык с персоналом лагеря. Особенно обратите внимание на ваши отношения с завхозом, зав.столовой, мед. персоналом. Это те люди, хорошие отношения с которыми могут значительно облегчить вашу работу в лагере.
Фишечка в общении с персоналом: если что-то просите, просите для детей, то есть вместо «нужно мне» используйте «нужно детям».
При работе на отряде с воспитателем:
1. Разграничьте обязанности. Выясните, чем занимается воспитатель, а чем, по его мнению, должны заниматься вы. Еще раз прочитайте свою должностную инструкцию и посмотрите, не много ли обязанностей на вас «свесил» ваш воспитатель.
2. Обязательно найдите с воспитателем общий язык, попытайтесь ему понравиться, не бойтесь попросить у него помощи.
3. Если воспитатель не выполняет свою работу или он лезет в вашу работу, попробуйте спокойно с ним поговорить, не доводя дело до конфликта. Если конфликта избежать не удалось, и вы не можете его решить, обратитесь к старшему вожатому.
Все конфликтные ситуации с администрацией лагеря и персоналом старайтесь решать не напрямую, а через старшего вожатого!!! Также всегда ставьте старшего вожатого в известность о возникших конфликтных ситуациях с администрацией лагеря или персоналом.
3. Вожатый – ребенок
Причины: превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки, недостаток внимания, антипатия.
Именно конфликты между вожатыми и детьми составляют большую часть проблем, которые могут произойти у вас на отряде. Возникают они чаще всего по инициативе детей. Когда ребенок приезжает в лагерь, он рассчитывает на гораздо большую свободу действий, чем дома, и режимные моменты, на которые вы акцентируете внимание в первый же день, воспринимаются им в штыки. Главная задача при разрешении таких конфликтов – выявить причину, пытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения требования, и ни в коем случае не заставлять его.
Поэтому, чтобы понять, почему ребенок поступает так, а не иначе, вам необходимо распознать и понять истинную причину конфликта.
Конфликт легче предупредить, чем погасить!!! Помните об этом, и от вашей работы останутся только самые радостные и светлые воспоминания.
Старайтесь больше времени общаться с детьми, заработайте настоящий авторитет, сделайте так, чтобы дети вас уважали и вам доверяли. Тогда конфликтов типа «вожатый-ребенок» станет гораздо меньше.
4. Вожатый – родитель
Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым разные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Если это звучит в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта. При разговоре с родителями необходимо:
· Обязательно отвечать на вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно обратиться за разъяснением
· Ни в коем случае по-детски не оправдываться
· Стараться говорить с родителями на равных, ведь вы взрослый человек, а не нашкодивший подросток, и желаете детям только добра
· По возможности прогуляйтесь с родителями по территории, или сядьте друг напротив друга; это поставит вас в равные условия, и вы сможете спокойно обсудить возникшие проблемы.
Родители почти всегда защищают своего ребенка. Родители хотят, чтобы:
· Дети не испортились после лагеря
· Индивидуального внимания к ребенку
· Слышать, что их ребенок очень хороший
· дети хорошо отдохнули, т.к. дорогая путевка
· у детей было идеальное питание, условия проживания, насыщенная программа, чтобы детям не было скучно и они не просились домой.
· чтобы ребенка никто не обидел.
Необходимо объяснить родителям, что в лагере есть режим и дисциплина. Пытаться найти решение проблемы вместе с родителями. Нужно ждать от родителей поддержки и партнерства, но не решение наших проблем и говорит родителям то, что они хотят услышать.
Несколько общих приемов технологии убеждающего воздействия.
1. «Эффект первой фразы». Проявляйте свою индивидуальность, вызывая интерес слушающих к себе.
2. «Эффект паузы» и «Эффект интонации». Держите слушателя в интеллектуальном и эмоциональном напряжении
3. «Эффект экспромта» Умейте найти слова, относящиеся к конкретной обстановке и конкретному человеку.
4. Чем короче говоришь, тем больше скажешь.
5. Все хорошо в меру. Это касается серьезности и иронии, и горячности, и юмора.
6. Дайте возможность высказаться, до конца стремитесь искренне и серьезно понять точку зрения другого, не отвергая ее сразу
7. Опережайте возможную критику. Ошибку признайте быстро и решительно
8. Секрет Сократа. Задавайте такие вопросы, чтобы собеседник вынужден был говорить «Да»
9. Кодекс взаимоотношений. Найдите верный тон, необходимую дистанцию общения.
10. Держите свои эмоции при себе. Ни в коем случае нельзя повышать голос на родителя, обижаться и тем более плакать. Вы взрослый человек, реагируйте на критику адекватно.
11. Эффект бутерброда: Хорошее-плохое-хорошее. Если вы хотите пожаловаться родителям на ребенка, запрячьте жалобы между двух положительных высказываний об этом ребенке.
5. Ребенок – ребенок
Причины: бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости.
В случаях конфликтах между детьми, вожатый должен выяснить причину конфликта и позицию каждого ребенка. Для попытки разрешения конфликта необходимо поговорить отдельно с каждым ребенком, а потом, если потребуется, поговорить с обоими детьми вместе.
Возможные варианты решения:
· Если один ребенок явно более слабый, помогать ему.
· Если стороны конфликта примерно равны, придерживаться нейтральной позиции
· Показать уважение двум сторонам
· Учить разрешать конфликты
· Смотреть конфликт изнутри
· Ограничить число участников конфликта (только заинтересованные в конфликте, а свидетель конфликта – не участник)
· Дать совместную работу под присмотром
· Иногда можно разъединить детей, если их влияние друг на друга очень плохое
· Быстро решать мелкие ситуации, чтобы не возникли крупные
· Перевести энергию в другое русло
Групповые конфликты
Групповой конфликт – это противоборство, в котором, хотя бы одна сторона представлении малой социальной группой.
· Личность – группа
Протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа немобильна и обладает дополнительной мощностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группе, проявляют большую жесткость, чем обыкновенно могут себе позволить.
ПРИЧИНЫ: нарушение ролевых ожиданий, нарушение групповых норм, расхождение в следующих понятиях:
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ: применение групповых санкций, ограничение или неформального общения.
Вариант | Возможные причины |
Руководитель – коллектив | Новый руководитель, назначенный со стороны. Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров. |
Личность – коллектив | Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность статусу внутренней установки. |
Лидер – группа | Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания. |
Межгрупповые конфликты
Происхождение объясняется природно-обусловленной враждебностью к «своим».
· Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по принципу «Мы - Они»
· Своя группа всегда оценивается выше
· Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой объясняется внутренними причинами. А негативное поведение своей группы и позитивное чужой – внешними обстоятельствами.
· Индивид склонен вести себя более агрессивно. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который снижает чувство персональной ответственности. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых, в случае наказанья и будет направлена энергия.