Технология предупреждения конфликтов. Психологическая традиция работы с конфликтами
Технология предупреждения конфликтов.
Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.
Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней, поскольку ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться. Для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить свое отношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.
Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Грамотно прекратить или сгладить спор можно следующими приемами ( приемы «грамотного общения»): Сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент. Свести проблему к шутке. Перевести разговор на другую тему. Уступить, если проблема спора не особенно важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации. Сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).
Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приёмы. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия.
Умение определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.
* Умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.
* Терпимость к инакомыслию.
* Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.
* Умение управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.
* Умение в общении с окружающими быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежания или уступки.
* В ходе общения с партнером желательно, хотя бы изредка, улыбаться.
* Не нужно ждать от окружающих слишком многого.
* Умение общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению.
* Умение человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.
* Не забывать о чувстве юмора.
Воздействовать на партнера можно разными способами:
* Самый простой способ - не требовать от окружающих невозможного, учитывать, что их способности к различным видам деятельности различны.
* Не стремитесь быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитать человека. Быстро идут только разрушительные процессы, поэтому не ждите мгновенных результатов и действуйте тактично.
* Следите за вербальными знаками. Меняйте свои позы в процессе разговора на более открытые и располагающие. Результатом будет копирование вашей позы и открытость со стороны партнера.
* Очень эффективным способом является предоставление своевременной и точной информации о Ваших интересах и решениях. Если кто-то из окружающих наступает Вам на «любимую мозоль», то не исключено, что он делает это не специально. Ведь это не его мозоль, и он просто может о ней не знать. Что касается решений, то чем раньше Вы их предоставите, тем лучше, никто не любит находиться в состоянии неопределенности, да и Вы наверняка тоже.
* Одним из важных приемов является умение отделить личность партнера от проблемы. Дать понять партнеру, что он человек и имеет право на слабости. Необходимо следовать принципам этики общения: не перебивать, не критиковать и не быть категоричными.
Часто поводом к конфликту служат критика. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный характер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил, знать структуру конструктивной критики, понимать характер критики и придерживаться конкретных целей. К критике нужно относиться осторожно, как к оружию, которым можно ранить партнера. Для сохранения отношений сторон важно то, как партнер воспринимает критику. Если критикуемый позитивно настроен на восприятие критики, то она выполняет конструктивную роль.
Необходимо помнить следующее:
* Критика в свой адрес - резерв совершенствования
* Объективная критика - это форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе
* Нет критики, из которой нельзя извлечь пользу
* Всякий зажим критики вреден, так как затрудняет преодоление недостатков
* Не связывать сущность критики с личностью человека, который ее излагает
* Не очень важна форма критики, важно ее содержание
* Ценная способность - уметь видеть в критике рациональное зерно, даже если оно с первого взгляда не видно
* Меня критикуют - значит, верят в мои способности исправить дело
* Если критика в мой адрес отсутствует - это показатель безразличия ко мне как к работнику
Психологическая традиция работы с конфликтами
В этой традиции упор делается на состояние человека, на его внутренний конфликт или на переживание внешнего конфликта.
Наиболее конструктивным в разрешении конфликта является диалог, как способ достижения согласия и гармонии в себе самом и в отношениях с другими людьми, как поиск интеграции, взаимопонимания или компромисса. Если человек не справляется со своими проблемами, он может прибегнуть к помощи психолога. При этом психотерапевтическая работа – это помощь человеку в диалоге с самим собой, психологическое консультирование – это диалог человека с другими людьми, психологическое посредничество – диалог между людьми.
ПСИХОТЕРАПИЯ. Различные теоретические и практические подходы в работе с людьми, с внутренним миром человека, это всегда побуждение его к внутренней работе, будь то понимание себя, отношение к себе или саморегуляция.
Психотерапевт берет на себя роль третьей стороны. Психотерапия может быть индивидуальной или групповой. В разных направлениях психотерапии (психоаналитическом, бихевиористическом и гуманистическом) - свои традиции работы с конфликтом.
Психоаналитическая работа с конфликтом.
Понимание конфликта – как конфликта между сознательным и бессознательным. (Фрейд выделял три типа внутренних конфликтов: между Оно и Эго, между Эго и Супер-Эго, и между Оно и Супер-Эго). Проблема (неприятное воспоминание, неподобающее побуждение и т.д.) подавляется либо Эго (так как слишком болезненно для сознания), либо Супер-Эго (так как вступает в противоречие с идеалами поведения). В результате, как сигналы о наличии конфликта, как форма переживания этого конфликта (сознательно переживать его человек не может, ведь причина конфликта вытесняется из сознания), у человека появляются симптомы – невротические проявления, неприятные сны, и т.д.
Неприятные переживания могут также перенестись на нейтральный объект – так, например, возникают иррациональные страхи (фобии).
Работа с конфликтом – психоаналитик выступает в роли арбитра, знающего, как пациенту следует себя вести, чтобы разрешить конфликт. Психотерапия строится по аналогии с врачебной процедурой – пациент жалуется на определенные недомогания, а психотерапевт избавляет его от них, «лечит».
Цель психоаналитической психотерапии – приблизить бессознательное к сознательному, уничтожить вытеснение.
Одно из основных понятий психотерапии – сопротивление клиента. Сопротивление поддерживает вытеснение, т.к. осознание человеком подавляемой проблемы неприятно: от проявления прямой враждебности в адрес аналитика до «быстрого выздоравливания» и «бегства в здоровье». При этом, пациент сопротивляется и осознанию своей проблемы, и стимулирующему этот процесс психоаналитику. Работа психоаналитика является борьбой – борьбой с симптомами клиента и с его сопротивлением. Для преодоления сопротивления психоаналитик используют различные способы, например технику конфронтации - внимание пациента привлекается к каким-либо отрицаемым им особенностям его реакций без попытки их объяснения или интерпретации, пациент встречается «лицом к лицу» со своей проблемой. Психоаналитик должен добиться того, чтобы человек, руководствуясь более правильными взглядами (например, если подавляется какое-то неприятное детское воспоминание, пациент, уже со взрослой позиции, стоит другое отношение к нему), примирился с вытесняемым фактом, воспоминанием и т.д. Психоаналитик как бы «перевоспитывает больного», доводит его до «более правильного взгляда».
Поведенческая психотерапия
Понимание конфликта – противоречие между желаемым клиентом поведением и неумением, невозможностью по какой-либо причине его добиться. На сегодняшний день в понятие «поведение» включены мотивационные, эмоциональные и когнитивные компоненты.
Работа с конфликтом – поведенческая психотерапия стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами. При этом задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности не ставится. Жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором терапия фиксируется, а не как симптомы лежащей за ними проблемы. Пациент и психотерапевт договариваются об определенных целях терапии.
Наиболее успешными оказались варианты соединения бихевиаризма и когнитивизма, одним из самых известных таких подходов является психотерапия А.Эллиса. Он предполагает, что все люди воспринимают события по разному, и по-разному на них реагируют. Существуют иррациональные установки, которые не соответствуют реальности, и поэтому порождают неадекватные переживания и поведение. Например, такая установка: «Причиной моих чувств и поступков является мое прошлое, то есть все ужасные события, которые произошли со мной, когда я был ребенком, или в прежнем браке, или на прежней работе». Усиление адекватности переживаний и поведения человека может быть достигнуто за счет выявления этих иррациональных установок и работы с ними (как правило, с помощью конфронтации) с целью пересмотра и замены на более гибкие стратегии отношения. Пример такого пересмотра: «Я ребенок. Я заслуживаю того, чтобы чувствовать себя виноватой» → «Я имею право иногда быть незрелой. Я не совершенство и не нуждаюсь в этом. Нет необходимости чувствовать вину. Это не поможет».
Работа с конфликтами в гуманистической психологии
Понимание конфликта – некая проблема, которую человек способен понимать, осознавать.
Работа с конфликтом – Практически вся инициатива передается клиенту, психотерапевт не предлагает никаких своих интерпретаций. Роль психотерапевта в том, чтобы способствовать процессу, идущему внутри клиента, стимулировать его, побуждать к «исследованию» собственного опыта. Психотерапевт является посредником, помогающему человеку найти путь к самому себе, разрешить внутренний конфликт.
Групповая психотерапевтическая работа
Групповая психотерапия решает те же задачи, что и индивидуальные, но она имеет свою специфику – это целенаправленное использование групповой (т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта)
динамики в лечебных целях. Благодаря процессам, возникающим в группе, проявляются внутренние конфликты и нарушенные отношения человека. А за счет обратной связи он получает возможность лучше осознать свои проблемы. Реакции других на клиента и его на других в группе могут облегчить разрешение межличностных конфликтов вне группы. Разрешение внутренних конфликтов каждого участника происходит с помощью диалога, идущего в группе, который стимулирует диалог человека с самим собой.
Особой формы групповой психотерапии является психодрама. Ее автор, Дж.Морено сразу создавал психодраму именно как метод групповой работы (другие формы часто лишь переносили на группу принципы индивидуальной психотерапии).
По Морено, именно в ролевом поведении, в ролевом взаимодействии с окружающими в наибольшей степени проявляется Я человека с его конфликтами, внутренними и межличностными трудностями. Проигрывание своих ролей и ролей своих партнеров по взаимодействию помогает осознать свои проблемы, переосмыслить их, прийти к более адекватному их пониманию и пониманию себя в целом.
Г.Лейтц (ученица Морено) выделила два вида конфликта: интраролевой и интерролевой.
1. Интраролевой конфликт – это когда человек отвергает или считает, что неудовлетворительно исполняет какую-то роль (например, мать признает роль женщины, любящей своих детей, но отвергает роли кормилицы и воспитательницы). Интраролевой конфликт может болезненно переживаться, если человек осуждает себя за это. Эффективная терапия такого конфликта может быть реализована за счет формирования нового отношнния к своим ролям в ходе проведения соответствующих ролевых игр. Другой вариант – психодраматическая переработка конфликта – предполагает более глубинную работу, позволяющую выявить скрытые причины отвержения ролей и помочь клиенту либо преодолеть это отвержение, либо принять его как собственную невозможность исполнения роли или право ее не исполнять.
2. Интерролевой конфликт. Это противоречие или даже несовместимость разных ролей человека. Для разрешения этого конфликта в психодраме используется техника множественного дублирования. Оно представляет собой сценическую материализацию внутреннего драматического диалога человека – по обе стороны от клиента стоял люди, играющие противоречащие между собой роли (например, матери и профессионала на работе), все трое разговаривают между собой, «роли» доказывают клиенту свою важность и т.д. Это помогает человеку более четко осознать реальность возникшего противоречия, его масштабы, возможные следствия и т.д.
3. Интраперсональные ролевые конфликты. По Лейтц, эти конфликты отличаются тем, что берут свое начало в прошлом индивида. Например, мужчина не может реализоваться в роли отца, потому что в детстве сам был лишен полноценного общения с отцом.
4. Интерперсональный ролевой конфликт. Речь идет о ситуации взаимодействия людей, взаимной ролевое несоответствие которых порождает у них проблемы. Здесь также применяются игры со сменой ролей, тогда конфликт можно будет оценить более объективно и адекватно обсудить.