Основные способы влияния на людей в процессе возникновения и эскалации конфликтов

Существует два варианта взаимодействия в конфликте – конкурентное, направленное на достижение собственных целей за счет партнера, и кооперативное, основанное на попытках договориться

Проблема психологического влияния является предметом внимания ряда публикаций Е. В. Сидоренко. С использованием работ отечественных и зарубежных авторов ею составлены классификации видов влияния

Вид влияния Определение Средства влияния  
1. Убеждение Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения Предъявление адресату ясных, четко сформулированных аргументов в приемлемом для него темпе и в понятных для него терминах (метод развертывания аргументации). Открытое признание как сильных, так и слабых сторон предлагаемого решения, дающее адресату понять, что инициатор сам видит ограничения этого решения (метод двусторонней аргументации). Получение согласия на каждом шаге доказательства (метод положительных ответов Сократа)  
2. Самопродвижение Открытое проявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов, назначении на должность и др. Реальная демонстрация своих возможностей. Предъявление сертификатов дипломов, официальных отзывов, патентов, печатных работ и др. Раскрытие своих личных целей. Формулирование своих запросов и условий.  
3. Внушение Сознательное, неагументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям Личный магнетизм. Личный авторитет. Уверенность вербального и невербального поведения. Отчетливая, размеренная речь. Использование условий и обстановки, усиливающих суггестивное воздействие (приглушенное освещение, ритмические звуки, ритуальные прикосновения и др.). Выбор наиболее внушаемых партнеров.  
4. Заражение Передача своего состояния другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться или усваиваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно. Высокая энергетика собственного поведения. Артистизм в исполнении действия. Интригующее вовлечение партнеров в выполнение действия. Постепенное наращивание интенсивности действия. Индивидуализировнаный взгляд в глаза. Прикосновение и телесный контакт.  
5. Пробуждение импульса к подражанию Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным Публичная известность. Демонстрация высоких образцов мастерства. Явление примеров доблести, милосердия, служения идее.Новаторство.Личный магнетизм.«Модное» поведение и оформление внешности.Призыв к подражанию.
6. Формирование благосклонности Развитие у адресата положительного отношения к себе. Проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности. Высказывание благоприятных суждений об адресате.Подражание адресату. Оказание ему услуги.
7. Просьба Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия Ясные и вежливые формулировки. Проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям.
8. Принуждение Требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами. Субъективно принуждение переживается: инициатором – как собственное давление, адресатом – как давление на него со стороны инициатора или обстоятельств Объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований. Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений.Запугивание возможными последствиями. Угроза наказанием, в наиболее грубых формах – физической расправой.
9. Деструктивная критика Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/ или грубое агрессивное осуждение, осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя Принижение личности партнера по общению (например, по формуле: «Да что тебе объяснять, все равно ты не поймешь»). Высмеивание того, что критикуемый не в состоянии изменить: внешности, социального и национального происхождения, скорости реакций. Высказывание справедливых критических замечаний адресату,
который находится в состоянии ошеломленности и подавленности неудачей.  
10. Игнорирование Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях игнорирование выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером Демонстративное пропускание слов партнера «мимо ушей». Невербальное поведение, указывающее на то, что присутствие партнера не замечается. Невыполнение обещаний или опоздание с отсутствием попыток что-либо объяснить. Молчание и отсутствующий взгляд в ответ на вопрос, упрек или любое другое высказывание партнера. Внезапная смена темы разговора.  
11. Манипуляция Скрытое от адресата побуждение к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне и признавал себя ответственными за них. Нарушение личного пространства, Резкое ускорение или замедление темпа беседы. Поддразнивающие подзадоривающие высказывания (например: «Вряд ли ты сможешь это сделать» «Невинный» обман, введение в заблуждение.Замаскированные под малозначительные и случайные высказывания оговор и клевета. Преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, неосведомленности, «глупости» для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу «Невинный» шантаж («дружеские» намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом)  
           




Наши рекомендации