Тема 2. Психическое отражение окружающей действительности. Познавательные процессы.
Практическое занятие:
Цель: На практическом занятии преподаватель проводит текущий контроль успеваемости с целью определения степени усвоения учебного материала, своевременного выявления и устранения недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации работы обучающихся в ходе занятий и оказания им индивидуальной помощи.
Целесообразно:
- применять методические приемы и средства для поддержания активности курсантов, развития интереса к теме;
- обеспечить высокий уровень выступления курсантов;
- добиваться практической направленности практического занятия, в изложении материала ориентироваться на профессиональную подготовку специалистов органов внутренних дел;
- равномерно распределять групповые и индивидуальные задания;
- соблюдать такт и уставные взаимоотношения в общении с курсантами.
Задания на практическое занятие: Организация вступлений курсантов по вопросам практического занятия, с учетом установленного регламента и запланированной методики обсуждения вопросов практического занятия с выработкой умений по теме.
Индивидуальное и групповое обсуждение решенных задач:
1. Дать характеристику понятию психики и раскрыть ее основные функции.
2. Дать характеристику классификации познавательных психических процессов
3. Проанализировать развитие познавательных процессов в деятельности сотрудников органов внутренних дел
Проведя проверку индивидуальных и групповых заданий, преподаватель подводит итог практического занятия в целом и определяет, в какой степени достигнута его цель; анализирует выступления слушателей и оценивает в баллах уровень усвоения программного материала по теме; обращает внимание на общую подготовленность группы к занятию; определяет зада-ние слушателям на доработку слабо усвоенных вопросов и сроки отчета по ним; дает задание к следующему занятию и методические рекомендации по самостоятельной подготовке к нему; приглашает курсантов, пропустивших занятие, на отработку материала через командира учебной группы, назначив время индивидуальной консультации.
Вопросы для обсуждения:
1. Творческое и критическое мышление, их значение для успешной профессиональной деятельности.
2. Свойства внимания их значение в профессиональной деятельности.
3. Природа памяти, основные мнемические приемы
Тематика рефератов:
1. Понятие и функции внимания. Свойства и виды внимания. Внимание как регулятор познавательной деятельности.
2. Понятие и функции воображения. Виды и механизмы воображения. Взаимосвязь мышления и воображения.
3. Непосредственное отражение окружающей действительности. Понятие и характеристика ощущения и восприятия. Закономерности и виды ощущений. Свойства и виды восприятия. Взаимосвязь ощущения и восприятия.
4. Понятие и характеристика представления. Классификация представлений и их взаимосвязь с другими познавательными процессами.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Психическое отражение окружающей действительности. Понятие и эволюция психики, ее основные функции. Психические свойства, процессы и состояния. Понятие и содержание сознания как формы отражения действительности. Функции сознания.
2. Классификация познавательных процессов. Взаимосвязь познавательных процессов в деятельности личности.
3. Понятие и функции памяти. Виды и процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти личности. Мнемотехника.
4. Понятие и функции мышления. Операции мышления. Формы логического мышления. Классификации видов мышления. Мышление как процесс решения задач. Индивидуальные особенности мышления и их значение для профессиональной деятельности. Проблема понимания интеллекта в психологии.
Тесты:
1. Психология это:
А) субъективное отражение объективной реальности
Б) наука для описания и объяснения морали
В) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности
Г) наука о психике
Д) философское учение о душе
2. С.Л. Рубинштейн сформулировал фундаментальный принцип ______, следование которому определило достижения российской психологической мысли советского периода.
А) детерминизма
Б) единства сознания и деятельности
В) развития
Г) системности
Д) открытости
3. Метод психологического исследования, в котором целенаправленно и осознанно создается искусственная ситуация, в которой изучаемой свойство оценивается лучше всего, называется….
А) тестом
Б) наблюдением
В) экспериментом
Г) опросом
Д) анализом
4. Высшей формой развития психики является:
А) ощущение
Б) инстинкт
В) сознание
Г) речь
Д) действие.
5. Процесс активного взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого субъект удовлетворяет какие либо свои потребности называется…
А) поведением
Б) восприятием
В) воображением
Г) сознанием
Д) деятельностью
Рекомендуемая литература
б) основная литература:
1. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст]: учебник / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 583 с. Гриф УМС
2. Нуркова В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 575 с.
3. Сосновский Б.А. Психология в 2-х томах издание 3-е пер. и доп. Юрайт, 2014г.
в) дополнительная литература:
1. Аминов И.И. Психология делового общения: учеб. пособие / И.И. Аминов. - М.: Омега-Л, 2011. - 304 с.
2. Буткова Т.А. Формирование психологической компетентности сотрудников ОВД: методические рекомендации / Т.А. Буткова. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 64 с.
3. Долженко В.Ю. Психология для руководителей ОВД: учеб. пособие / В.Ю. Долженко, Ю.В. Клочко. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2010. - 44 с.
4. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник / М. И. Еникеев. - 2-е перераб. изд. - М.: Норма, 2012. - 640 с.
5. Камнева Е.В. Профессиональная деформация сотрудников ОВД: факторы и формы проявления: монография / Е.В. Камнева. - М.: ВНИИ МВД России, 2011. - 108 с.
6. Коммуникативная психология: курс лекций / И.Н. Бобровничий. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2009. - 128 с.
7. Немов, Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 687 с. Гриф МО
8. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в МВД России (генезис, концепция, организация, критерии): монография / В.Е. Петров. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2009. - 222 с.
9. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 384 с.
10. Психология развития: учеб. пособие / Грейс Крайг, Дон Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 940 с.
11. Социальная психология: курс лекций / А.А. Таганова. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010. - 316 с.
12. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / С.Е. Кораблев. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 240 с.
13. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учебник / Ю.В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 480 с.