Использование уровней обобщения
Процесс изменения восприятия при перемещении вверх и вниз по логическим уровням. Укрупнение (перемещение вверх) означает движение в сторону обобщений и работу с большими классами, включающими членов этого класса. Разукрупнение означает движение вниз к специфическим членам класса, или к частям: целого. Примером укрупнения может быть общий разговор о личных взаимоотношениях и о роли в них конфликта и агрессии. При разукрупнении мы будем говорить о конкретном примере или недавнем эпизоде появления конфликта и агрессии во взаимоотношениях.
Калибровка
Способность замечать и аккуратно оценивать состояние клиента и изменения этих состояний на основе невербального поведения.
Карта
Полное описание того сложного процесса, посредством которого клиент структурирует информацию и репрезентирует ее в своей собственной реальности.
Кинестетический
Относящийся к опыту и репрезентациям, полученных посредством чувств, ощущений и восприятия эмоций.
Ключи глазного доступа
Специфические движения глаз, указывающие на используемый тип мышления и связанные с визуальными, аудиальными и кинестетическими процессами.
Конгруэнтность
Ситуация, в которой клиент во всех модальностях выражает одно и то же по поводу своего опыта. К примеру, изменение тона голоса, сказанные слова и их смысл: у клиента на глазах слезы, и дрожащим голосом он говорит, что он очень сожалеет о своих действиях по отношению к другому человеку.
Контроль
Процесс, используемый клиентом для сохранения своей целостности, идентичности и деятельности среди изменяющихся обстоятельств.
Копирование
Повторение некоторых аспектов поведения клиента для установления длительного раппорта.
Критерий
То, что является значимым для клиента в любой конкретной ситуации или контексте.
Линия времени
Способ, которым клиент организует репрезентации своего прошлого настоящего и будущего в виде воссозданных или сконструированных образов, звуков и ощущений.
Мета-модель
Восстановление репрезентации реальности из репрезентации клиента, полученной при помощи сенсорных фильтров, а также процессов обобщения, опущения и искажения.
Метафора
Косвенное описание чего - либо (человека, поведения, ситуации) через подобное со сравнением их либо взаимоотношений.
Моделирование
Процесс выявления и определения такой последовательности репрезентаций и действий, которая приведет клиента к достижению цели.
Нейро-лингвистическое программирование
Изучение структуры субъективного опыта и мастерства человека.
Номинализация
Лингвистическая форма, используемая клиентами и получающаяся в результате трансформации глаголов в существительные, при этом эти существительные становятся конкретным понятием. "Я нахожусь в депрессии" - пример использования номинализации.
Обобщение
Намеренная или ненамеренная репрезентация некоторых аспектов опыта как целого класса событий при отсутствии доступа к нему. Обобщения могут быть как полезными: "Никогда не прикасайся к горячей плите", так и вредными: "Любой полет убьет тебя",
Обратная связь
Наблюдение и оценка состояний клиента на основе его невербального поведения и языка.
Опущение
Намеренный или ненамеренный пропуск некоторых аспектов опыта, не имеющих внутренней репрезентации у клиента. Этот процесс помогает клиентам управиться со своим миром и не дает волнам не желаемых стимулов захлестнуть их. Между тем, при этом часто опускаются те аспекты опыта, которые должны присутствовать в жизни клиента.
Отражение
Заимствование некоторых аспектов поведения клиента и повторение их так, как будто вы являетесь его зеркальным отражением. К примеру, если клиент постукивает указательным пальцем левой руки, то консультант отражает постукиванием указательного пальца правой руки.
Перекрестное отражение
Отражение движений клиента другими движениями: к примеру, моргание глазами в ритме дыхания клиента.
Поведение
Любая активность клиента, включая сюда сенсорные и когнитивные репрезентации, язык и мышление.
Поведенческая гибкость
Способность человека изменять свое поведение для получения желаемого ответа от другого человека.
Подстройка
Установление и поддержание раппорта с клиентом посредством языка, поведения, убеждений, ценностей и интересов, совпадающих с его моделью мира.
Подстройка к будущему
Процесс мысленной репетиции желаемого результата для того, чтобы убедиться, что желаемое поведение проявится в будущей реальной ситуации легко и автоматически.
Предикаты
Слова, используемые клиентом при описании своего опыта и указывающие на специфическую сенсорную репрезентативную систему, например: ясная перспектива; звуки ссоры; чувствовать вес мира на своих плечах; запах страха; оставляет неприятный привкус во рту.